Сайт для молодых кинематографистов

Гийом Проценко: «Недосказанность в кино очень важна»

Фестивальное полнометражное кино создается не только для влиятельных кинокритиков и подкованных зрителей. Фильм «Разбуди меня» французского режиссера Гийома Проценко этому подтверждение. Moviestart.ru встретился перед выходом ленты в прокат с режиссером, чтобы поговорить о роли продюсера в кинопроцессе, снах и команде мечты. Гийом, когда вы впервые поняли, что кинематограф – это дело, которому вы хотели бы…

Фестивальное полнометражное кино создается не только для влиятельных кинокритиков и подкованных зрителей. Фильм «Разбуди меня» французского режиссера Гийома Проценко этому подтверждение. Moviestart.ru встретился перед выходом ленты в прокат с режиссером, чтобы поговорить о роли продюсера в кинопроцессе, снах и команде мечты.

Гийом, когда вы впервые поняли, что кинематограф – это дело, которому вы хотели бы посвятить свою жизнь?
Гийом Проценко: «Не было конкретного случая, после которого я понял, что кино – дело моей жизни. Школьником я, как и мои сверстники, начал снимать, делать любительские кадры. Мне всегда нравилась и нравится работа с изображением».
Вы – выпускник ВГИКа. Что вам дало обучение в старейшей киношколе мира? Как вы считаете, важно ли для режиссера иметь профессиональное образование?
Г. П.: «Обучение во ВГИКе расширило общий кругозор моих познаний о мире, о науках, в том числе о кинематографе. Я не считаю наличие профессионального кинематографического образования обязательным, у каждого складывается по-разному, кому-то это помогает добиться успеха, а кто-то и без образования самостоятельно овладевает мастерством».
Андрей Кончаловский говорил, что все будут скоро снимать на телефон, если уже не снимают.
Г. П. «На телефоны уже снимают на протяжении 10 лет, я прорывных фильмов в этом формате не видел. С развитием интернет-платформ вопрос доступности к зрительскому вниманию сейчас стоит очень остро. Надо изначально о дистрибуции думать, даже на уровне сценария».
А что на данный момент с проектом «Кинопоезд», где вы являлись сопродюсером?
Г. П.: «Такой проект как «Кинопоезд» – нуждается в GOS финансировании, в котором нам отказали, несмотря на огромный успех предыдущих «Кинопоездов», поэтому пока мы его приостановили».
«Кинопоезд» – международный документальный проект, основанный на опыте Александра Медведкина в 1930-е годы. Международная команда кинематографистов отправилась в железнодорожное путешествие из Москвы во Владивосток , из Бишкека в Москву, по российскому Северу и Сибири для создания уникальных короткометражных фильмов о России. Идея создания проекта принадлежит Татьяне Петрик и Гийому Проценко. Проект стартовал в 2008 году.
Расскажите, о судьбе восьми короткометражек? Где их можно посмотреть? И чем сейчас занимаются их авторы? Вы поддерживаете с ними связь?
Г. П.: «Фильмы, снятые в рамках проекта «Кинопоезд», удостоились множества наград на престижных международных фестивалях в Локарно, Чикаго, Салониках, «Sundance». Посмотреть их можно в интернете, например, на ресурсе Vimeo. Конечно, с авторами я поддерживаю дружеские отношения, некоторые из них были задействованы в работе над фильмом «Разбуди меня»».

https://vimeo.com/ondemand/cinetrainrussianwinter

Я посмотрела ваш фильм «Перемены 89», снятый в 2010 году на курсе В.И. Хотиненко и В.А. Фенченко во ВГИКе. Где вы брали эту хронику? Почему решили снимать именно об этом времени?
Г. П.: «В этом фильме не все хроника, он сделан в жанре мокьюментари. Еще когда я жил во Франции, падения Берлинской стены считалось ключевым событием конца XX века. А в России думали совсем иначе. Фильм об этом».
Почему вы перешли от документального кино к игровому?
Г. П.:«Кинопоезд» – это отдельный документальный проект, который не связан со мной как с режиссером. Я учился на режиссера игрового кино, у меня были амбиции, я давно хотел сделать именно игровую картину».

unnamed (64)
Авторами сценария фильма «Разбуди меня» являются Андрей Стемпковский, Вячеслав Дурненков, как создавался сценарий?
Г. П.: «Идея фильма принадлежит мне. С Андреем мы познакомились несколько лет назад и сразу нашли общий язык. Я рассказал ему о замысле, мы начали работать. Обсуждали, переписывали. На этапе создания диалогов к нашей команде подключился Вячеслав».
У фильма есть и красота, и динамика. Вы хотели соединить детектив и триллер, или это само собой получилось?
Г. П.: «Хотелось сделать драму вместе с триллером. (Смеется). Объединение несколько жанров в картине, что вы это там увидели, мне нравится».
В одном из интервью об этом фильме, вы говорили, что хотели добиться эффекта «взгляда со стороны», поэтому в фильме не очень много крупных планов. А какие еще новые приемы вы применили в фильме?
Г. П.: «Работа с актерами. Для меня русский язык — не родной, и я очень доверял актерам в подборе слов, это был интересный опыт взаимодействия с российскими актерами».
Мне очень понравилось, как снят и смонтирован фильм «Разбуди меня». Отдельное «спасибо» оператору и монтажеру. Можете пару слов сказать о них.
Г. П.: «Конечно. Оператор – англичанин Джон Крейн, снимал одну из картин на проекте «Кинопоезд». Он очень переживал, что приезжает на съемки без своего осветителя. Но осветитель – Виктор Снисаренко, оказался настоящим профессионалом своего дела, они отлично сработались. Российская команда боялась, что мало света на площадке, но я хотел создать такую интимную обстановку в этом фильме».
И у вас это получилось, еще и благодаря монтажу. Сны нарочито не выделяются, создавая единую линию, сохраняют загадочную атмосферу.
Г. П.: «Нам и не хотелось их выделять. Режиссер монтажа Ольга Гриншпун сделала всё первоклассно».
Тема пограничного состояния внутри и снаружи для вас близка, это чувствуется. А какие темы вас еще волнуют?
Г. П.: «Это сложный вопрос. Мне интересна тема свободы. Ее можно рассказать по-разному».
Кирилл Пирогов, Константин Лавроненко, Евгений Гришковец, Илья Древнов – российский теле- и кинозритель хорошо знает эти имена. Как вам удалось заманить таких маститых артистов в свой фильм?
Г. П.: «Я думаю, всем было интересно участвовать в особенном проекте – независимом, многожанровом, с международной командой – это не очень частое явление в российском производстве».
В одной из рецензий, главную героиню, сыгранную актрисой Ириной Вербицкой, сравнили с Амели. Вы что думаете по этому поводу?
Г. П.: «Если тот, кто это написал так решил, посмотрев фильм, это хорошо, а если он так решил, только потому что я – француз, нет. (Смеется) Для меня Ирина больше Жульет Бинош, чем Одри Тоту».

unnamed (65)
Расскажите о выборе актрисы на главную роль.
Г.П.: «Ирина Вербицкая, профессиональная актриса, но до «Разбуди меня» она не снималась в большом полнометражном кино. Мы отсмотрели много претенденток на роль Жени, некоторые актрисы очень известны в России, но выбрал я именно Ирину. Было 8 кастингов, пробы с разными актерами, она всё выдержала».
Давайте поговорим о музыке. Ведь именно приза Микаэля Таривердиева «За лучшую музыку к фильму», «Разбуди меня» удостоился на «Кинотавре». Расскажите о выборе музыки.
Г. П.: «Когда уже был снят фильм, мы связались с итальянским композитором Джорджио Джампа, он с радостью согласился быть основным создателем музыки к фильму. Композицию для финала создал российский автор, композитор Игорь Вдовин. Эксперименты с музыкой, я еще буду делать в следующих проектах. Хочу поэкспериментировать с популярной современной музыкой».
Заинтриговали. Будем ждать. Интрига до последнего сохраняется и в вашей дебютной картине «Разбуди меня». Почему вы сделали открытый финал?
Г. П.: «А вы считаете его открытым? (Смеется) Я не люблю номенклатурные истории, когда только так и никак иначе. Каждый зритель может решить для себя финал этой истории. Недосказанность в кино очень важна».
Не кажется ли Вам, что сейчас становится новым трендом – делать кино на стыке жанрового и авторского? Ваше кино, как мне кажется, тоже сделано в этой плоскости. К чему вы тяготеете больше?
Г.П.: «Мне нравится это соединение, и я хотел бы в нем продолжать работать».
Сложно ли снимать кино своими силами? Какой совет вы бы дали людям, которые хотят снимать свое кино?
Г. П.: «Я бы посоветовал пользоваться всеми способами создания кино. Краудфандинг и другие популярные ресурсы. Не нужно ждать финансирования от государства, нужно идти и снимать кино, находить другие доступные варианты».
Какое кино вы сами больше любите и смотрите?
Г. П.: «Я смотрю всё кино. Как авторские проекты, так и голливудские блокбастеры».
Сейчас все чаще и чаще проводятся питчинги, в частности, Питчинг Дебютантов- проект Молодежного центра Союза кинематографистов. Что вы думаете о таких проектах?
Г. П.: «Отличный проект, если на обсуждение приходят продюсеры, с которыми можно пообщаться, получить важные ответы. Совсем недавно я был в Доме кино на просмотре игровых работ выпускников Высших курсов сценаристов и режиссеров, мне очень понравились фильмы, но я не знаю, были ли в этом зале продюсеры, которые потом помогут режиссерам реализовать себя в профессии».
Над чем сейчас работаете?
Г. П: «Над следующим фильмом. Это будет интернациональная история. Лазурный берег. Мужчина и женщина. Съемки будут проходить как во Франции, так и в Москве. Пока пишем сценарий».
С командой фильма «Разбуди меня»?
Г. П.: «Да, я надеюсь, мы продолжим наше сотрудничество. Это отличная команда, я очень рад, что мы создали картину « Разбуди меня» вместе».
Я знаю, что до проката (ред. — фильм в прокате — с 30 марта) будет показ и встреча с вами, на которую может прийти любой желающий?
Г.П.: «Да, 28 марта в кинотеатре «35 мм». Приглашаю всех, буду рад встрече!»

Мария Петрова

Поделиться