MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

Пятница. XIII. В Екатеринбурге завершился XIII фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба»

«Пятница. XIII» – Так назывался второй номер фестивальной газеты «Кинопроба», которую автор этой статьи имела честь выпускать в рамках нынешнего фестиваля (Другие номера газет: http://www.kinoprobafest.com/russian/festival_paper/). Киношники – люди, как известно, суеверные. И хотя большая часть организаторов (включая президента фестиваля Владимира Макеранца и директора Лилию Немченко) уверяли, что в несчастливость этого числа не верят и вообще…

«Пятница. XIII» – Так назывался второй номер фестивальной газеты «Кинопроба», которую автор этой статьи имела честь выпускать в рамках нынешнего фестиваля (Другие номера газет: http://www.kinoprobafest.com/russian/festival_paper/).

cnp_ntl_01
Фото Наталии Егоровой

Киношники – люди, как известно, суеверные. И хотя большая часть организаторов (включая президента фестиваля Владимира Макеранца и директора Лилию Немченко) уверяли, что в несчастливость этого числа не верят и вообще очень его любят, с трудностями фестивалю в этом году столкнуться пришлось. Начиная от мистических регулярных поломок официального сайта и аккаунтов в соцсетях, до, пожалуй, в каком-то смысле столь же мистического в Год кино более чем скромного финансирования, предоставленного в последний момент. Несчастливым «совпадением» для киносмотра стало и совпадение сроков проведения с сильнейшим игроком документального фестивального поля – «Артдокфестом», для которого Екатеринбург стал новой (третьей после Москвы и Санкт-Петербурга) площадкой. «Для насыщенной культурными событиями Москвы это, может быть, ничего и не значило бы, но для такого города, как Екатеринбург это сложно. У нас всегда были залы битком», – рассказала исполнительный директор фестиваля Нина Зубкова. «Артдокфест» перетянул на себя не только ощутимую толику зрителей (несмотря на цены за билеты в 250-350 рублей, залы, по свидетельству фотографий и очевидцев, были полны), но и, например, режиссера анимации Михаила Алдашина, который изначально был заявлен среди гостей «Кинопробы», но потом предпочел войти в состав жюри «Артдокфеста».

В результате отечественный анимационный цех на фестивале представлял Сергей Меринов, который и в жюри вошел, и несколько мастер-классов провел, и программу своих фильмов показал. Зарубежную анимацию олицетворял на фестивале дружелюбный Дэвид Чаи – независимый режиссер-аниматор из США (в числе его работ – «25 способов умереть», Stoopid Movie, Fumi and the Bad Luck Foot и др.), координатор программы «Анимация и Иллюстрация» в Университете штата Калифорния в Сан-Хосе. На «Кинопробе» он провел мастер-класс и представил учебные работы своих студентов. (Интервью с ним на сайте фестиваля:  http://kinoprobafest.com/russian/interview_chai_2016/)

Свои мастер-классы и творческие встречи на 13-м фестивале провели члены жюри – режиссер Вадим Абдрашитов (Председатель), сценарист Ярослава Пулинович (интервью с ней на сайте фестиваля: http://kinoprobafest.com/russian/interview-pulinovich/), режиссер игрового кино Оксана Бычкова, режиссер-документалист Андреас Больма (Германия), а также актер театра и кино Сергей Дрейден (документальный фильм о нем режиссера Владимира Непевного «Дрейден-сюита» стал фильмом открытия фестиваля), кинорежиссер, преподаватель и президент Совета директоров Высшей школы искусств Порто (Португалия) Мануэль Сильва (к слову, приезжавший на фестиваль и в прошлом, и в позапрошлом году), режиссер-документалист Елена Демидова (которая также вместе с режиссером Зоей Киреевой проводила традиционный воркшоп: на этот раз студенты снимали два документальных фильма о Ельцин Центре – партнере фестиваля), киножурналист Наталия Егорова.

Конкурсная программа «Кинопробы» в 2016 году насчитывала 88 фильмов из 35 киношкол. География фестиваля охватила 16 стран (афиша киносмотра представила собой срез молодого и актуального кино из Бразилии, Венгрии, Израиля, Индии, Германии,Испании, Казахстана, Канады, Польши, Португалии, Румынии, России, США, Тайваня, Франции и Чехии).

Не только количество дней (всего четыре в этом году), но и количество гостей и участников, почтивших своим вниманием киносмотр в этом году значительно сократилось. Единственным участником-представителем не России стал Ерболат Атабай – студент Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенова (будущий режиссер научно-популярного кино), который вместо режиссера Дархана Тулегенова представил картину «Луч утренней зари», где сам сыграл главную роль. На фестивале несколько наивный, но правдивый фильм о школьнике, который не может принять нового отчима, получила специальный диплом жюри.

