Премьера! «Из Уфы с любовью» – принципиальный проект о регионе для региона

#

Комедия молодого режиссера Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью!» уже заняла 1 место по просмотрам на 1 копию в прокате по Уфе. Фильм обошел блокбастеры, уверенно удерживает лидирующую позицию, и готовится к прокату по кинотеатрам России с 3 августа – от Калининграда до Хабаровска. О фильме – говорят блогеры, журналисты и его режиссер.

Название: «Из Уфы с любовью»

Жанр: романтическая комедия

Режиссер: Айнур Аскаров

Команда: республика Башкортостан

Бюджет: 5 000 000 руб.

Слоган: Я знаю, что такое счастье

Премьера: 13 апреля 2017 года

«Что такое счастье? Моя бабушка говорит, что счастье – это когда ты знаешь, что будет завтра. Я понял, чтобы быть счастливым, надо всегда слушать бабушку».

Урал едет из армии домой. Впереди – свадьба, постройка собственного дома, куча детишек. Но понятный и уютный мир вдруг разбивается вдребезги – невеста бросила его ради столичного красавчика, да еще продала фамильное обручальное кольцо. И теперь Уралу предстоит головокружительный забег по Уфе в поисках семейной реликвии.

«Уровень картинки лучше, чем у многих комедийных мейджеров». – Стас Давыдов «This is Хорошо».

«Сделано хорошо. Когда в России делают что-то вот с таким уровнем качества и любви… Любовь очень сильно, кстати, чувствуется. Ощущается, что сделано с любовью, то это может быть что-то хорошее». – Виталий Голованов, основатель партнерской сети Vlog.pro

«Хороший «цветокор», прикольная неплохая операторская работа, отличные музыкальные композиции, мне зашли. Хорошо. По тому, что я видел, я бы посмотрел этот фильм… Я верю людям, а не рекламе, я готов на это сходить. Хорошие комедии снятые в России даже не на вес золота, а на вес платины». – Руслан Хубиев, переводчик комиксов, главный редактор издательства комиксов Рамона, коллекционер комиксов, блогер.

Айнур Аскаров: «Для меня это фильм о воспитании, как и все мои предыдущие фильмы. Наш герой был воспитан в суровых башкирских традициях, которые зачастую очень мешают в жизни. Идея картины в том, что надо уважать традиции, но думать своей головой. Пусть ты будешь ошибаться, пусть ты будешь много раз обжигаться, но это будет твой опыт, и ты с ним станешь гораздо сильнее и ценнее».

Опираясь, на успех фильма в Башкирии, всероссийский прокат фильма поддержала «Свердловская киностудия»: «На зрительский успех картины повлияли 2 фактора: во-первых, зритель давно ждал такого хорошего и веселого кино. Во-вторых, фильм сделан качественно. Игра актеров, операторская работа, режиссура и самое главное, история – все на уровне. Зритель это увидит!».

Картина была впервые представлена в рамках III Всероссийского форума «Время кино» в Казани, а до этого в виде трейлера — на Питчинге региональных проектов, организованном Молодежным центром Союза кинематографистов России в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума.  На недавно завершимся 39 ММКФ, фильм был показан в рамках Российской программы в Большом зале Дома кино и никого не оставил равнодушным.

О создании фильма, его продвижении, о надеждах на прокат Айнур Аскаров рассказал подробно.

unnamed (95)

Феномен башкирского кино

Началась вся эта история с идеи снять какое-нибудь кино о регионе – чисто уфимское кино. В нашем проекте нет ни одного привлеченного специалиста со стороны. Все сделано нашими силами и выходцами из Уфы и Башкортостана. Изначально я планировал окупиться только у себя в республике – для меня почему-то это было очень важно тогда: показать всем, показать Москве, что мы, сняв кино полностью на свои ресурсы, со своими специалистами и только на своей территории, можем окупиться.

Думали сначала, что это будет очередной проект про франшизе Эммануэля Бенбии «Города любви» – «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя». Думали, соберемся – пять режиссеров – сделаем каждый свою историю, как каждый видит свою Уфу, любовь в Уфе. Но не получилось: режиссеры долго это все писали, потом я решил сам написать всем истории, но на третьей заглох, да и режиссеры тоже заглохли. В результате было решено не разбивать проект на «коротышки», а сделать полнометражую историю с единым сюжетом.

Мы почти год работали с разными сценаристами. Затем встретились с Айдаром Акмановым (фильмы «Реальные кабаны», 2010; «Ловец ветра», 2010; сериалы «Пятая стража», 2016э; «Адвокат-8», 2011), когда было уже понятно, что мы получим грант Главы региона, на который мы ранее подавались без сценария – только с идеей. Нам было выделено 4,5 миллиона. Еще 500 000 руб. мы добавили сами.

