Олег Богатов: «Мы занимаемся Питчингом для того, чтобы продюсеры нашли молодых профессионалов»

#

Продолжаем серию интервью с экспертами киноиндустрии, посвященную IX Питчингу Дебютантов, который пройдет 20-21 июня в Большом зале Дома кино. 

Продюсер, сценарист, преподаватель, Зам. председателя и руководитель направления драматургии и взаимодействия с продюсерскими компаниями Молодежного Центра Союза Кинематографистов России Олег Богатов является бессменным модератором Питчинга Дебютантов, а также постоянным членом Отборочной комиссии категорий «Короткометражное игровое кино», «Полнометражное игровое кино», «Телесериалы». Ему мы задали вопросы об эволюции проекта и его участников, о секретах Питчинга и предстоящей защите проектов.

Олег, вы стоите у самых истоков Питчинга Дебютантов. Сейчас, спустя четыре года, это, пожалуй, главное индустриальное событие для дебютного кино в России. Как это произошло и были ли подобные амбиции в начале?

Спасибо за вопрос. Действительно, пять лет назад было большое собрание в Доме Кино, в рамках ММКФ, где обсуждался вопрос поддержки молодых кинематографистов. Тогда многие говорили о том, что надо поддерживать режиссеров, но совсем забыли о сценаристах.

Учитывая мой опыт проведения совместного Питчинга ВГИК и RWS в 2010 году, я предложил сделать подобный проект для всех молодых сценаристов. Приятно, что создаваемый Дмитрием Якуниным Молодежный центр Союза Кинематографистов поддержал мою идею. Именно Дмитрий и привлек нашего постоянного партнера – Национальный Фонд Поддержки Правообладателей, исполнительный директор которого Наталья Гойденко поверила в проект с первого дня.

Позднее я придумал название «Питчинг Дебютантов», чтобы как-то отделяться от Питчинга на «Кинотавре» и «Главпитчинга» компании «Главкино». Тогда казалось, что эти три названия будут всегда ассоциироваться с дебютными сценариями и проектами. К сожалению, в настоящее время, у «Питчинга Дебютантов» не осталось конкурентов в плане масштаба и уровня реализованных проектов. Два вышеуказанных питчинга прекратили свое существование.

С одной стороны, это сняло проблему конкуренции, с другой стороны появилась огромная ответственность, когда мы стали главным индустриальным событием для авторов-дебютантов и продюсеров, ищущих молодые таланты. Рад, что в 2016-2017 году усилиями Дмитрия Якунина и Филиппа Абрютина, при поддержке регионов – Питчинг Молодежного центра шагнул за пределы Москвы.

Мы о таком масштабе не думали пять лет назад, но верили, что делаем то, что нужно и авторам, и продюсерам, и всему кинорынку. Мы оказались правы, а значит – результат закономерен.

От года к году, от питчинга к питчингу количество заявок неуклонно растет. Когда и на какой отметке этот рост прекратится – ваши прогнозы?

На мой взгляд, цифра в 1000 заявок уже достаточно высока. Новое ограничение количества заявок от одного участника – это правильное решение. Нужно, чтобы преселекция происходила на уровне автора, который сам должен выбирать лучшее, что он хочет отправить на Питчинг Дебютантов. Думаю, может быть и 2000, но качественных заявок будет всегда меньше 50%.

Питчинг

Какую эволюцию в темах, жанрах, подаче проектов и самих участниках вы наблюдали за эти четыре года?

Однозначно можно отметить несомненный рост качества сценариев и проработки проектов. В целом, все кинообразование показывает успешный рост, это положительно сказывается на том, как авторы пишут и презентуют свои разработки.

Вторым позитивным фактором, я считаю, является более четкая жанровая проработка сценариев.

Ориентация на зрительское кино, сформулированная на уровне киноотрасли, дает позитивные плоды и на Питчинге Дебютантов. Многие проекты, получившие призы и отмеченные жюри Питчинга, стали кинофильмами и полнометражными проектами.

Одним из таких примеров является сценарий «Ну здравствуй, Оксана Соколова», который был лауреатом короткометражной секции Питчинга Дебютантов, обрел свое киновоплощение в «коротком метре», получил призы крупнейших фестивалей, а буквально неделю назад, уже как полный метр, защищался в Фонде Кино в разделе «лидеров киноиндустрии» кинокомпанией Игоря Толстунова «Профит».

История проекта «Гидроагрегат», победившего на прошлом летнем Питчинге Дебютантов и получившего поддержку кинокомпаний СТВ и РФГ, думаю, широко известна.

Все это зрительские, потенциально кассовые картины. Думаю, эта тенденция сохранится.

Долгое время в рамках Питчинга Дебютантов существует система подготовки участников. Но, наверное, есть болезни, которые не лечатся?

Да, наш Питчинг Дебютантов – это айсберг. Надводная часть – это презентация проектов перед Экспертным Советом. Подводная, большая часть – это организация и подготовка. Тут надо спасибо сказать нашим прекрасным девушкам – оргкомитету Питчинга: продюсерам Оксане Лахно и Ольге Филоновой, пресс-секретарю Наталии Егоровой и, конечно же, заместителю исполнительного директора Питчинга Дебютантов Марине Черепановой. Это те, кто занимается подготовкой и Питчинга, и участников. Спасибо, что они организовывают каждый раз тренинги, мастер-классы, консультации.

