Продолжение проекта компании Disney «Счастье – это…». Что вы еще не знаете…
В рамках 28-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» прошла пресс-конференция, посвященная перезапуску социокультурного проекта компании Disney «Счастье – это…». Он призван помочь молодым российским кинематографистам осуществить свою мечту – снять кино для большого экрана. Как и в 2014-м году Молодежный центр Союза кинематографистов является партнером проекта и будет регулярно информировать о всех этапах конкурсов для молодых кинематографистов.
В настоящее время – с 9 июня по 30 сентября 2017 года – проходит конкурс сценариcтов.
Первый проект Disney «Счастье – это…» стартовал в 2014 году, и получился по-настоящему масштабным. В творческих конкурсах приняли участие более 3,000 человек. Созданный по итогам проекта фильм вышел в прокат в 2015 году по уникальной дистрибуционной модели: его бесплатно посмотрели более 250 тысяч человек в 182 городах России. Картина получила 6 наград на российских и международных кинофестивалях и стала частью фестиваля КИНОТАВР в 2015 году. В соответствии с указом Президента России г-на В.В. Путина проект «Счастье — это …» стал частью программы «Года культуры» 2014.
Структура и команда проекта
Проект будет состоять, как и в прошлый раз, из нескольких конкурсных этапов, в ходе которых компания Disney вместе с экспертным жюри отберет для работы над фильмом лучших начинающих режиссеров и сценаристов. Возможность принять участие в проекте есть у всех желающих: будут проведены не только профессиональные, но и несколько всенародных конкурсов.
В жюри конкурса вошли:
- Режиссер Владимир Хотиненко
- Продюсер, режиссер, актер Федор Бондарчук
- Писатель Сергей Лукьяненко
- Режиссер Павел Лунгин
- Актриса Анна Михалкова
- Актер Андрей Мерзликин
- Продюсер, режиссер Джаник Файзиев
- Режиссер Оксана Карас
- Председатель жюри – креативный продюсер компании «Уолт Дисней Компани СНГ» Владимир Грамматиков.
Партнеры проекта:
Nokia, LEGO, Skinсare, Tele2.
Информационные партнеры: издательский дом «Аргументы и Факты», «Русское радио» и социальная сеть «Одноклассники».
Марина Жигалова-Озкан: «Сделать первые шаги навстречу своей мечте — сложно. Именно поэтому наш проект «Счастье — это …» прежде всего рассчитан на молодых и талантливых людей — сценаристов, режиссёров и актеров, которые только начинают свое путешествие в мир большого кино. Проект открывает двери в профессию, позволяет создать свой первый фильм, который смогут посмотреть зрители по всей России. Я хочу сказать огромное спасибо всей нашей команде, нашему жюри и партнерам, которые поддержали нас в этом проекте. Уверена, что все вместе мы снимем замечательный фильм в лучших традициях Disney».
Владимир Грамматиков: «Нам всем очень радостно, потому что стартует огромный проект.
У нас уже есть положительный опыт работы над первым альманахом «Счастье-это…». У нас есть несколько нововведений, но основная идея сохранена: поддержка молодых кинематографистов России; она лежит в основе всего проекта, и она самая важная.
Результат этого проекта – не только сам фильм. Не менее важно — этот путь в полтора года. Все члены жюри будут давать мастер-классы. Победителей будет по семь: сценаристов и режиссеров. Но пройдут через проект тысячи – профессионалы и непрофессионалы.
В этом году мы будем собирать не идеи, а целую творческую лабораторию. Будет собрана сценарная группа, которая будет писать весь сценарий под управлением очень мощных кураторов: это известные театральные драматурги братья Пресняковы и Виталий Шляппо, автор замечательных проектов на СТС: «Кухня», «Отель Элеон» и прочих.
И из 14 сценариев, отобранных после «Конкурса сценаристов» уже наше почетное жюри выберет семь. Они будет опубликованы на сайте, и режиссеры будут писать к ним экспликации (так, в прошлом конкурсе их было около 300). Будут отобраны пять экспликаций на каждый проект, авторы которых будут приглашены на режиссерский питчинг».
«Дальше – производство»
Владимир Грамматиков: «Мы принимаем к рассмотрению все жанры. То есть это может быть и триллер, и комедия, все! Мы считаем, что чем разнообразнее будут жанры в новеллах, тем лучше для современного зрителя. А вот чтобы их объеднить, мы на прошлом проекте придумали, что у нас был на все новеллы один оператор Александр Носовский, один художник по костюмам, один художник-постановщик и один композитор. Благодаря внятной и четкой организации мы сняли в прошлый раз 7 новелл за 26 съемочных смен.
