Александр Цекало: веб-сериалы и 10 заповедей «Среды»

#

17 июня в Московской школе кино в рамках проекта «Киноизнанка-2017» состоялся мастер-класс Александра Цекало, в ходе которого он рассказал о веб-сериалах, о  премьерах продюсерской компании «Среда», а также дал ряд полезных советов для начинающих кинематографистов. Зал вместимостью до 200 человек не смог собрать в своих стенах всех желающих, но те, кто пришел, не пожалели об этом.

Александр Евгеньевич Цекало сразу отметил, что преподавателем не является и никаких мастер-классов не ведет, а позиционирует подобные мероприятия как «встречи заинтересованных людей с небезразличным человеком», поэтому предложил собравшимся максимально использовать отведенное время, и задавать вопросы, которые будут полезны начинающим кинематографистам.

Начиная разговор о веб-сериалах, Александр Цекало заметил, что «компания «Среда» хочет производить веб-сериалы, качественные и по содержанию и по форме», что сейчас она занимается разработкой такого продукта, а также представил участникам мастер-класса презентацию, посвященную самым популярным веб-сериалам в мире на сегодняшний день, отдельно отметив такие работы, как «Высшая школа видеоигр», «Диалоги с моей двухлетней дочерью» и «Марионеточные сны Нила» с героем сериала «Как я встретил Вашу маму» Нилом Патриком Харрисом в главной роли.

Вероятно именно с «прицелом на будущее» продюсерская компания «Среда» совместно с проектом «Кинотекст» организовала лабораторию веб-сериалов –  двухмесячный интенсив по созданию проектов веб-сериалов для молодых авторов, в ходе которого компания сможет найти свежие и оригинальные идеи для будущего веб-сериала, а молодые авторы – получить возможность работать с известной российской продюсерской компанией.

Ранее продюсерской компанией «Среда» уже проводился конкурса сценарных заявок сериалов, на который поступило больше 2 тысяч работ, что стало абсолютным рекордом среди сценарных конкурсов в России. По итогам конкурса Компания «СРЕДА» заключила договор на разработку «первого пакета» с одним из авторов, подавших заявку на конкурс, пригласила к разработке текущих проектов компании нескольких участников конкурса, а его финалисты продолжат сотрудничество с компанией «СРЕДА» в качестве авторов.

Мастер-класс Александра Цекало

— У Вашей компании есть ряд сериалов, которые являются адаптацией. В чем была цель этих адаптированных сериалов? Вам они нравятся?

А.Ц.: Самым первым сериалом компании «Среда» был сериал «Обратная сторона луны» по лицензии BBC. Да, мне нравится этот сериал, и я посмотрел английский сериал, и я понял, что если мы его адаптируем, то герой в нашем сериале из России в прошлое вернется не в Россию, а в СССР.  И это две разные страны, и на этом все будет построено у него. Поэтому начинали с этого. «Лютер» – по инерции, потому что мне нравится очень сериал «Лютер». Сериал «Misfits» («Плохие») так и не был снят: канал, который заказывал эту адаптацию, скажем так, испугался, поэтому у нас был только пилот – и все. Мы придумали, что это все произошло не в Лондоне, а у нас в Челябинске – метеорит упал на Челябинск.

Поэтому никакой специальной цели относительно адаптаций у нас нет. Вначале мне было это интересно, на этом строилась, отчасти, репутация. Люди за границей видели, что мы качественно снимаем их детище, качественно адаптируем. Но на самом деле гораздо больший эффект произвела продажа наших сериалов на Netflix, потому что Netflix все ненавидят, потому что они самые крутые: им завидуют, уважают, восхищаются, презирают – этот ряд можно продолжать. Они тратят страшные деньги – 10 млрд. в год – на производство! И т.д. Поэтому это круто для них, да и для нас круто, но это помогло больше, чем адаптация сериалов «Обратная сторона луны», хотя я этот сериал очень люблю, у меня нежные к нему чувства.

— Расскажите, пожалуйста, как монетизируются веб-сериалы?

