XIV «Кинопроба» состоялась

#

Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба» при заметно меньшем количестве средств, чем в прошлых годах, провело очередной смотр.

Директор фестиваля Лилия Немченко рассказывала: «Я не знаю ни одного фестиваля, который бы не испытывал финансовых трудностей. Дело в том, что много лет нас не поддерживает министерство культуры РФ. Все наши заявки остаются без ответа. Область, как может, поддерживает, но минимально. При этом, конечно, надо отдать должное местным властям и муниципальным, и областным, никакой цензуры нет».

Смотр ухитряется жить и здравствовать, но отсутствие должного финансирования отражается, прежде всего, на тех задачах, которые призван решать фестиваль-практикум: знакомить, объединять, сталкивать представителей разных киношкол со всего мира, представителей разных цехов кинематографии, что глобально и не менее важно для индустрии, чем конкурс кино. Еще год назад, два года назад участников, молодых, жадных до кино и общения, было много: игровиков, документалистов, аниматоров, киноведов и кинокритиков; разговоры, общение, просмотры не прекращались до глубокой ночи. В этом году этого ощутимо не хватало. Как воздуха, как атмосферы фестиваля.

И даже в этих условиях, фестиваль находит возможности не только для выживания, но и для развития.

Кинопроба_общие фото (2)

Увеличилось количество практикумов. Если раньше в рамках каждого фестиваля проводились воркшопы по документальному кино (в этом году его провели режиссеры документалисты, педагоги Денис Клеблеев и Зоя Киреева – результаты стараний их и их учеников были традиционно представлены на закрытии фестиваля) и анимации (на этот раз его вела член жюри, друг фестиваля, преподаватель Национальной академии театрального киноискусства в Софии Радостина Нейкова), в этом году состоялась также четырехдневная сценарная лаборатория Любови Мульменко.

Любовь Мульменко (автор сценариев к фильмам «Комбинат «Надежда», «Еще один год», «Как меня зовут») со своими подопечными разбирала и «улучшала» их заявки, заставляла как можно лучше знакомиться с собственным героем. По признанию участников воркшопа, все очень понравилось, но показалось недостаточным, кратким. Мульменко часто зовут преподавать и вести различные мастер-классы, однако к серьезному преподаванию она, по ее словам, не готова – слишком увлечена собственной сценарной работой и не может постоянно держать в голове еще двадцать чужих проектов.

Огромный интерес зрителей и участников фестиваля вызвала фигура оператора фильма «Салют-7» Сергея Астахова, снявшего большую часть знаковых фильмова Алексея Балабанова, – на операторском мастер-классе, на творческой встрече со зрителями после показа фильма, да и просто в коридорах между мероприятиями Сергея обступали студенты, участники фестиваля, зрители с многочисленными вопросами, на которые Астахов терпеливо и обстоятельно отвечал. На мастер-классе, где не то сидеть было негде – даже стоять, оператор рассказывал о работе над фильмом, о приспособлениях, которые использовал, о трудностях, с которыми столкнулся на съемках. Во время творческой встречи после показа самого фильма некоторые восхищенные картиной зрители посылали гневные окрики в адрес продюсеров фильма, которые значительно сократили и сценарий, и финальную версию уже снятого фильма, тем самым не дав им, зрителям, сполна насладиться прекрасной режиссерской и операторской работой.

Режиссер Сергей Тютин – основатель киношколы «Арткино» и одноименного фестиваля, проходит ежегодно в Москве и ещё 50 городах России, представил на «Кинопробе» премьеру – первый альманах лучших фильмов фестиваля. В него вошли 4 картины: «Регистраторша»: незамужняя регистраторша ЗАГСа всю молодость прождала принца, но обрела его лишь тогда, когда утратила свои романтические иллюзии; «Забытое»: режиссёр театра слабослышащих желая развестись с женой соглашается выполнить необычное условие: месяц носить её на руках; «Каждый первый»: в кафе героиня обнаруживает пропажу кошелька и, желая найти виновного, вызывает стражей правопорядка; прибывшие на место происшествия полицейские всех выводят на чистую воду; «Я закрываю глаза»: поэтическая притча о путешествии сознания балерины во время смертельно опасной операции в эпоху facebook.

Куклы Черновой

Об образовательной программе этой «Кинопробы» можно писать бесконечно. О мастер-классе «гения-места» Екатеринбурга и друга фестиваля Алексея Федорченко (выступил также председателем жюри) «Особенности работы над киноальманахом», в рамках которого он представил фильм «Дыхание», который выйдет в России только в 2018 году. К слову, в отличие от привычного нам понимания альманаха, Федорченко считает, что альманах должен делать один человек: на одном уровне разным людям сделать произведение очень сложно. Аниматор, редактор, педагог, режиссер анимации Елена Чернова провела сразу два увлекательных мастер-класса – первый, для гостей и участников фестиваля, на 40 минут дольше планируемого времени, второй (для студентов УрГАХУ) – дольше на полтора часа. Когда студенты, наконец, отпустили Елену, она вспомнила, что так и не показала им куклы – пришлось задержаться еще на полчаса.