В первом проекте у нас снимались актеры – ребята из провинции, которые сделали кинопробы, прислали нам и приехали: например, из поселка в 420 километрах от Уфы! И эти 8 человек были на премьере в кинотеатре «Октябрь». Вы представляете, что они испытывали? Кинотеатр, полный народу, премьера – это то, что дает не только шанс, это дает энергию жить, побеждать и добиваться своего!».
Марина Жигалова-Озкан: «Будет организован и народный актерский кастинг, в котором все желающие смогут принять участие. Кастинг будут проводить режиссеры, потому что они должны найти своего героя. Но мы обязательно выделим несколько ролей, которые будут открыты для народного кастинга.
Уже запущен сайт, на котором есть вся информация и где уже отправить свою заявку. Мы будем также выпускать новостные блоки на канале Disney, который поддерживает этот проект. Поэтому информации будет достаточно».
Владимир Хотиненко: «Я с готовностью откликнулся на предложение участвовать в этом проекте, как минимум, по двум причинам: во-первых, это молодежный проект. Я поддерживаю любой проект, подготовленный всерьез, для молодых режиссеров, потому что я говорил, говорю и буду говорить: надо больше давать молодежи возможности стартануть, это пока для нас неоткрытая книга. Слава Богу, в этом году начались какие-то процессы. Посмотрим, чем это закончится, но я убежден, что молодежи мало предоставляется возможностей для дебюта, а это наш золотой, но катастрофически не использованный ресурс. И проект Disney эту возможность реализоваться предоставляет большому количеству молодых людей.
Но не менее важно поучаствовать в проекте с таким амбициозным названием «Счастье – это!…». Да, у всех у нас свое представление о счастье. Но хорошие фильмы с положительными персонажами создавать во сто крат сложнее, чем фильмы с мерзавцами. Это как золото добывать. Когда за этим подразумевается и талант, и глубина.
И в эту топку надо подбрасывать и подбрасывать дрова, надо этим заниматься всерьез, иначе это превратится в банальность, а затем ненужность. Поэтому я принимал участие в первом проекте, поэтому и сейчас с удовольствием согласился. Потому что есть возможность такого контакта, эти ребята приносят новую энергетику. Воплощается то, что мы называем связью поколений. И один перечень людей, которые искренне приняли участие в этом проекте, уже говорит о том, что это дело серьезное».
Александр Носовский: «Я, конечно, давно снимаю кино, с разными режиссерами, с совершенно противоположной структурой, но для меня первый альманах – это было такое же испытание, как и для режиссеров. Когда Владимир Александрович Грамматиков позвал меня на этот проект, я немножко даже испугался, но потом понял, что для меня это тоже возможность изменить свой стиль, потому что каждый новый фильм чему-то учит, а тут 7 новых фильмов. Я хотел бы вновь процитировать замечательные слова Владимира Хотиненко: «хорошее снимать очень трудно». Понимаете, снять андеграунд, сделать что-то такое броское, эффектное операторское кино, мы знаем как. А здесь совершенно другая стилистика, которая меня серьезно озадачила. У меня был подобный проект много лет назад, если кто помнит, – фильм «Вино из одуванчиков» по Бредбери с Игорем Апасяном. И я хочу вернуться в такое кино, но кино сейчас другое – мне предлагают абсолютно другие сценарии.
Я пять лет преподаю – у меня есть свои мастер-классы, своя система обучения операторов, режиссеров. Я рассказываю про то, как строить именно производство фильма, потому что чаще всего, если у человека первое кино, ему сложно. Мы в рамках проекта предполагаем некоторое предварительное обучение, серию мастер-классов по производству кино. Ведь снимать короткометражки – это суровое, страшное испытание».
Оксана Карас: «Для меня большая честь быть приглашенной в жюри этого проекта. Когда Владимир Грамматиков позвонил и сказал, что будет продолжаться проект «Счастье – это!…», я подумала «Ура, я тоже сниму какую-нибудь новеллу!», но ответил — «Нет – в жюри». А дальше он перечисли всех этих бронтозавров: Владимир Иванович Хотиненко, Федор Сергеевич Бондарчук и дальше по списку. Я удивилась: чем я могу быть полезна?
