Как снять кино в Испании за три дня, или новая серия «Санта-Барбары»…

#

О своем опыте рассказывает режиссер, продюсер, слушатель ВКСР — Наталия Каленова.

Идея снять кино родилась незадолго до отъезда на III Международный фестиваль русскоязычного кино «КиноВолна» в Аликанте, куда меня пригласил исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России (одного из организаторов фестиваля) Дмитрий Якунин в рамках пресс-тура по провинции Коста-Бланко (первоначально в мои функции входило написание репортажа о возможности съемок в этом замечательном месте). Однако, в ходе подготовки к фестивалю, у Дмитрия и директора киносмотра Наталии Коробейщиковой возникла мысль, что лучшей рекламой для Аликанте и для фестиваля мог бы стать короткометражный фильм, созданный в совместном сотрудничестве. Идея понравилась. Сроки пребывания были означены тогда с 15 по 20 сентября (но в процессе съемок они, по понятным причинам, немного изменились).

Затея авантюрная, но вполне осуществимая. Особенно если есть желание. Хочу отметить, что вообще создание короткометражного кино рождается прежде всего благодаря желанию инициативной группы и часто только благодаря этому.

В целом, это был и наш случай.

Сказано – сделано, и за два вечера в Санкт-Петербурге вместе с моей верной подругой и постоянным соавтором моих самых безумный идей Марией Ошмянской было придумано и записано три новеллы, которые смело объединились четвертой, раньше отдельно существующей.

Творческая задача передо мной стояла следующая: написать такую историю, чтобы она была содержательной по действию, динамична и реально выполнима за короткие сроки и в ограниченных условиях кастинга, так как все актеры должны были быть или из Аликанте, или из ближайших окрестностей – таких, как чудесный Кальпе, где находился один из наших объектов.

IMG-20170921-WA0006

Также задачей было в рамках этой истории показать возможности локаций, колорит и разнообразие палитры испанских актеров, ну и конечно, заявить основные достопримечательности Аликанте. (К слову, в настоящее время правительство Коста-Бланки заинтересовано в развитии совместных проектов в области кино. Для чего в некоторых муниципалитетах были специально созданы собственные Киноуправления – эта служба призвана облегчить кинематографистам получение информации и прохождение необходимых процедур для поиска локаций и получения разрешения на съемки).

Отсюда постепенно, с непрекращающимися поправками, как это бывает, вплоть до команды «мотор», возникла та история, которую мы назвали в честь замка «Санта Барбара», где традиционно из года в год проходит открытие фестиваля, и для российского зрителя, хорошо помнящего сериал «Санта-Барбара», это словосочетание является именем нарицательным – символом непростых жизненных обстоятельств, запутанных и переплетенных, выходящих за рамки чего-то привычного, стабильного и общепринятого.

IMG-20171001-WA0007

Итак, история написана. Название оправдано содержанием.

Самый сложный реквизит (а именно печенье с предсказаниями для главной героини) изготовлен в Санкт-Петербурге и взят с собою в дорогу.

По прилету нас встречает и размещает принимающая сторона в лице директора Наталии Коробейщиковой.

Я очень нервничаю, так как хочу снять кино, но пока только одни вопросы и ни одного ответа. Опытный продюсер Дмитрий Якунин, как всегда, хладнокровен и оптимистичен, потому, что он уже не первый год на этом фестивале и прекрасно знает команду.

Прекрасный организатор и просто замечательная женщина Наташа Коробейщикова, живущая в Испании много лет, в первый же вечер знакомит меня с командой продакшна из Sea Monkeys Film, и начинается обсуждение основополагающих вещей. Мы выясняем, какими ресурсами обладают наши партнеры по нашей планируемой первой копродукции в рамках фестиваля.

Итак, у нас в рамках короткого метра есть камера, свет, машины, грим. Костюмы в съемках современных историй, без бюджета, принято использовать те, что имеются в наличии у актеров.