Грант мы получили только в конце мая. Буквально перед съемками в середине июля мы завершили сценарий, утвердили его и стали работать с минимальной подготовкой. Лето уходило, и надо было снимать.

Вся наша команда – в основном молодые ребята. Все работают на энтузиазме. Оператором выступил Тимур Ганеев – самородок из Уфы, который нигде не учился, с 8 лет находится на съемочной площадке. С ним мы уже сняли несколько короткометражек.

Мы понимали, что съемки будут затяжными, долгими, из-за отсутствия должной подготовки. Поэтому всю технику купили сами.

В итоге мы стартовали 1 августа. Сначала была съемка музыкального праздника «Симфоночь»  в амфитеатре у Конгресс-холла (одна из ключевых сцен фильма). А потом с 1 августа каждый день мы отработали 69 смен, хотя изначально предполагали 40 – то есть съемки проходили весь август, сентябрь и даже часть октября.

Нашим генеральным партнером выступила студия «Башкортостан» – фильм снят при их поддержке. Они нам предоставили всю техническую базу: свет, телеги, краны и т.д., специальные машины, чтобы все это перевозить, специалистов – гафферов, звукорежиссеров. При этом зарплату они получали на студии, что позволило нам сэкономить на гонорарах. И сейчас, даже завершая проект, мы работаем над звуком как раз на киностудии «Башкортостан».

Так что если по-настоящему посчитать бюджет фильма (оборудование и специалисты нам давались бесплатно), то он будет, конечно, гораздо выше. Живых денег у нас было пять миллионов. Все остальное – это ресурсы киностудии, административные ресурсы Министерства культуры республики и т.д.

Я всегда очень плотно сотрудничаю со студией «Башкортостан». Все свои короткометражные ленты снял на их базе. У нас очень дружественные отношения, они любое мое начало поддерживают. Поэтому мы никогда не сомневались, что они нам будут помогать.

В уставе студии прописано, что они должны поддерживать кино региона на национальном, башкирском языке. Это их миссия. Поэтому любые проекты, которые у нас снимаются, я считаю, киностудия должна поддерживать. Тем более, это подведомственная организация Министерства культуры, от которого мы и получили грант. У нас кино полугосударственное. Но нам от этого только хорошо. Я думаю, что киностудии «Башкортостан» тоже от этого только хорошо, потому что их имя в начальных титрах – везде мы говорим, что фильм снят в партнерстве с киностудией «Башкортостан». Сейчас, к сожалению, финансирование студии не такое большое, как хотелось бы. Очень редко снимаются полнометражные фильмы – в среднем раз в пять лет. Поэтому для них этот полный метр, думаю, тоже очень важен как показатель того, что работа идет.

unnamed (97)

Про башкирский язык, субтитры и сложности перевода

Поскольку я хотел снимать фильм только для Уфы и республики Башкортостан, а у нас республика многонациональная – русские (большинство), татары, башкиры (меньшинство), то изначально я планировал делать картину на трех языках: башкирском, татарском и русском. Но по ходу действия татарская речь из фильма выпала, осталась только башкирская и русская. Поэтому то, что Татарстан вдруг заинтересовался фильмом, неожиданно и здорово! Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и их фильмы мы будем показывать и у себя. И, надеюсь, это не пройдет впустую, и будут не просто формальные показы – для галочки, с пустыми залами, а именно зритель будет ходить, мы очень в это верим.

Все для проката

Это очень тяжелая история. Есть такой термин «самокат» – наверное, это про нас. У нас нет прокатчика, мы сами договариваемся о показах. То есть я завершаю фильм и параллельно звоню букерам разных сетей, прошу взять наше кино. Говорю о нас, об Уфе, обещаю, что в Уфе точно будут полные залы. Отправляю трейлер. Потом какие-то переговоры ведутся. Где-то унижаешься, где-то люди говорят «да, круто, мы берем». И очень это сложно.

Я понял, что надо иметь какого-то дистрибьютора, который будет этим заниматься. Потому что самому это делать очень тяжело.

В Уфе кинопрокат уже не принадлежит полностью городу – осталось всего три кинотеатра, которые в расписании имеют фильмы киностудии «Башкортостан». А все остальное – это либо частные кинотеатры, либо государственные и муниципальные, которые, конечно, к сожалению, наши фильмы не берут: боятся рисковать. А частники, с которыми мы лично идем на контакт, с удовольствием общаются.

