Сайт для молодых кинематографистов

Алексей Нужный: «Практика в кино-самое главное»

Молодой кинематографист Алексей Нужный, режиссер короткометражного фильма «Конверт», выигравший уникальный конкурс Jameson First Shot и снявший в главной роли знаменитого американского актера Кевина Спейси, рассказал корреспонденту Молодежного центра СК РФ о себе и своих представлениях о будущем кино. - Давай начнем с самого начала – с образования… А.Н.: На самом деле у меня два кинообразования. Первое – режиссер-документалист…

Молодой кинематографист Алексей Нужный, режиссер короткометражного фильма «Конверт», выигравший уникальный конкурс Jameson First Shot и снявший в главной роли знаменитого американского актера Кевина Спейси, рассказал корреспонденту Молодежного центра СК РФ о себе и своих представлениях о будущем кино.

Алексей Нужный— Давай начнем с самого начала – с образования…

А.Н.: На самом деле у меня два кинообразования. Первое – режиссер-документалист (Первая школа кино и телевидения), а второе – драматург (New York Film Academy). Учась в МГТУ, я как режиссер ставил КВН и прочие студенческие мероприятия.

— То есть кинообразование уже было дополнительным, а какое же основное?

А.Н.: Инженер-механик — моё первое образование. Но, даже учась в университете на инженера, я всегда занимался только творчеством, поэтому машину свою я ремонтирую в автосервисе. Получив кинообразование, я долго работал сценаристом, потому что сразу же заполучить проект как режиссер очень тяжело. Из того, что я написал, мне по-настоящему близка только одна работа, которую я сейчас снял, но еще не смонтировал. Этот драматический триллер называется «Хороший плохой день». И, пожалуй, еще один мультипликационный проект «Снеговик» — о снеговике, который борется с глобальным потеплением. Вообще, когда рассказываешь историю в одно предложение, это всегда большой плюс. Если можешь выразить героя и конфликт в 5-6 словах, это всегда круто, правда же?

— Да! Ты сам будешь рисовать?

А.Н.: Нет, этим должны заниматься аниматоры. Вообще этой истории нужен отличный режиссер-аниматор. Сейчас я такого ищу. Возможно, я выступлю в этом проекте как продюсер. Там отличный крепкий сценарий получился, и все, кто читали, говорят: «Слушай, если сделать хорошо, то это будет «русский Pixar».

— Мне так и представляется.

А.Н.: Там очень сильная драматическая история главного персонажа, но выражено это через юмор. Я уверен, это одна из тех историй, которая проникнет в сердце зрителя.

— А остальные твои работы разве тебе не нравятся?

А.Н.:Все истории, над которыми я работал — это отличный опыт. Но они уже пройденные. Творческий человек развивается, живет, растет, и вот он смотрит на свою старую работу и думает: «А вот здесь я неправильно сделал, можно было сильнее, здесь не докрутил, слабоватенько».

Мне думается, любопытный сценарий получился у меня в фильме «Хороший плохой день», там я попытался применить все свои знания, полученные в Нью-Йоркской киноакадемии. «Хороший плохой день» выйдет осенью 2014 года. Обязательно посмотрите этот фильм. Он очень живой.

— То есть, он еще не начинал фестивальную историю?

А.Н.: Нет, он на монтажном столе сейчас лежит. Монтирую. Там история о молодом отце, который спасает своего сына. И при этом, спасая его, он должен выполнить три желания гангстера-психопата. Главные роли сыграли Леонид Исаакович Ярмольник — замечательный актер, и Саша Ильин-младший, известный нам по роли Семена Лобанова из сериала «Интерны». И вот два очень крепких, сильных драматически актера, приняли участие в моем последнем проекте «Хороший плохой день». Я остался ими очень доволен. Спасибо им человеческое.

— Ты участвовал в конкурсе Jameson First Shot. Расскажи, какую историю там ждут, как правильно ее подать?