А.Ц.: никак не монетизируются веб-сериалы – это самая основная проблема. Почти у всех этих сериалов американских, если вы их найдете, вначале будет заставка спонсоров, они все ищут спонсоров. Т.е. там можно зарабатывать от трафика, также как и у нас. Ну грубо говоря (очень обобщенно если), 10 млн. посмотрело серию, значит, правообладателю выплатят миллион рублей. Но 10 млн. тоже надо еще набрать. Ну вообще, суть веб-сериала в том, что он короткий, он малобюджетный, у него должна быть представляющая компания, т.е. спонсор, и еще трафик – количество просмотров.

Вот, например, в Америке сейчас стали популярны веб-сериалы, в которые приглашают блогеров. Я думаю, у нас тоже начнут приглашать блогеров, правда, я посмотрел четыре американских веб-сериала с блогерами, это, в общем, говносериалы. Я не знаю, на кого они рассчитаны: на фермеров, на водителей грузовиков. Просто они какие-то были жалкие, плохо снятые. Так, наверное, могут делать первокурсники, с компьютерной графикой совсем бедненькой. И там есть блогер, у которого есть реплика. Есть веб-сериал, в котором некая группа охотится за инопланетянами, и там одного из этих охотников играет блогер, и прям видно, что совсем не повезло парню: он не актер, и он это произносит в-о-т т-а-к к-а-к-т-о э-т-о г-о-в-о-р-и-т, деревянненько. Но зато из-за того, что он блогер, у него там столько-то подписчиков, он компьютерные игры комментирует – ну вот так судьба распорядилась, что интересны его комментарии. И у него много фоловеров, он миллионер, зарабатывает большие деньги, и участие блогера в веб-сериале сразу дает подписчиков – вся рота почитателей сразу начинает его смотреть.

Мы скорее к этому пока относимся опосредованно… Я бы не называл даже наши веб-сериалы веб-сериалами, потому что «веб-» – это тоже такая какая-то приписка, просто короткие сериалы, которые будут качественными. Ну в общем модель такая: youtube – веб-сериал, тогда просмотры или спонсорские деньги, какие-нибудь баннеры спонсорские и т.д.

— А возможна ли продажа веб-сериалов в дальнейшем на какие-то платные ресурсы?

А.Ц.: Конечно, это, по сути, единственная великая  цель – когда веб-сериал может стать не веб-сериалом. Так произошло с сериалом «Кайф с доставкой»: был веб-сериал, потом его купило NBO; и еще есть три-четыре примера нехитрых веб-сериалов, которые стали большими сериалами. Но на самом деле на сегодняшний день самый значительный веб-сериал, который стал крутым, – это «Кабинка в углу». Он был снят как 24 2-хминутные серии и вышел в онлайн-кинотеатре «Hulu» (это американский ресурс), потом у них купил это канал FX, который является собственностью FOX, и они объединили 2-хминутные серии в серии по 6 минут, и, по-моему, даже сам большой канал FOX тоже потом показал этот сериал. Это прям очень крутой сериал, снято за три копейки, очень крутой и страшный.

Мастер-класс Александра Цекало

В ходе мастер-класса Александр Цекало рассказал о нескольких проектах, над которыми в данное время работает компания «Среда», один из них – сериал «Спарта».

А.Ц.: Коротко расскажу про содержание, чтобы было понятно, о чем трейлер, поскольку сериала еще не было в эфире. В школу приходит новичок, под видом социологического исследования внедряет в компьютерный класс компьютерную игру, которая называется «Спарта». Игра на самом деле вредная, потому что в этой игре можно инсталлировать кого угодно – в основном дети инсталлируют тех, кого они не любят или ненавидят: отчима, девушку, которая не дала, учительницу, которая ставит плохие оценки. И в игре этих людей можно убивать разными способами. И это злая такая игра – худшая модель GTA. Это, безусловно, вымышленная игра, называется она «Спарта», потому что парень, который принес эту игру, пронизан идеями Евгеники и т.д. И в какой-то момент им не достаточно уже этой игры внутри компьютера, и игра выплескивается в жизнь – они начинают уже убивать по-настоящему.

