Итоги XXII Открытого российского фестиваля Анимационного кино

#

С 15 по 20 марта в Суздале прошел XXII Открытый российский фестиваль Анимационного кино. На церемонии закрытия 22-го смотра были оглашены его итоги и выбран президент 23-го.

Как выразился директор фестиваля Александр Герасимов, ОРФАК может позволить себе два жюри – вот уже несколько лет присланные анимационные работы участвуют в конкурсах авторской или же коммерческой анимации.

Первое, в составе режиссера анимационного кино, художника Валентина Телегина (Председатель), кинокритика Ларисы Малюковой, режиссера, художника-постановщика, художественного руководителя кинокомпании «Анимос» Наталии Орловой, режиссера анимационного кино, художника Валентина Ольшванга, композитора Юрия Потеенко, присудило Гран-при фестиваля фильму «Среди черных волн», реж. А. Буданова.

«Хотя меня многие убеждали, что конкурсная программа этого года получилась ровная без каких-то явных прорывов и явных лидеров, я с этим не согласен. И по итогам своих оценок, и по итогам просмотров я отметил для себя явных лидеров», – поделился Валентин Телегин на пресс-конференции, посвященной закрытию фестиваля.

Также были вручены следующие призы и дипломы:

unnamed (12)

Специальный приз с формулировкой «за чувственность и гармонию выразительных средств» – «Джони-Бони-Бо», реж. Е. Скворцова;

unnamed (11)

Специальный приз с формулировкой «за поэтичность» – «Два трамвая», реж. С. Андрианова;

unnamed (14)

Лучший профессиональный короткометражный фильм – «Рыбы, пловцы, корабли», реж. Д. Геллер, А. Кулев;

Диплом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «за своеобразие стилистического решения» – «9 способов нарисовать человека», реж. А. Свирский;

Лучший фильм для детей – «Бельчонок и санки», реж. О. Щукина,

Лучший студенческий фильм – The Square, реж. Я. Круговых (В. Яковлева);

Диплом в категории «лучший студенческий фильм» с формулировкой «за изящество и лаконичность» – «Апорт», реж. Д. Воронин;
Диплом в категории «лучший студенческий фильм» с формулировкой «за созвучие средств и образа» – «Уроки музыки», реж. Д. Севостьянова;
Диплом в категории «лучший студенческий фильм» с формулировкой «за оригинальность ритмического решения» – «Тип-топ», реж. А. Вартанян;
Диплом в категории «лучший студенческий фильм» с формулировкой «ироничный взгляд на жестокую правду жизни» – «Компания», реж. Р. Корнаушкин;
Диплом в категории «лучший дебютный фильм» с формулировкой «за создание объемных характеров» – «Добро пожаловать», реж. П. Кутукина.

В жюри конкурс коммерческой анимации (состоящей из полнометражных анимационных картин, сериалов и прикладной анимации) в этом году вошли: Наталия Дабижа (продюсер и директор Студии «КРИСТМАС ФИЛМЗ», режиссер, автор сценариев и художник анимационного кино), Борис Машковцев (продюсер анимационного кино), Вера Оболонкина (главный редактор телеканала «Карусель», Директор департамента детских и юношеских программ АО «Первый канал. Всемирная сеть»). Впечатление от вошедших в конкурсную программу сериалов высказал Борис Машковцев, являющийся исполнительным продюсером проекта «Фиксики»: «Если до этого на рациональном уровне я понимал, что появляются новые студии, новые проекты, то сейчас в течение этих нескольких дней начинаю осознавать, что это достаточно заметное явление в российском кино, что это не отдельные какие-то проекты, что это уже целое движение. И я думаю, что для российской анимации это явление хорошее.

Фестиваль нашел способ поощрить оба направления анимации – авторской и коммерческой, без которой существовать современное анимационное кино не может. И у меня появилось ощущение, что сериалы, которые появились в течение последнего года, стали делаться более разумно, более рационально. То есть в этой части мы можем говорить не только о самобытности, но и о том, что продюсеры достаточно точно понимают, что они хотят получить от самих сериалов, они достаточно внимательно относятся к аудитории. И теперь уже главное не перегнуть палку, не уйти окончательно в сторону рацио и не потерять художественную составляющую».

Решение жюри коммерческой анимации:

Лучший сериал – «Поручение» (сериал «Тима и Тома»), реж. А. Бахурин;
Диплом в категории «лучший сериал» с формулировкой «за сценарное решение» – «Папа за маму» (сериал «Три кота»), реж. Д. Высоцкий;
Диплом в категории «лучший сериал» с формулировкой «за художественную выразительность» – «Самый главный начальник» (сериал «Котики, вперед!»), реж. В. Пономарев;

unnamed (16)

Лучший полнометражный фильм – «Смешарики. Легенда о золотом драконе», режиссер Д. Чернов;
Диплом в категории «лучший полнометражный фильм» с формулировкой «за профессионализм международного уровня» – «Волки и овцы: бееезумное превращение», реж. М. Волков;

Лучшая работа в прикладной анимации – за цикл фильмов «Вершки и корешки», «Золушка», «Три богатыря» и «Три поросенка», режиссер В. Волков.

