«Я ложусь в братскую могилу заявок вместе со всеми». Интервью с режиссером Верой Водынски, участником Tampere Film Festival

#

Вера Водынски, российский режиссер, выпускница Академии Н. С. Михалкова вернулась с Международного кинофестиваля в Тампере, где в конкурсной программе был показан ее короткометражный фильм «Родители приехали ко мне на Шри-Ланку», и поделилась с редакцией moviestart своими впечатлениями от поездки.

Как в целом восприняли твой фильм?

Фильм восприняли прекрасно, мне нравится, что в любой стране мира, где бы мы ни были, его понимают, он находит какой-то душевный отклик, его называют thought-provoking, то есть заставляющим думать. А еще говорят, что этот фильм не похож на русский, он снят на Шри-Ланке, а не на раздолбанной кухне квартиры в хрущевке, в фильме молодой красивый герой (Даниил Воробьев), а не пьяница или торчок, и это фильм не про русские социальные беды, а про возвращение к своим корням. Не знаю, почему, но фильм при этом пользуется успехом именно за рубежом, а не на российских фестивалях. Наверное, у русских фестивалей какое-то свое представление о том, каким должно быть русское кино. Кстати, одна из редких возможностей увидеть фильм в Москве – это фестиваль «Святая Анна», он взял его в конкурсную программу и покажет с 23 по 30 марта, во ВГИКе.
Традиционно много спрашивали о том, где я искала деньги на создание фильма, ну а я, как обычно, рассказывала, что фильм частично профинансирован моим продюсером Ларисой Матвеевой, а частично – Академией кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова, где этот фильм, «Родители приехали ко мне на Шри-Ланку», был моей дипломной работой и дипломной работой оператора Любови Князевой.

Встретила кого-нибудь из русских коллег на фестивале?

Насколько я знаю, в международном игровом конкурсе Tampere был еще один русский фильм, «Лалай-балалай», победитель «Кинотавра». Но я не встретила там других русских режиссеров, только журналистов и команду фестивального агентства Festagent. Может, плохо смотрела.

Расскажи, пожалуйста, в целом, о конкурсной программе фестиваля, о других режиссерах. Что тебе дало участие в фестивале?

У человека, который не работает в индустрии, который вообще зарабатывает на хлеб совершенно другим делом, создается ощущение норы, в которой он сидит и «творит» сам для себя. Участие в таких крупных международных фестивалях, как Tampere Film Festival, ломает это ощущение, ты убеждаешься в том, что на самом деле ты не в норе сидишь, а в мировом контексте, причем на достаточно высоком уровне. В этом необходимо время от времени убеждаться, потому что запас уверенности и оптимизма в каждом человеке – это как нефть: ее много, но она не бесконечна.

Во-вторых, классно встречать по-настоящему талантливых людей, а они там есть. Которые могут тебя удивить. Это когда смотришь кино и думаешь: «Ого, как он здорово придумал вот этот момент!», и так весь фильм. Когда потом ищешь автора фильма в тусовке, чтобы посмотреть, как он выглядит. Мне нравятся такие встречи, не знаю чем – но они меня вдохновляют.

Ну и, наконец, это встречи с людьми, которые с детства для тебя были в другом, недостижимом мире. В Tampere это был Ян Харлан, один из близких друзей и соратников Стэнли Кубрика, который работал исполнительным продюсером на всех фильмах Кубрика, начиная с «Барри Линдона». Ян посвятил два часа своему мастер-классу «Musicasascriptingtool», затем нам была показана его интереснейшая документальная лента о Кубрике. В целом, это было такое пиршество из великолепной музыки (а Кубрик, как все знают, был музыкальный эстет) и воспоминаний о лучших фильмах мира, после которого ты незаметно сам для себя становишься чуточку лучше, как режиссер. Потому что, как бы ты ни сопротивлялся, твоя планка поднимается немного выше. Наверное, Tampere мне запомнится этой встречей, ну а чтобы точно не забыть ее, мы с Яном Харланом сделали селфи.

Вера, почему ты решила подать свою картину на фестиваль в Tampere?

Tampere Film Festival входит в число крупнейших кинофестивалей, это один из, по-моему, 15-20 фестивалей в мире, одновременно аккредитованных ассоциацией FIAPF и квалифицирующих победителей на премию Oscar. Участие в таком фестивале – это как знак качества для фильма, потому что, например, в этом году Tampere принял более 3 500 заявок, а в международную конкурсную программу вошло только 50 картин. Для меня – большая честь быть в их числе. Тем более, что мой фильм не продвигают ни фестивальные агентства, ни кто либо еще, кто мог бы обратить на него внимание отборщиков. Я ложусь в «братскую могилу» заявок со всеми вместе. И меня каждый раз поражает гигантский труд отборщиков, которые каждого извлекут из этой могилы, отряхнут, осмотрят как следует и поставят на свое место.

Расскажи немного о специфике фестиваля, его духе.

Tampere отличается от прочих фестивалей высокой культурой просмотра кинофильмов. Например, в кинозал нельзя войти во время фильма, даже если ты купил билет (а показы платные, билет стоит 6-8 евро). У нас это правило, по-моему, осталось в нескольких театрах, где нельзя входить в зал после третьего звонка, да и то, не уверена, что до сих пор. Сами показы идут в мультиплексе, каждый фильм демонстрируется в течение фестиваля два раза, в разные дни. Режиссер, присутствующий на фестивале, обязан прийти на свой показ, чтобы пообщаться со зрителями. В фестивале принимает участие довольно много дистрибьюторов короткого метра. И я отметила для себя ответственность и вовлеченность в процесс гостей фестиваля, которые на фестивале напряженно работают, не воспринимая его как краткосрочный отпуск и легкое времяпрепровождение. Одним из интересных мероприятий, например, был питчинг, когда участники показывали команде дистрибьюторов по 3 минуты из своих фильмов, после чего дистрибьюторы немедленно делились своим впечатлением, заинтересовал ли их этот фильм, продолжат ли они его смотреть, есть ли шанс, что они его купят для своей площадки. Питчинг шел часа три и был наглядной демонстрацией того, как за 3 минуты зацепить или потерять дистрибьютора, все они предельно честно и откровенно делились своим мнением и своими критериями отбора.

Вера Водынски, в 2005 году окончила ВГИК, экспериментальную мастерскую А. Эшпая, В. Фенченко и С. Мирошниченко, объединяющую игровое и документальное кино. В 2016 году окончила режиссерскую мастерскую Академии Н. С. Михалкова. Участник и призер кинофестивалей в России, США, Индии, Франции, Казахстане, Румынии, Болгарии, Армении и др.

Редакция Moviestart