Александра Ремизова, продюсер компании «Среда»: Мы очень долго думали, как нарисовать, создать этот мир. Мы находимся в реальностях нашего российского бюджета, и делать игру нам не позволяло ни время, ни финансовые возможности, потому это все стоит огромных денег. Я думаю, что все знают, что компьютерные игры – это сейчас самая прибыльная индустрия. И тем людям, которые ими занимаются, это все стоит огромных денег. И наши гениальные CG-супервайзеры предложили идею снять компьютерную игру, адаптировать, раскрасить, что-то где-то дорисовать и снять актеров. И это была такая непривычная и необычная история, потому что актерам  приходилось  играть. У актеров была своя пластика, они очень долго разрабатывали движения, но в результате там получилось, по-моему, минут 40 компьютерной игры за 8 серий, мы потратили минимальное количество денег, и мне кажется, что у нас получилась какая-то страшная, реалистичная компьютерная игра.

Другим проектом компании «Среда», с которым смогли познакомиться участники мастер-класса, стал сериал «Территория».

А.Ц.: Коротко, чтобы было понятно. Маленький город такой, тихий, cпокойный, но там происходят какие-то страшные вещи: находят тела без головы и без крови. И приезжает из Москвы следователь, такой странный, ведет себя как неприкасаемый. И во время расследования убийств выясняется, что все вообще ерунда по сравнению с тем, что на самом деле творится в городе – весь город повязан всякими нехорошими делами.

— Скажите, пожалуйста, что должно быть или чего не должно быть в российском сериале, чтобы им заинтересовалась компания типа Netflix?

А.Ц.: Я думаю, что это должна быть качественно снятая история с хорошей драматургией. Это самое главное, для любого канала, для любого онлайн-кинотеатра. Два основных критерия: это история, которая держит и которая, поскольку в данном случае мы говорим про заграничный онлайн-кинотеатр, должна ментально быть понятной. И это должно быть снято на международном уровне.

— Т.е. получается, что в России не так много сериалов, которые будут соответствовать критериям, которые Вы назвали?

А.Ц.: Два момента: да, в России не так много качественных сериалов того уровня, который снимаем компания «Среда». Возможно, у некоторых продюсеров, у которых есть качественные сериалы, или нет времени, или желания, или им лениво поехать, рыть землю, найти людей, договориться, подписать контракт с дистрибьютором. У нас же есть международный дистрибьютор. Это работа, ее надо сделать. Я думаю, что не только сериалы компании «Среда» могут быть проданы на Netflix или, ну не знаю, на Amazon. Amazon еще не покупал ни у кого российских сериалов, но, тем не менее, я не вижу в этом особенной сложности. То есть там есть ряд пунктов, без которых нельзя снять сериал качественный, как там: не укради, не обидь сценариста. Кстати, надо десять заповедей «Среды» сделать.

Мастер-класс Александра Цекало

— Какие истории Вы хотели бы услышать, увидеть, прочесть? Ваш индивидуальный совет, как написать историю, чтобы она была снята?

А.Ц.: В вашем вопросе два вопроса: что интересует меня, что интересует компанию «Среда», какие истории и сюжеты, и как писать истории, что бы они были реализованы. Это два разных ответа и я попробую быстро ответить. Нет никаких ограничений в историях, которые мы ищем, главное – это должно быть невероятно интересно, потому что одна и та же история в разных жанрах просто по-разному может быть рассказана. Нас интересуют и полицейские драмы, и в чистом виде детективы, семейные драмы, наверное, если какая-нибудь интересная комедия, хотя я в свое время давал зарок возвращаться к юмору, его в моей жизни было в разных ипостасях много. Но, тем не менее, сейчас мы будем снимать сериал «Алиби», я не могу сказать, что это комедия – это драмеди, но там достаточное количество юмора.

Вот я недавно приехал из Америки, пришел в офис и сказал: хочу феминистский сериал, хочу сериал, где будет доказано раз и навсегда, что женщина лучше мужчины, сильнее, ответственнее: вот так на меня повлияло там несколько сериалов, так это было круто. И я действительно так считаю, и вот такое хотелось бы сделать. И хоррор хотелось бы сделать, сериал-мюзикл хочу сделать: ну вот где-то там трепещется внутри у меня такой забитый любитель мюзиклов, продюсер мюзиклов, говорит: «Ну давай уже, похороним меня на последок под плитой сериала-мюзикла».