А.Н.: Они ждут просто крутой сценарий, который заставит их испытать любую эмоцию: смех, страх, слезы. Это нужно выразить в 7 страницах. Вы можете сделать историю из одной сцены, и это займет у вас пять страниц. В моем фильме было шесть-семь сцен. В идеале в вашей истории должно быть две, в крайнем случае, три локации, которые вы успеете снять за два дня. Если у вас три локации, то первый съемочный день вы, скорее всего, будете снимать на одной локации, а во второй с переездом. И могу сказать, что день съемки с переездом – это всегда тяжело. Лучше не рисковать. Если что-то пойдет не так, у вас не будет возможности доснять его потом, таковы правила.

— Сюжет фильма «Конверт» ты создал специально для конкурса?

А.Н.: Идея самого фильма появилась до конкурса. Я много изучал Ильфа и Петрова и наткнулся на удивительную историю. Потом появился конкурс. О нем я узнал, изучая Финчера. Он любит снимать Кевина Спейси. Вот такая причинно-следственная связь. Я люблю Финчера, нравится он мне, и я о нем все знаю, его повадки, образ жизни, стиль. Не то, что я хочу быть похожим на него, совсем нет, я ищу формулу, почему он такие классные фильмы снимает. Потому что помимо таланта существует еще и формула, магия, удача, мне так кажется.

— Чем для тебя лично стал этот проект, хорошая ли это самореклама?

А.Н.: Конечно — да. Но мне не это важно, прежде всего. Считаю, что маленький проект такого уровня даст возможность создать серьезный проект большого уровня, если вы сами этого хотите. А я хочу и люблю заниматься кино, поэтому делаю это исключительно потому, что мне в нем комфортно.

— Соавтор Николай Ковбас, с которым ты работаешь, — это твой друг?

А.Н.: Да, мой друг. Он – очень крепкий драматург, человек с большим опытом жизни. Ему пятый десяток, мы с ним как-то сразу нашли друг друга. Мне очень нравится с ним работать, потому что он — профессионал, а с профессионалами всегда работать здорово.

— Где вы познакомились?

А.Н: Нас познакомил продюсер Жора Малков, генеральный продюсер кинокомпании Enjoy movies. Он делал фильм «Мамы», «С новым годом, мамы». Он нас познакомил с Колей, и ему за это огромное спасибо. Мы с Колей сделали для него кино «Легок на помине», скоро оно выйдет в прокат. Удачи ему с этим проектом. Он не простой.

— Расскажи, пожалуйста, как ты учился у Пола Брауна, как он повлиял на тебя и на твое творчество?

А.Н.: Пол хороший и сильный наставник, он как-то с самого начала что-то во мне разглядел. Я написал на его занятиях историю про себя маленького, о том, как я пытался защитить маму, а на самом деле все вышло наоборот. Это была очень честная история. Пол говорит, что такие истории о себе самые сильные. Если ты умеешь передать себя в герое, то это самое главное. Фильм, который я сейчас монтирую, «Хороший Плохой день», он о молодом отце, которым я, собственно, и являюсь. На этом проекте у нас образовалась хорошая команда. На мой взгляд, одни из лучших российских продюсеров — Саша Цекало, Руслан Сорокин, очень-очень толковые. С ними хочется работать.

— С Цекало у тебя проект «Хороший плохой день»?

А.Н.: Да, там Саша и Руслан продюсеры. Пока мы сделали только этот общий проект, но я надеюсь, мы сделаем ещё много хороших работ. Есть и силы, и идеи, и возможности.

— Как долго работал над этой картиной?

А.Н.: Почти пол года, а снимал 28 съемочных дней. Полный метр снимается обычно за 35 съемочных, но мы сняли быстрее, потому что до этого у нас было много времени на пре-продакшн. Имея пре-продакшн, ты можешь где-то уплотнять график. Первоначально было заложено 25 съемочных дней, но 3 дня мы припасли дополнительно из-за погодных условий.

— Снимали летом?

