Первый. Падение в реальность. Короткометражка по сценарию лауреата VI Питчинга Дебютантов получила приз на 28-м «Кинотавре»

#

«Не важно, каким он оказался для всех, для нее он на всю жизнь остался первым»

Короткометражные фильмы привычно воспринимаются публикой, как высказывания, истории или заявки на что-то большее. В том числе и из-за этого приятно было при просмотре «Первого» Ладо Кватания понять, что зрителей ждет нечто иное – приключение в параллельную реальность, так похожую на нашу, и переживания, особенно ближе к финалу, за судьбы героев.

Сюжет у фильма такой: девушка находит неудачно приземлившегося космонавта и забирает его к себе в дом. После смерти отца она живет уединенно, поэтому появление нежданного, но симпатичного мужчины, переворачивает весь ее привычный, размеренный мир.

После просмотра фильма «Первый» я был заинтригован работой Ладо Кватания. Нашел его короткометражки с очень красивыми названиями: «Ночью ласки нежнее» и «Звезды утром ярче». В каждой из них была своя история, герои, яркая операторская работа, необычный свет и необычные цветовые решения, диалоги и открытость, которую позволяли себе герои. Режиссер, даже снимая клипы, создает из них настоящие фильмы, законченные произведения, которые спокойно можно отправлять на кинофестивали. По ним нельзя сказать, что сделали их в России – они сняты в лучших мировых традициях, что еще лучше раскрывает перед зрителями режиссера, который умело управляется с бюджетами, необычными сюжетами, тенденциями и героями, которых поедают противоречивые эмоции.

Картина «Первый» – это такой, по стандартной схеме собранный фильм Кватания. Двое людей, вопросительная ситуация с будущим. Только теперь это все происходит с оглядкой на страну и долг, что сразу выделяет эту работу из других работ режиссера.

Сценарий к «Первому» писал дебютант Алексей Коротеев. С этим сценарием – под названием «Неземная любовь» – Коротеев участвовал в VI Питчинге Дебютантов, занял второе место в секции «Короткометражное игровое кино» и получил приз партнера – 5 смен монтажа от компании Graphic Storm.

И до конца картины зрителей не покидает ощущение, что их провели. Кажется, вот сейчас главная героиня ошарашит героя, и в сюжет ворвутся фантастические или утопические нотки.

Уже после просмотра я узнал, что сюжет «Первого» был написан по газетной заметке о том, что правительство перед полетом Гагарина проводило другие секретные полеты. Режиссеру эта идея понравилась, и он решил развить эту тему. Вообще короткометражка переполнена какой-то своей атмосферой. Лес, туман, двое людей, хибара и простота – есть во всем этом какое-то спокойствие и уединение. Музыка тоже добавляет со своей стороны лирического настроения и, убаюкав, ведет публику к философскому финалу. Поэтому фильм не зря был награжден на только что прошедшем фестивале «Кинотавр» в номинации «За поэтическую интонацию фильма».

Короткометражный проект «Первый» с легкостью обходит более дорогой, звездный и сложный полнометражный фильм «Время первых» с Хабенским и Мироновым, просто потому, что эта лента более честная и откровенная, она не пытается стать новой «Гравитацией» или поразить публику бюджетом. Создатели просто разговаривают с теми, кто пришел в кинозал, о судьбе потерянного человека и девушке, которая его любит. А не это ли главное, при выборе даже самой сложной темы, – объяснять суть происходящего, через любовные отношения?

 

Дмитрий Бортников

Обозреватель портала TenStars.ru