В Уфе нас взяли пять кинотеатров. Это частные кинотеатры уфимской сети «Планета кино»; государственный кинотеатр «Родина», который всегда нас берет: они знают, что мы собираем хорошие залы. А также два частных кинотеатра, открытых одним человеком: «Кинопростор» (где ранее успешно прокатывался мой альманах) и совершенно новый, огромный, многозальный «Ультра» (300 мест, где и состоится премьера). Еще «Мегаполис» – считается у нас вип-кинотеатром, с мягкими диванами на электроприводе вместо обычных кресел. Ребята-выходцы из республики Башкортостан открыли два таких кинотеатра в Уфе и Челябинске. Зрители туда очень хорошо идут. Надеемся, и наш фильм не пропустят.

Кинотеатры берут нас на основе трейлера, синопсиса, презентации, моих личных уговоров, звонков, встреч и так далее. Это не за один раз – звонков по десять приходилось делать периодами. В одном кинотеатре, например, в башкирском городе Салавате нам удалось договориться только совсем недавно. Но мы у них стартуем очень странно – не с четверга, а с субботы. Хорошо, говорю, мы у вас сделаем презентацию, приедем со всей съемочной группой, покажем фильм, зрителей соберем. То есть убедить их удалось с трудом, но, надеюсь, они об этом не пожалеют.

Я верю, что на премьере зал будет полон, несмотря на то, что он большой. Хотя это тоже риск, я так слепо в это верю – что где-то там есть истина, но, на самом деле, кто его знает, что будет. Легко очень сейчас ошибиться.

Трейлер

Когда мы делали трейлер, у нас было желание не раскрывать всю историю, не пересказывать краткое содержание, чтобы зритель сказал: «А, все понятно, я не пойду». И в то же время не хотелось все вкусности выдавать. Потому что как бы много там их ни было, все равно не хочется, чтобы потом говорили: «Все самое интересное – в трейлере, а все остальное смотрите в кино».

Мы не имеем опыта создания трейлеров полнометражных фильмов, тут, наверное, надо как-то жанрово угадать. Более опытные коллеги советуют переделать трейлер в стиле того же «Горько!» – тогда это будет интереснее, и зритель пойдет, и останется доволен. Хотя я считаю, что фильм не похож на «Горько!» абсолютно. Но если таким образом удастся привлечь больше людей, я сделаю все максимально, чтобы зритель шел и ожидания его оправдывались.

Информационная поддержка

Наши генеральные информационные партнеры появились совсем недавно. Во время съемок их еще не было, что, как мне кажется, печально. Это концерн ВГТРК – телеканал «Россия-1», «Культура», «Россия 24». Они нас очень поддерживают. А мы на самом деле взяли их нахрапом: мы сцену у ЗАГСа снимали напротив уфимского телецентра, где висят их баннеры – и это стало, пожалуй, ключевым моментом в их убеждении.

И они пошли нам навстречу – это очень здорово! 12 апреля состоялась пресс-конференция в их большом зале с прямым эфиром на всю Россию. Что я считаю замечательным! Мы им очень благодарны. Они нас активно поддерживают, снимают новостные сюжеты.

Также нашими информационными партнерами являются «Авторадио», «Русское радио» и «DFM» (последние два входят в «Русскую медиагруппу»). На них мы вышли через знакомых знакомых – просто позвонили и предложили стать информационными партнерами. Я приехал, показал трейлер, мы пообщались. Они согласились сотрудничать при условии, что с другими радиостанциями мы работать не будем. Мы согласились. Мы считаем, что «DFM» – это наша целевая аудитория. И они тоже будут разыгрывать билеты, конкурсы устраивать, о нас говорить, крутить наш специальный саундтрек.

Нам нужно было все! Максимально говорить о нашем проекте – мы все ресурсы задействовали: и Интернет, и радио, и телевидение, и листовки, и устраиваем промо на различных концертах, мероприятиях.

Например, у нас недавно проходила финальная игра Высшей лиги КВН. Зал на 1000 человек. В перерыве между выступлениями мы показывали наш трейлер, и ведущий всего мероприятия – Алмаз Амиров, который в картине играет отца одного из главных героев Фарида, долго рассказывал о нашем фильме, разыгрывал билеты между зрителями, также пригласительные достались командам-победителям. На входе раздавали флаеры нашего фильма. Таким образом о нем узнали тысяча человек.

Мы размещаем постеры, клеим афиши – в вузах, сузах, в общежитиях – где только можно.

Также нам помогает Фонд развития городских проектов. Это организация, которая предоставила нам бесплатно десять баннеров специально под социальную рекламу, потому что мы считаем, что кино в республике на сегодняшний день надо рассматривать именно как социальный проект. У нас есть коммерческий потенциал, я считаю. Но мы не монетизированы пока.

