Ср. Ноя 13th, 2019

Сайт для молодых кинематографистов

Первый. Падение в реальность. Короткометражка по сценарию лауреата VI Питчинга Дебютантов получила приз на 28-м «Кинотавре»

«Не важно, каким он оказался для всех, для нее он на всю жизнь остался первым» Короткометражные фильмы привычно воспринимаются публикой, как высказывания, истории или заявки на что-то большее. В том числе и из-за этого приятно было при просмотре «Первого» Ладо Кватания понять, что зрителей ждет нечто иное – приключение в параллельную реальность, так похожую на…

«Не важно, каким он оказался для всех, для нее он на всю жизнь остался первым»

Короткометражные фильмы привычно воспринимаются публикой, как высказывания, истории или заявки на что-то большее. В том числе и из-за этого приятно было при просмотре «Первого» Ладо Кватания понять, что зрителей ждет нечто иное – приключение в параллельную реальность, так похожую на нашу, и переживания, особенно ближе к финалу, за судьбы героев.

Сюжет у фильма такой: девушка находит неудачно приземлившегося космонавта и забирает его к себе в дом. После смерти отца она живет уединенно, поэтому появление нежданного, но симпатичного мужчины, переворачивает весь ее привычный, размеренный мир.

После просмотра фильма «Первый» я был заинтригован работой Ладо Кватания. Нашел его короткометражки с очень красивыми названиями: «Ночью ласки нежнее» и «Звезды утром ярче». В каждой из них была своя история, герои, яркая операторская работа, необычный свет и необычные цветовые решения, диалоги и открытость, которую позволяли себе герои. Режиссер, даже снимая клипы, создает из них настоящие фильмы, законченные произведения, которые спокойно можно отправлять на кинофестивали. По ним нельзя сказать, что сделали их в России – они сняты в лучших мировых традициях, что еще лучше раскрывает перед зрителями режиссера, который умело управляется с бюджетами, необычными сюжетами, тенденциями и героями, которых поедают противоречивые эмоции.

Картина «Первый» – это такой, по стандартной схеме собранный фильм Кватания. Двое людей, вопросительная ситуация с будущим. Только теперь это все происходит с оглядкой на страну и долг, что сразу выделяет эту работу из других работ режиссера.

Сценарий к «Первому» писал дебютант Алексей Коротеев. С этим сценарием – под названием «Неземная любовь» – Коротеев участвовал в VI Питчинге Дебютантов, занял второе место в секции «Короткометражное игровое кино» и получил приз партнера – 5 смен монтажа от компании Graphic Storm.

И до конца картины зрителей не покидает ощущение, что их провели. Кажется, вот сейчас главная героиня ошарашит героя, и в сюжет ворвутся фантастические или утопические нотки.

Уже после просмотра я узнал, что сюжет «Первого» был написан по газетной заметке о том, что правительство перед полетом Гагарина проводило другие секретные полеты. Режиссеру эта идея понравилась, и он решил развить эту тему. Вообще короткометражка переполнена какой-то своей атмосферой. Лес, туман, двое людей, хибара и простота – есть во всем этом какое-то спокойствие и уединение. Музыка тоже добавляет со своей стороны лирического настроения и, убаюкав, ведет публику к философскому финалу. Поэтому фильм не зря был награжден на только что прошедшем фестивале «Кинотавр» в номинации «За поэтическую интонацию фильма».

Короткометражный проект «Первый» с легкостью обходит более дорогой, звездный и сложный полнометражный фильм «Время первых» с Хабенским и Мироновым, просто потому, что эта лента более честная и откровенная, она не пытается стать новой «Гравитацией» или поразить публику бюджетом. Создатели просто разговаривают с теми, кто пришел в кинозал, о судьбе потерянного человека и девушке, которая его любит. А не это ли главное, при выборе даже самой сложной темы, – объяснять суть происходящего, через любовные отношения?

 

Дмитрий Бортников

Обозреватель портала TenStars.ru

Поделиться