К сожалению, не все участники с должным уважением подходят к подготовке своего выступления и презентации. Кто-то вообще не ходит на репетиции, которые мы проводим накануне Питчинга.

Почему? Видимо считают, что у них все будет хорошо. Не будет.

Это уже статистический факт. Я, как бессменный модератор, могу сказать – все, кто не репетирует выступление и не ходит на тренинги, – всегда получают худший или, иногда, ужасный результат на презентации своего проекта.

Выясняется, что хронометраж речи не совпадает с регламентом, волнение мешает вспомнить свое гениальное выступление, которое так красиво звучало в голове, слайды презентации нельзя прочесть из-за того, что на них слишком много текста или неконтрастный фон. Можно перечислять бесконечно.

Мы занимаемся Питчингом и тренингами для того, чтобы продюсеры нашли молодых профессионалов. Нам очень стыдно, когда мы приглашаем людей, чей час рабочего времени стоит очень дорого, а выступающие даже не потратили полчаса на репетицию своей речи. Понятно, что это не профессионалы.

Что с этим сделать? Мы думаем. Может быть, когда-то решимся и будем снимать с выступления тех, кто не прошел тренинги и репетиции. Думаю, это решение назреет. Рано или поздно. Скорее всего, рано.

заглавная Олега

Почему те, кто не вошли в лонг-лист IX Питчинга Дебютантов, не вошли?

Здесь есть две причины. Часто заявка не производит впечатление интересной, оригинальной, цельной, продуманной истории. Я не говорю про «недозаявки», где люди не постарались, а отделались одним-двум абзацами, которые не раскрывают смысл и «соль» сценария. Просто бывает история в заявке есть, но она «не цепляет».

Вторая причина – не повезло. В отборочную комиссию и в экспертное жюри входит достаточно большое количество людей с разными вкусами и интересами в области кино. При сведении оценок всех заявок в единую ведомость мы получаем «среднюю температуру по больнице».

Увы, эта система не гарантирует 100% вхождение наилучших заявок, ибо кино – дело субъективное. Но как говорил Уинстон Черчилль: «Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных…».

Поэтому, если вы не прошли в лонг-лист, не расстраивайтесь, пишите новые произведения, дорабатывайте старые. Проверяйте на друзьях и знакомых ваши способности. Заявка на Питчинг – это не сценарий, убедитесь, что то, что вы пишете в заявке, способно заинтересовать и увлечь читателя-продюсера. Пробуйте и никогда не опускайте руки.

Почему те, кто вошли в лонг-лист, вошли?

Тут ответ прост. Они смогли лучше рассказать свою историю. Они смогли лучше придумать эту историю. И им повезло.

Чего не хватило большей части участников лонг-листа, чтобы дойти до шорт-листа?

Только везения. И качества сценария. Качество сценария здесь уже было более важным, так как в шорт-лист отбирают по полным сценариям, а значит – играют роль реплики и ремарки.

В целом же, могу еще раз отметить, все участники лонг-листа уже получили внимание продюсеров. На Питчинге Дебютантов неоднократно были случаи, когда эксперты брали в разработку проекты, не вошедшие в шорт-лист, но понравившиеся конкретному продюсеру или редактору.

Как выгодно представить свой проект на публичной защите? 

  1. Будьте уверены в себе. Будьте уверены в своем проекте. Будьте убедительны, когда говорите о своем проекте. Будьте непоколебимо решительны в том, что ваш проект необходимо реализовать.
  2. Будьте полностью информированы о своем проекте, знайте его наизусть, умейте ответить на любой вопрос жюри. Детально, конкретно, с эмоциями расскажите «как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», даже если это второстепенные персонажи, но вас спросили.
  3. Будьте благодарны за замечания и вопросы. Если продюсер видит в вашей истории недостатки, значит он ее прочитал и осмыслил. Бесплатно! Это учеба для вас и возможность сделать историю еще лучше. Будьте лояльны к критике. Будьте дипломатичны.
  4. И укладывайтесь в регламент!

13522713_988781884568301_3326172278541916267_o

Напоминаем, что вход на мероприятие СВОБОДНЫЙ!

Расписание Питчинга:

20-го июня. 12-00 – 14-30. Защита проектов по документальному кино.

20-го июня. 15-00 – 17-30. Защита проектов по короткометражному кино.

21-го июня. 12-00 – 14-30. Защита проектов по телесериалам.

21-го июня. 15-00 – 18-00. Защита проектов по полнометражному игровому кино.

21-го июня. 19-00. Вечер премьер короткого метра (премьера фильмов, ставших лауреатами предыдущих Питчингов Дебютантов).

Мероприятие VK: https://vk.com/event140601040 
Регистрация на мероприятие: https://molodezhnyy-tsentr-soyuza.timepad.ru/event/510311/
Вся актуальная информация о питчингах, конкурсах и фестивалях в нашем Telegram https://t.me/moviestart

За новостями Питчинга Дебютантов следите в наших социальных сетях:

VK https://vk.com/event140601040

Fb https://www.facebook.com/groups/1497271093832301/

Telegram https://t.me/moviestart

 

 

Подготовила Наталия Егорова