А.Н.: В сентябре и октябре, в Одессе.

— Я слышала, что помимо сферы кино ты занимаешься еще и проведением праздников?

А.Н.: Уже нет. Это было очень давно, сейчас я этим не занимаюсь. Я проводил праздники, когда нужно было зарабатывать себе на жизнь. Я занимался этим, когда окончил университет, в 2005году. И примерно до 2011. Два года уже ничего не веду, потому что не хватает времени. В данный момент кино съедает всего меня, и у меня есть хобби, на которое тоже надо тратить время. Я перестал этим заниматься, хотя это приносило мне хороший доход, я мог обеспечивать семью и ни о чем не волноваться. Но это просто не мой путь. Только деньги не приведут тебя туда, где ты должен быть.

-Что самого сложного было в становлении на кинематографический путь?

А.Н.:Самое сложное – взять на себя ответственность и сделать так, чтобы продюсеры стали тебе доверять. Этот барьер нужно сломать. Также, всегда сложно рассказать историю, именно ту, которую ты задумал, потому что помимо тебя на площадке работают ещё 70 человек, работающих на твое кино. И они могут работать на тебя настолько, насколько они умеют это делать. Не больше. А тебе всегда хочется больше. Но все не так уж и легко. И это круто. Чем сложнее, тем лучше. Трудно жить — легче.

-Ты вошел в кино в качестве сценариста. А как перешел к режиссуре, кто-то предложил?

А.Н.:«Конверт» стал моим портфолио и я параллельно писал истории, предлагал себя уже в качестве режиссера. Вообще надо практиковаться. Практика в кино это самое главное, потому что можно владеть теорией, а на площадке все пойдет не так. Обязательно что-то пойдет не так. Поэтому всегда нужно уметь принимать решения за всех. Это самое сложное, и это как раз и является задачей режиссера — принимать быстрые, секундные решения…

Это одна из сложнейших профессий, и я всем желаю научиться этому. Перед стартом проекта «Хороший плохой день» Кевин Спейси сказал мне: «Делая это кино, не забывай дышать». Иногда случается такая гонка, что ты не успеваешь глубоко вздохнуть и подумать. Бежишь, бежишь, бежишь. Как правило, такое происходит на сериальных проектах, но сейчас сериальная индустрия растет, надеюсь, что там также будут место для воздуха.

— Как думаешь, Возможно ли стать настоящим кинематографистом, не получая профильного образования?

А.Н.: Да, вполне возможно. Если человек практикуется и верит.

— А кинообщество его примет?

А.Н.: Конечно. Единственный выход — это снимать, снимать и практиковаться. Не бояться, не бояться упасть, не бояться подниматься. Если у тебя есть, что сказать, есть, что вынести изнутри, тебя это волнует, трогает твое сердце – значит, оно затронет сердца других людей.

— Как считаешь, на что должен сделать упор Молодежный центр Союза кинематографистов России в помощи начинающим киноманам?

А.Н.: Мне кажется, что единственный верный путь – это система питчингов, которые могут устраиваться раз в две недели для молодых кинематографистов, как это делают все большие студии. Правила Молодежного центра не должны придумываться с нуля. Возьмите правила любого мейджора, например компания 20th CenturyFox, у них там каждый четверг или пятницу проходит питчинг. Пусть соберутся куча авторов, желающих снять «коротыш» за два-три дня и поделятся своими историями. Устраивайте питчинги, пусть люди приходят и рассказывают! А вы дайте им возможность воплотить этот фильм. Выберите на этой неделе одну историю, на следующей новую, пусть этот режиссер сделает свое кино. Дайте ему сломать этот барьер. И за год у молодежного центра будет 50 коротких метров и 50 режиссеров, потом полный метр, потом еще и еще, и люди будут развиваться вместе с вами, расти. Система питчинга – идеальна в настоящее время, лишь бы было желание, камера и что сказать. Хороший сценарий, как правило, превращается в хороший фильм.

Беседу вела Кристина Деева

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *