Джеймс Роу: «Обучение кинорежиссуре за два с половиной дня – возможно!»

#

«Удивительно, как много можно узнать за два дня, если вы готовы погрузиться с головой», — говорит Джеймс Роу, режиссер, сценарист и педагог с опытом работы более двадцати лет.

Джеймс Роу дебютировал в кинорежиссуре с фильмом «Конец невинности» с участием Питера Фачинелли («Сумерки», «Супергерл»), Тома Арнольда («Правдивая ложь») и номинированной на «Оскар» актрисы Эми Ирвинг («Трафик», «Разбирая Гарри»). Фильм был выпущен каналом HBO и представлен на Лос-Анджелесском кинофестивале, международном кинофестивале в Мар-Дебь-Плата (Аргентина) и многих других. Также Д. Роу написал и разработал телевизионную многосерийную криминальную драму «Ловушка» («Trap») и выступил режиссером первого эпизода.

Он продолжает писать и разрабатывать кино- и телепроекты, параллельно преподавая режиссуру для продвинутого уровня в Нью-Йоркской Академии Киноискусства (NYFA).

«Я стараюсь дать моим студентам очень ясный, честный взгляд на Голливудскую индустрию, и как начинающий режиссер может приступить к своей работе, как мы делаем это здесь».

14-16 апреля Джеймс Роу проведет в Москве занятия по режиссуре в рамках интенсивных мастер-классов NYFA. Мы решили немного пообщаться с Джеймсом Роу в преддверии этого семинара.

Джеймс, расскажите о своей работе в кинематографе? Когда и почему Вы решили заняться режиссурой? Что повлияло на Ваш выбор?

Мой первый опыт в кино был актерским, я успешно прошел кастинг на роль «красного мундира» (английского солдата) в эпической картине Майкла Манна «Последний из могикан». Это было прекраснейшее место для изучения всех аспектов кинопроизводства, потому что большую часть времени я проводил возле камеры, ожидая, когда же меня позовут в кадр. Для меня было настоящей магией, как вся эта иллюзия была создана благодаря усилиям многих талантливых людей. После этого я стремился работать на съемочной площадке при любой возможности, и в итоге я написал и снял короткометражный музыкальный фильм «Sax Man», который привлек внимание Американского института киноискусства (AFI) в Лос-Анджелесе. Там я и стал изучать кинорежиссуру. Проработав на многих съемочных позициях в более молодом возрасте, я знал детали рабочего процесса на площадке и понимал, как добиться от съемочного дня максимума. Это было огромным преимуществом, когда я приступил к режиссуре.

Вы работали над фильмом «Конец невинности» («Blue Ridge Fall»), который был запущен каналом HBO. Это Ваша авторская работа или Вы работали с кем-то в команде? Поделитесь впечатлениями, что было наиболее запоминающимся?

Я самостоятельно написал сценарий и был режиссером фильма «Конец невинности». Это криминальная драма, происходящая в одном из небольших городков, как и тот, в котором я вырос.  Это история о той юношеской поре в нашей жизни,  когда наша лояльность к нашим друзьям формирует наше чувство правильного и неправильного больше, чем любые авторитеты.  Изначально права на экранизацию сценария, который я написал, заявила компания Оливера Стоуна, но, в конце концов, мы сделали фильм самостоятельно и продали его на HBO. Самое странное это то, что мы снимали кино в штате Юта в Скалистых горах, а действие  фильма происходит в Северной Каролине, где горы намного меньше и больше похоже на холмы. Поэтому мы старались не показывать небо! Но на самом деле, это стало только плюсом к переживаниям героев, загнанных в ситуацию, из которой нелегко выбраться.

Несколько слов о текущих проектах в кино и на ТВ?

Я написал несколько пилотных проектов на телевидение в Лос-Анджелесе, но моей следующей режиссерской работой будет художественный фильм, который я сейчас пишу. Это остросюжетный триллер, что-то вроде «Старикам тут не место» братьев Коэнов, действие которого происходит во время урагана в маленьком прибрежном городке.