Конечно, это большой шанс поучаствовать в колоссальной работе, посмотреть материал сценариев, идей, потому что мы все равно все живем и играем в одной песочнице, и, конечно, наблюдаем друг за другом, и, конечно, очень интересно следить за тем, что происходит рядом. У кого-то еще не случился первый шанс, первый дебют, фильм, но мне всегда интересно общаться с теми, кто горит, кто хочет доказать этому миру, что он что-то может. Наверное, среди членов жюри я ближе всего к тем людям, которые еще вчера ходили с протянутой рукой и просили: «Дайте камеру, я вам докажу, что я могу, у меня очень много идей, я знаю, как это сделать».
ВГИК я закончила 7 лет назад, и рядом со мной очень много моих друзей, талантливых, амбициозных, очень энергичных ребят, которых разрывает от внутренней боли, от желания высказаться. Вопреки вот этому циничному выражению, что талант пробьет себе дорогу сам, я считаю, что талантам надо помогать. И Disney делает огромную работу по поиску , я не побоюсь этого слова, — бриллиантов. Я верю в то, что те режиссеры, которых мы найдем, которым мы поможем, они дальше состоятся в профессии, обязательно. Да, это 7 человек, но 7 человек – это полконкурса полнометражных фильмов «Кинотавра», это очень много. Здорово! Поэтому если я смогу чем-то помочь, я буду очень рада.
Потом, конечно, меня цепляет эта тема «Счастья…». Я подпишусь под каждым словом Владимира Ивановича Хотиненко, который сказал, что очень-очень тяжело на этом поле высказываться честно и не банально, не скатываться в сентиментальность, в такую слащавую приторность, рассказывать истории с открытым сердцем, но при этом не бояться даже в чем-то острой социальности, не подслащивать действительность, но при этом говорить искренне о том, что у тебя болит, оставляя зрителей не в звенящем недоумении в конце, а с надеждой на то, что счастье есть, все может быть, мы рождены для любви, для радости. И давайте жить так, с верой во что-то прекрасное. Поэтому, если нам удастся найти среди огромного количества работ, которые, я уверена, пришлют сценаристы профессиональные и непрофессиональные, истории, которые зацепят, которые будут правдивыми и сделанными на высоком художественном уровне, то, мне кажется, получится какая-то очень-очень сильная история.
Ну и плюс мне очень нравятся фильмы, которые построены по новелльному принципу. Мне кажется, что современный зритель, который вырос на гаджетах, когда ты быстро просматриваешь страничку и у тебя постоянно меняются авторы, посты, человек, который к длинному чтению уже не очень-то и привык, которому тяжело даже высидеть полнометражный фильм, он, как раз, с радостью откликнется на вот такую новелльную структуру, где разные авторы, разные стилистики, разная подача, разные интонации. Не об одном и том же, но с каким-то общим месседжем и обещанием, что все равно жизнь прекрасна, все равно будем бороться, все равно все будет хорошо».
Участники первого проекта рассказывают
Татьяна Гулина, режиссер новеллы «Приключения начинаются» первого альманаха: «После «Счастья» я действительно осталась в профессии, снимаю: в прошлом году делала пилот сериала для одного большого ТВ-канала. И тоже, кстати, похожее по стилистике на то, что делает Disney, потому что это семейное кино. Я работаю сейчас очень много в рекламе и снимаю для многих крупных брендов: только что вернулась из Китая, где у нас была компания большая для Colgate, и после «Кинотавра» улетаю в Швейцарию снимать рекламный сериал.
Мне очень интересно заниматься кино, у меня есть полный метр, который я хотела бы снять, но кино – это пока очень сложно. Та новелла, которая у меня есть, очень работает на карьеру. Ведь для того, чтобы стартануть, тебе нужно что-то приносить и показывать продюсерам. А Disney позволил снять работу, которая действительно на уровне индустрии и сделана классно – профессиональная команда, большая съемочная группа, оператор-постановщик Александр Носовский, крутые профессиональные актеры (у меня в новелле снимался Саша Петров). Кроме того это очень сильный опыт, потому что ты приобретаешь действительно практические знания, которых нельзя подчерпнуть ни из учебников, ни из общения с какими-то взрослыми умудренными опытом кинематографистами, это нужно просто пройти и делать эти первые шаги, падать, вставать, понимать, как это устроено, понимать, что для того, чтобы тебе четко и ясно донести свое высказывание до конца и донести его до зрителя, тебе нужно стоять на своем, тебе нужно быть категоричным, принципиальным, тебе нужно убеждать, это не может просто взять и сложиться само.