А также:

unnamed (13)

Приз от Гильдии кинокритиков – Дмитрию Геллеру и Андрею Кулеву за фильм «Рыбы, пловцы, корабли».
Диплом от Гильдии кинокритиков Алле Вартанян за фильм «Тип-Топ».

Приз мэтров имени Александра Татарского режиссерам Дмитрию Геллеру и Андрею Кулеву за фильм «Рыбы, пловцы, корабли».

Приз от Национального фонда правообладателей за лучший дебютный фильм режиссеру Анне Лосевой фильм «Кивиак».

Приз от Reed MIDEM – студии Паровоз за сериал «Лео и Тиг», реж. Николай Козлов, Александр Люткевич.

Приз Фортуна фильму «Создание» режиссер Юлия Байгулова.

Результаты Открытой премьеры:
в категории 0+ – «Маленькие лесные истории»
в категории 6+ – «Большой маленький кот»
в категории 12+ – «Два трамвая».

unnamed (15)

Победителем профессионального рейтинга 22-го ОРФАКа стал анимационный фильм «Среди черных волн» режиссера Анны Будановой. Она и была назначена, по правилам фестиваля, президентом будущего, XXIII Открытого российского фестиваля анимационного кино.

Дина Годер, кинокритик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов: «В целом фестиваль прошел неплохо. На мой взгляд, год был не самый ударный, так что лидеры были очевидны. И я рада за всех, кому дали призы, я бы их распределила примерно так же».

Сергей Меринов, режиссер анимационного кино, аниматор, педагог – член селекционной комиссии: «Селекционной комиссии пришлось отсеять много присланных на конкурс работ. Понятно, что уровень нашей российской анимации неровный. Но я не считаю что это плохо. Просто в анимацию за последнее время пришло много молодых людей и профессионалов из других областей, и не все у них получается сразу. И это отрадно, что анимационный цех растет. И кроме того в этом году очень широкая география анимации – пришли работы из всех уголков России. Подводя итоги, могу сказать, что решение жюри было верным и не вызвало никаких споров у остальных участников фестиваля. Возможно были фильмы, которым не хватило призов, но это нормальная ситуация, что призов на всех не хватает. Показательно, что решение жюри во многом совпадает с профессиональным рейтингом. Но и когда решение жюри идет в разрез с общим мнением, когда оно решает не отмечать общепринятые фильмы, а поощрить молодых, это может быть интересным. В этот раз жюри, на мой взгляд, совместило эти задачи.

В этом году очень сильная студенческая программа. Недаром жюри дало столько дипломов именно студенческим фильмам. Были замечены зрителями и жюри практически все фильмы альманаха «Велосипед», созданного в рамках «Экспериментального молодежного объединения» при студии «Союзмультфильм» под руководством Михаила Алдашина. Это было открытием фестиваля – я бы отметил как некое новое прорывное явление».

Уже 30-го марта в Белом зале московского Дома кино пройдет «Эхо» 22-го Открытого российского фестиваля анимационного кино.

Профессиональный рейтинг:

1. «СРЕДИ ЧЕРНЫХ ВОЛН» — режиссер Анна Буданова — 203
2. «ДВА ТРАМВАЯ» — режиссер Светлана Андрианова — 125
3. «РЫБЫ, ПЛОВЦЫ, КОРАБЛИ» — режиссеры Дмитрий Геллер, Андрей Кулев — 107
4. «9 СПОСОБОВ НАРИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА» — режиссер Александр Свирский — 89
5. «БЕЛЬЧОНОК И САНКИ («ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ» № 45. Новогодний выпуск)» — режиссер Олеся Щукина — 79
6. «ДЖОНИ-БОНИ-БО» — режиссер Елизавета Скворцова — 77
7. «ВОЗЬМИ ЛЮБОЙ МОМЕНТ ИЗ ДЕТСТВА» — режиссеры Наталья Мирзоян, Марина Карпова, Иван Максимов, Ашот Мефодин, Игорь Мельников, Андрей Бахурин, Карина Чиркина — 72
8. «ТИП-ТОП» — режиссер Алла Вартанян — 61
9. «ЁЖИК, КОТОРЫЙ СОВСЕМ НЕ ЁЖИК» — режиссер Алексей Игнатов — 49
10. «ОПАСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» — режиссер Михаил Солошенко — 48

Подготовила Наталия Егорова