IMG-20171001-WA0010

Из важных нюансов: для съемок на улице в Испании, как и у нас в России, нужно разрешение, которое делается примерно месяц. Но в Испании это распространяется на съемки, когда камера устанавливается на тротуар, в России же разрешение необходимо, если съемки производятся группой более 5 человек. В целом похожая история. В моем случае стиль съемок изначально предполагал использование живой камеры или максимум использование изирика (специальная облегченная конструкция для крепления камеры на груди оператора, типа стедикама), и поэтому специального разрешения не потребовалось.

На следующий день формируется полноценный состав группы, в которую входит оператор (Макси Веллосо) с помощниками, второй режиссер (Рудольфо Колома), ассистент режиссера, реквизитор, звуковик.

Окончательная версия сценария переводится за полдня, и сразу появляются дополнительные вопросы… В какой-то момент под сомнение ставится вообще возможность съемок, так как по видению испанской съемочной группы такая история требует более тщательной подготовки и две недели времени, которых у нас просто нет. Все садимся за круглый стол, обсуждаем еще раз, упрощаем, выкидываем одну большую сцену, показываем наши печеньки и другой заготовленный в России реквизит. И испанцы успокаиваются. И план готов.

IMG-20170921-WA0001

После субботнего открытия, наступает воскресенье – казалось бы, самое время на подготовку. Однако это невозможно, потому что для испанцев выходной – это святое, так же как и сиеста. Я тоже выдыхаю, и начинаю получать от процесса удовольствие. Понедельник и вторник – на подготовку, среда, четверг и пятница – съемки с 9.30 до 20.00.

Времени на кастинг у нас мало совсем, поэтому взрослых и второстепенных героев мы выбираем по уже имеющемуся видео, а также я полностью доверяю опыту и мнению своих испанских коллег. Пробуем только детей и актеров на две основные роли гадалки и бармена. Актеры на пробах немного волнуются, поэтому мне как молодому и неопытному режиссеру до конца на пробах не ясно, смогут ли они на съемках играть лучше. Но большого выбора у меня нет, и я рискую. И, как оказывается, не зря! Все актеры абсолютно профессиональны и гармоничны!

Два дня подготовки строятся таким образом: полдня – кастинг, полдня – выбор натуры. Город небольшой, и мы вместе с Рудольфо Колома – моим вторым режиссером – делаем обход натуры. Быстро выбираем нужные нам улицы и точки.

Ребята хотят начать в четверг, но я настаиваю на своем!

В итоге мы стартуем в 15.00 в среду.

За 3 дня съемок нам нужно снять 2 интерьера и более десяти объектов на улице.

Самый большой день по съемкам – второй: по плану и вызывному мы намечаем 15 сцен, а это почти 70% от всего сценария. Недоснимаем две. Это неплохо.

Многие ребята из испанского продакшна работали за границей. К примеру, мой второй режиссер несколько лет проработал в киноиндустрии в Лондоне. Его уровень планирования на коротком метре я приравниваю к уровню планирования серьезного проекта с большим бюджетом. Впечатление двустороннее: с одной стороны, это удивляет, но с другой – вселяет уверенность, так как любой студент ВГИКа знает, что лишь тщательная подготовка и планирование могут помочь избежать неприятных сюрпризов в съемочном периоде. Но они по-любому будут…

В процессе подготовки удивило выписывание всех кадров, которые планируется снять – и это при наличии раскадровок. Вызывной лист был прост и удобен на двух языках  и со схемой проезда к нужному объекту.

За время съемок была парочка сюрпризов. Например, ребенок отказался сниматься в третьем дубле и мы потеряли с утра сумку, нужную для дубля в первой сцене. Но это все мелочи жизни, которые мы решили и которые еще более сплотили нашу интернациональную команду.

Надеемся, что наше совместное кино придется по вкусу как в России, так и Испании.

Напоследок хочу сказать одно… Если кино в Аликанте снимать можно, то вот отчет в такой красоте пишется с большим трудом!

Приезжайте, дорогие кинематографисты, снимать кино в Испанию, не пожалеете, ну а я пошла на пляж!

Вот такая вот «Санта-Барбара»…