Также наш трейлер крутят на студенческом телеканале Казанского федерального университета, который транслируется во всех вузах республики. В Москве, кстати, он тоже есть.

С вузами мы договаривались напрямую – где-то заходили к ректору или в правком. Говорили, что это башкирское кино, что это наш лучший фильм. Что он про Уфу, про любовь, он молодежный. Кредит доверия к нам в республике большой, слава Богу, и это здорово! Они знают, что мы не сняли чернуху какую-то, и поэтому идут навстречу, не посмотрев ни трейлера, ни фильма. Они видят, что это «Из Уфы с любовью», что это грант Главы региона – значит уже можно доверять.

Также мы работаем с группами «вКонтакте», размещаем посты в различных пабликах вроде «Типичная Уфа», «Новости Уфы», «Подслушано Уфа» и на аналогичных страницах в других городах. Там по 300-400 тысяч подписчиков. Высылаем им новости, приглашения каждый день. Компьютер просто не выключается. В основном я упор делаю на Интернет, потому что вся наша целевая аудитория сидит в Интернете – они не смотрят телевизор. В любом случае, мне кажется, именно через Интернет можно достучаться до зрителей, и, я надеюсь, уже после первого уикенда начнет работать сарафан. И что пусть у нас будет мало экранов, но это будет долгий прокат, потому что будет работать сарафан и зритель будет идти и идти. Мы очень на это надеемся – что если не количеством экранов, то временем в прокате мы возьмем.

unnamed (94)

В Москве и Питере

Сейчас полпредство республики Башкортостан в Москве тоже предлагает нам провести показы в кинотеатрах. Мы обязательно это будем делать. Я думаю, здесь показы пройдут в формате творческих встреч, и, может быть, в каких-то кинотеатрах нам удастся договориться хотя бы на неделю одним сеансом пойти – это наша мечта! И в других городах мы тоже самое будем делать: сейчас картину просят показать в Челябинске, Екатеринбурге, Перми – там есть наши активисты, из землячества, выходцев из республики. Все они очень горят идеей показать кино и готовы помогать, чем могут – рекламой, поиском площадки и т.д. Надеюсь, все получится сделать и сил на это хватит.

Сейчас апрель, а в середине мая можно будет попробовать сделать разовые показы в Москве и в Питере или где-то еще. А апрель седлать упор на регионы.

Я думаю, в мае, июне, когда студенты вернутся после сессии, можно будет проехаться по малым городам и собрать таким образом кассу. После этого я планирую стартовать где-нибудь в Интернете – есть площадки вроде Boomstream, где можно организовать платный онлайн-просмотр. Я надеюсь, что это сработает. Ну а потом будем думать уже о показах на  нашем местном телевидении. Конечно, у нас еще не было прецедента, чтобы кто-нибудь из каналов покупал региональные фильмы: они всегда берут бесплатно, мол, скажите спасибо, что мы вас показываем. У них всегда была такая позиция. И раньше мы отдавали. Но сейчас я точно не буду отдавать. Надо будет брать рекламным ресурсом, либо живыми деньгами.

Если все так, как я в голове у себя выстроил, выстрелит, то будет хорошо. Нет – то будем думать по ходу, посмотрим.

*** – Творческие планы

Я уже снял тизер полнометражного фильма «Буран», основанного на реальных событиях.  Год назад в это время в Оренбургской области и на юге республики Башкортостан – это моя родина, Хайбуллинский район, – где весной всегда очень сильные бураны, метель была настолько сильной, что люди застревали на дорогах, в машинах, умирали. Хочется снять об этом историю, в стилистике картин «127 часов», «Замерзшие», «Погребенные заживо» – такой, может быть, монофильм в 1-2 локациях. Люди застряли в машине, а никто не берет трубку, никто не идет их спасать. И они пытаются выжить в этом буране, в этом холоде.

Еще хочется снять полнометражный хоррор, основанный на башкирском фольклоре. Летом планирую выехать в экспедицию по нашим башкирским районам и собрать башкирские страшилки – их очень много, они очень страшные и очень необычные – и на этой основе сделать историю страшную, но не глупую, чтобы был в ней какой-то смысл.

Я еще не определился – не могу себя назвать приверженцем одного жанра. Я ищу, что у меня лучше получается, и что мне ближе, я еще не знаю, поэтому пробую себя в максимально разных жанрах. Но однозначно все эти истории будут как-то касаться Башкирии, потому что это моя родина, я хорошо знаю менталитет, там мне работается легче, там я могу со всеми договориться.

И работать проще, и материал я знаю лучше, а режиссер должен снимать только о том, о чем он знает хорошо.

 

Подготовила Наталия Егорова