А как делать, чтобы это прошло? Надо думать про канал, когда вы пишете. Я читал в «Hollywood Reporter» в апреле интервью с тремя шоуранерами: стоит ли думать о цифрах, о канале и об аудитории канала, когда пишешь сценарий? И они разными словами сказали, конечно, такую усладу для ушей всех сценаристов: к черту цифры, аудиторию и каналы! И еще так: пишите, творите и только тогда может получиться что-то настоящее. Это все здорово, но думаю, что они врут. Думаю, что они сейчас успешны, поэтому у них берет издание «Hollywood Reporter» интервью, потому что у них очереди расписаны на два года вперед, поэтому они, наверное, так могут сказать. И думаю, что они проходили – знаете, человек 100 сценаристов в Голливуде, может 1000, обязательно прошли – через сериал «Закон и порядок», или  «C.S.I.: Место преступления Майами». Я вот сейчас 19 мая был в Лос-Анджелесе на drama-саммите, и там, в том числе, были шоураннеры. И кто-то один из них сказал: «Ну смотрите, я сейчас пишу эту странную штуку, но вообще я начинал, как 135-й сценарист «C.S.I.: Место преступления Майами». А потом вышел другой и говорит: «Хочу сразу сказать – я тоже писал для «C.S.I.: Место преступления Майами». Т.е. они покаялись. Это просто школа, через это проходили. Мы работаем в основном для «Первого канала», мы сняли для канала «Россия» два сериала, но в основном мы работаем для» Первого канала». Мы должны уважать аудиторию «Первого канала». Мы должны понимать, что там есть такая небольшая часть  продвинутой очень аудитории, которая смотрит такие программы, как «Вечерний Ургант», «Прожектор Пэрис Хилтон», «Городские пижоны», наши сериалы. А дальше это аудитория женщины от 28 лет до 55, женщин там 60%, мужчин – 40%. Мы должны это понимать, должны учитывать. Это уже немножко фильтрует. Потому что вы на «Первый канал» не принесете историю, которая начинается со сцены эротической –  там сразу скажут «нет». А принесете на другой канал, более молодежный, там скажут: «Нет, но в 11 часов – да». Ну и так далее. Конечно, надо об этом думать. А как упаковать? Иногда надо думать, как запаковать, завуалировать, в какую обертку завернуть. В этом смысле сценаристу продюсер как раз может и должен помогать, подсказать сценаристу. Хорошо бы, чтобы сценарист, конечно, писал, не отвлекаясь, чтобы ему ничего не засоряло голову, чтобы он действительно свой талант выплеснул на бумагу. Да, иногда, к сожалению, приходится это сортировать, а иногда важно пойти на компромисс, сделать что-то, чтобы дальше пошла жизнь другая, сценариста узнали.

— В одном из интервью, вы сказали, что «скоро начнется волна русских сериалов, и сейчас я гоню волну». Скажите, пожалуйста, ориентировочно, когда это наступит, и в чем это будет заключаться?

А.Ц.: Пока купайтесь в моей волне, недостаточно? Я не знаю, когда это начнется. Да, это была часть моего разговора с одним продюсером, который мне сказал, что была волна скандинавских сериалов, которые захлестнули Америку, потом волна израильских сериалов – и очень много лицензий сейчас израильских снимается в Америке, а я сказал, что будет русская волна. И вот я в первых рядах этих волн, поэтому ловите момент, а дальше все будут разбирать на куски. Это обязательно наступит. Не может такого быть, чтобы одна компания или один человек шарашился по Лос-Анджелесу и у него там что-то получалось. Еще придут люди, конечно, да уже пытаются, я знаю, что уже пытаются продюсеры разные. Да время на это тратится, это сложно, но нам это интересно.

В конце своего выступления Александр Цекало отметил, что у «такой великой державы, как Россия, должен быть свой путь», но путь этот должен выражаться скорее в содержании продукта, а опыт, знания, технологические и технические возможности европейского и американского кино нужно стараться перенимать и применять для развития отечественного кинематографа.

 

Карина Ефанова

Актуальные новости moviestart.ru на нашем Telegram канале! https://t.me/moviestart