Было новое и в программах фестиваля: значительное число фильмов из среднеазиатских союзных республик. Ранее в конкурсе появлялась Киргизия, редкий случай – Казахстан, в этом году участие в фестивале приняли картины из Таджикистана, Узбекистана, Монголии. Впервые в фестивале этого года участвовали кинематографисты из Ирака, Южной Кореи, Монголии, Сербии, Турции.

У фестиваля появилась и новая площадка – «Ельцин Центр». В прошлые годы центр лишь был местом для проведения воркшопа (Зоя Киреева в том и этом году в рамках своего снимала со своими подопечными фильм-открытку центра). В рамках фестиваля-2017 на площадке центра проходили и показы фестиваля. Кроме того в Образовательном центре разместилась особая выставка: фотограф Юрий Мечитов, который на протяжении 12 лет снимал легендарного Сергея Параджанова, привез в Екатеринбург выставку своих фотографий. В экспозицию из 35 снимков вошли фотографии из книги-фотоальбома Мечитова «Сергей Параджанов. Хроника диалога», кадры со съемочных площадок, запечатлевшие друзей и гостей Параджанова – Андрея Тарковского, Марчелло Мастроянни, Тонино Гуэрра, Майю Плисецкую. В рамках «Кинопробы» Мечитов, основатель фотошколы в Грузии и один из соавторов-составителей альбома по истории фотографии в Грузии, также провел мастер-класс «Фотограф на съемочной площадке».

вручение «Таня», режиссер Мария Седяева

Ну и о понятных итогах фестиваля (ведь «выхлоп» от мастер-классов, практикумов, воркшопов, просмотров, встреч, выставок, обсуждений останется за кадром):

Победители XIV фестиваля «Кинопроба»

ГРАН-ПРИ
«Таня», режиссер Мария Седяева, Екатеринбург, Россия

Приз за лучшую программу киношколы
Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург, Россия.

Приз за лучший игровой дебют
«Маленький поезд», режиссер Тамара Дондурей, Москва, Россия

Приз за лучший неигровой дебют
«Образование», режиссер Эми Бухвальд, Польша

Приз за лучший анимационный дебют
«Место», режиссер Анита Квятковска — Наки, Польша

Приз за лучший учебный анимационный фильм
«Пенелопа», режиссер Йаалинойя Хета, Эстонская академия художеств, Таллин, Эстония

Приз за лучший учебный игровой фильм
«Друзья по переписке», режиссер Нелла Василевская, Белорусская государственная академия искусств, Минск, Беларусь

Приз за лучший учебный неигровой фильм
«В другом мире», режиссер Анна Бединска. Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, Москва

Приз за лучший анимационный проект
«Слон и Еж», автор Вероника Бессонова, кафедра графики и анимации Уральского государственного архитектурно-художественного университета

Специальные дипломы жюри:
Фильм «Два кирпича», режиссер Шота Гуджабидзе (Грузия) — за художественную смелость
Фильм «Монолог», режиссер Отто Лакоба (Школа документального кино и театра Разбежкиной и Угарова, Россия) — за лучшую операторскую работу
Фильм «Гонг?», режиссер Хуан Хан (Китай) — за гуманизм
Фильм «Тата», режиссер Нелла Василевская (Белорусская академия искусств, Беларусь) — за гуманизм
Проект «Все твои друзья», автор Алиса Правоторова (УралГАХУ, Россия)

Приз зрительских симпатий
«Это и есть танец», Евгения Плясунова, Екатеринбург, Россия

РЕШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ЖЮРИ ФЕСТИВАЛЯ «КИНОПРОБА»:
Основной приз
«Куб», режиссер Максим Кодаров, Казахстан

Главный приз
«Кнопка», режиссер Максим Куликов. Кинокомпания «СНЕГА», Екатеринбург, Россия

Специальные дипломы Студенческого жюри:
Фильм «Красота», режиссер Кристина Кужахметова (Санкт-Петербургский гсоударственный институт культуры, Россия)
Фильм «Стая», режиссер Ойген Мэрхер (Киноакадемия Баден-Вюртемберг, Германия)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИПЛОМЫ:
Специальный диплом телеканала ЕТВ: «Борис Рыжий. Мой герой ускользает во тьму…», реж. Алена Лебедева, Андрей Козырев (Гуманитарный университет, Екатеринбург, Россия)
Специальный диплом радиостанции Эхо Москвы в Екатеринбурге: «Кнопка», реж. Максим Куликов (Екатеринбург, Россия)

 

Наталия Егорова