Расскажите подробнее о проекте «Trap», как он был разработан?

«Тrap» («Ловушка») — это телевизионный пилотный проект, который я написал вместе с Дежи ЛаРейем для Artistar Entertainment. Дежи – актер и продюсер из Атланты, который больше вовлечен в музыкальные проекты, он режиссирует и монтирует преимущественно музыкальные клипы для больших звезд. У него был классный сценарий про двух братьев по разные стороны закона, с таким хип-хоп ракурсом, и после того, как мы встретились и он посмотрел мою работу, мы решили сотрудничать. Я снял тизер для показа, и мы разослали его, куда только было можно, решили посмотреть, какой из ТВ-каналов заинтересуется. Сейчас такое огромное количество ТВ-контента производится, так что нужно просто попасть в свою нишу.

Почему Вы решили заняться преподаванием режиссуры? Что Вас вдохновляет в работе со студентами?

Я начал преподавать однажды летом, когда гостил у друзей в Денвере, штат Колорадо. Мне так сильно понравился город и Университет (и катание на лыжах!), что я решил задержаться на четыре года. Потом, когда я переехал в Лос-Анджелес, и увидел, что предлагает Нью-Йоркская Академия Киноискусства  на своих интенсивных программах по кинопроизводству, я понял, что хочу быть в этой команде. Вы видите кого-то с идей фильма в начале недели, и на следующей неделе они уже превратили это в нечто реальное, в короткометражный фильм. Это может быть смешно, страшно или странно, но это же идея прямо вот из их головы, и теперь они могут увидеть, как зритель на все это реагирует. Это очень круто, и это полезно. Также, потому что у нас такой международный студенческий состав, мой взгляд на мир постоянно меняется через рассказы моих учеников и их личный опыт.

В середине апреля Вы посетите Москву с интенсивными программами по режиссуре NYFA. Вы будете вести занятия в Москве уже не в первый раз. Поделитесь своими впечатлениями от прошлой поездки?

Когда я был в Москве в прошлый раз, я работал с очень увлеченной группой продюсеров, которые брали мои уроки по сценарному мастерству и режиссуре. Это было больше двух недель, и мы многому научились друг от друга. Они разрабатывали большие проекты для телевидения и кино, и я хотел дать им дополнительные знания, чтобы помочь превратить эти идеи в реальность. Лично меня история Российского кино очень вдохновляет – одни из первых фильмов, которые мы смотрим в Американском институте киноискусства, — русские. Таким образом, сам факт пребывания в Москве был для меня честью в области искусства.

На этот раз курсы рассчитаны на два дня. Что Вы планируете изучить за эти дни со студентами?

Удивительно, как много можно узнать за два дня, если вы готовы погрузиться с головой. Я стараюсь дать моим студентам очень ясный, честный взгляд на Голливудскую индустрию, и как начинающий режиссер может приступить к своей работе, как мы делаем это здесь. Я скрещиваю мастерство визуального повествования с искусством сотрудничества. Я хочу, чтобы после этих выходных студенты ушли с  чувством, даже если они раньше и снимали что-то, что теперь у них есть новый набор навыков и знаний для применения, с чувством более сильного профессионализма, и уверенности в том, что они могут сказать именно то, что они хотят сказать при помощи любых кинематографических средств.

Что бы Вы посоветовали молодым режиссерам?

Истории, которые вы прожили или видели в своих семьях, по соседству или в культуре других народов, гораздо более интересны для этого мира, чем вы, вероятно, полагаете. Начните рассказывать эти истории, потому что подлинность никогда не выходит из моды.

Джеймс, спасибо. Желаем интересной работы со студентами в Москве!

Даты проведения семинаров: суббота 15 апреля и воскресенье 16 апреля. В пятницу 14 апреля пройдет ознакомительная сессия.

Запись и подробная информация по email: russia@nyfa.edu, а также на сайте — http://russian.nyfa.edu/filmmakingmoscow/.

 

Беседовала Ольга Мещерякова