Фото Алины Мавлетовой

Остальные призы жюри фестиваля распределило следующим образом:

Гран-при XIII фестиваля «Кинопроба» завоевал фильм Виктора Красовксого «Души мертвые», Центр современной культуры «Бегущая черепаха», Минск, Беларусь. Картина, снятая одним кадром, уже взяла главные награды самых значимых смотров в родной Беларуси – Bulbamovie и «Лiстапада». По сюжету директор современного логистического центра, опытный и харизматичный мужчина любит дисциплину и порядок. Простые работники (некоторые из них с инвалидностью) не всегда в восторге от его методов, особенно в преддверии праздника. Неожиданно приезжает собственник предприятия – успешный, общительный, умный. Кроме внимания людей, его интересует прибыльность предприятия. Неожиданное происшествие заставляет героев фильма проявить свои качества, невидимые на первый взгляд.

Фото Алексея Быкова

Приз за лучший анимационный дебют – Наталья Грофпель «Письма куклы», продюсерский центр «ВГИК-Дебют», Москва, Россия.

Приз за лучший игровой дебют – Елзат Ескендир «Межсезонье», кинокомпания «Tanaris Production», Алматы, Казахстан.

Приз за лучший неигровой дебют – Наталья Саврас «Счастье не за горами», кинокомпания «Снега», Екатеринбург, Россия. Наталья – уроженка Екатеринбурга и долгие годы была исполнительным директором фестиваля «Кинопроба». Ее фильм о японке, которая приехала в заснеженную Пермь, чтобы учиться классическому русскому балету (в Японии нет балетных школ), был представлен ранее на екатеринбургском же фестивале «Россия». Приз фестиваля «Кинопроба» стал первым для режиссера.

Приз за лучшую анимационную учебную работу
 – Ян Саска «Happy End», Школа кино и телевидения Академии драматических искусств (FAMU), Прага, Чехия. В России фильм (который на «Кинопробе» завоевал также, что весьма почетно, Приз зрительских симпатий) уже был показан в России на международном фестивале анимационных фильмов КРОК – однако, что любопытно, в рамках внеконкурсной программы: в конкурс не вошел.

Приз за лучшую игровую учебную работу – Петр Левченко «Машина», Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Москва, Россия.

Приз за лучшую неигровую учебную работу – Джульетта Мартиросян «Голубь», Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, Москва, Россия.

Приз за лучшую программу киношколы совершенно заслуженно получила Школа-Студия анимационного кино «Шар» (Москва, Россия). Четыре фильма студентов этого учебного заведения – «Осколок» Дмитрия Иванова, «Гамлет. Комедия» Евгения Фадеева, «Мир слепых» Вали Коноваловой, «Разбудить волка» Лизы Астрецовой, – показанные подряд блоком, разительно отличались уровнем от большей части представленной анимационной программы.

Приз за лучший анимационный проект – Оксана Кувалдина «Аляска», Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург, Россия. (Интервью с заслуженным деятелем мультипликации и преподавателем УралГАХУ Алексеем Караевым по ссылке: http://www.kinoprobafest.com/russian/interview-karavaev/)

Фото Алины Мавлетовой

Жюри было щедро и на специальные дипломы:

Анимация:

Тал Кантор «Другими словами», Академия искусств и дизайна Бецалель, Иерусалим, Израиль.

Алена Томилова «Тучка и кит», Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург, Россия.

Игровое:

Кирилл Васильев «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!», ООО «Кинокомпания 22», Москва, Россия.

Юлия Колесникова «С чистого листа», Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург, Россия.

Адам Фройнд «Цветение юности», Университет театра и кино, Будапешт, Венгрия.

Дархан Тулегенов «Луч утренней зари», Казахская национальная академия искусств им.Т.К.Жургенова, Алматы, Казахстан.

Неигровое:

Руслан Валеев «З/К», Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия.

Ноза Абдулвасиева, Анастасия Сергеева «Скоро на Первом», Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, Москва, Россия.

Анимационные проекты:

Валентина Архипова «Соседи», Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург, Россия.

Александр Турбасов «Трое», Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург, Россия.

***

Конечно, в статье, пусть и обзорной, не опишешь всего. Главным образом, не опишешь атмосферу, бесконечные посиделки между и после показов, обмен опытом и вдохновением, байками и эмоциями между молодыми, ретивыми, жадными до всего представителями анимационного, игрового и документального цехов.

cnp_ntl_04

Фото Алексея Быкова

«Кинопроба», пожалуй, один из немногих фестивалей, участники которого после отъезда по домам без паузы продолжают активно общаться, переписываться, меняться фотографиями и впечатлениями.

«Кинопроба», как всегда, легкая и уютная, хотя «Артдокфест» и забрал часть их зрителей», – сказал мне уральский режиссер-документалист Владимир Головнев, фильм которого как раз в конкурсе второго фестиваля. «Впечатление фестиваль оставил, не смотря на трудности. Екатеринбург здорово меня встряхнул в хорошем смысле!» – написал мне режиссер анимации Дмитрий Иванов.

«Кинопроба» вдохновляет. Этого свойства у фестиваля бюджеты не отнимут», – подумала я.

Фото Алексея Быкова

Наталия Егорова

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image