Я в прошлом году ездила по Европе с своим фильмом, потом он участвовал в фестивале русской культуры «Feel Russia», который проходил в семи европейских столицах. Благодаря этому фильму я побывала и встретилась со зрителями в Вене и в Таллине, это тоже было очень здорово, потому что они смотрели кино, они задавали вопросы. Мы с ними общались. Мы с ними фотографировались. Они брали автографы, и это классно!»
Татьяна Загдай, сценарист новеллы «Купидон»: «Вы знаете, сценаристам, мне кажется, еще сложнее, чем режиссерам, потому что они все, в основном, интроверты. Сидят по своим домам, уткнувшись в свои компьютеры. Поэтому в общем-то для всех кинематографистов – и сценаристов, и режиссеров, но особенно для сценаристов – очень важно быть услышанными. Для нас это то самое счастье, о котором и говорит Disney.
Лично для меня этот проект был, конечно, прорывом, потому что это первый полнометражный проект в моей фильмографии на «Кинопоиске», и это очень важно всегда для любого сценариста, и не только для сценаристов. И, к слову сказать, стоять на сцене кинотеатра «Октябрь» во время премьеры своего фильма – это дорогого стоит. И это убеждает работодателей, конечно, компания Disney очень помогает в дальнейшей карьере».
Вика Козельцева, режиссер новеллы «Последний пункт» первого альманаха: «Для меня проект «Счастье» был переломным моментом моей жизни, интересным образом наложился на мою биографию и дал мне некую переоценку ценностей. И я очень благодарна Disney, что у меня была такая возможность, и тем актерам, которые у меня снялись. У меня работал Андрей Мерзликин, просто потрясающий человек, и он очень сильно повлиял на мой внутренний мир, и после проекта я поняла, что в первую очередь нужно искать в сторону идеи, в сторону сценария, потому что снимать нужно именно то, что действительно волнует,» – и для меня именно светлое, доброе, позитивное кино. Пусть внутри будут какие-то перипетии, страдания – в моей новелле герой был на грани жизни и смерти, но должен быть вдохновляющий финал.
И все это время я тоже в профессии, я тоже снимаю. Много работаю в рекламе. У меня своя продакшн-студия небольшая. Но в первую очередь я начала анализировать какие-то идеи и участвовала в нескольких питчингах: питчинг киностудии Горького «Кино про кино», питчинг Молодежного центра Союза кинематографистов. Мне хотелось отфильтровать ту единственную идею, то, что будет новая, свежая, оригинальная, но в то же время даст возможность задуматься. Именно по этой причине я всё это время нигде не запускалась, потому что хочется то, что я придумала за это время, действительно донести на качественном уровне.
Про коммерцию
Марина Жигалова-Озкан: «Чем был уникален первый проект «Счастье — это …» – тем, что нам удалось, благодаря нашей позиции на рынке, привлечь партнеров, которые никогда до этого не инвестировали в кино. И мне очень приятно, что сейчас мы работаем вместе с замечательных компаниями, для которых кино – это все-таки новая индустрия, и, мне кажется, это здорово. Благодаря таким проектам мы можем инновационно привлечь компании, у которых есть большие бюджеты, которые являются лидерами в своих сегментах, тоже участвовать в кинопроизводстве.
Если говорить об институциональных инвестициях, мне было очень интересно узнать, что большинство фильмов «Кинотавра» сняты на негосударственные деньги, и мне кажется, что это здорово. Это говорит о том, что сегодня действительно есть возможности и есть инвесторы, которые готовы инвестировать в кино, потому что на сегодняшний день кино – это, однозначно, бизнес-индустрия. Мы видим, что количество кинотеатров растет, кассовые сборы растут, и российские фильмы привлекают большое количество зрителей. Есть очень много успешных проектов — кассовые сборы российских картин приближаются к кассовым сборам фильмов из других стран, что очень здорово.
Мы не предполагаем коммерческий прокат этого фильма, потому что мы хотим привлечь, как и в прошлый раз, максимальное количество зрителей в кинотеатры. Мы предполагаем и в этот раз договориться с нашими партнерами-кинопоказчиками о бесплатном некоммерческом прокате. Мы говорим о кино молодых кинематографистов, поэтому, мне кажется, основная задача – дать возможность зрителям увидеть этот фильм. Поэтому мы не ставим перед собой, как компания-прокатчик, коммерческих целей в этом проекте».
Пресс-служба Молодежного центра Союза кинематографистов