Первый Севастопольский Питчинг кинопроектов определил победителей

#

В рамках ХIV Международного фестиваля документальных фильмов и телевизионных программ «Победили вместе» прошел первый Севастопольский Питчинг кинопроектов Всероссийского Питчинга Дебютантов.

Его организаторами выступили Евразийская Академия Телевидения и Радио, Правительство города-героя Севастополь, Министерство Культуры Республики Крым, Молодежный центр Союза кинематографистов России при поддержке Фонда Президентских грантов, Союза кинематографистов России и Национального фонда поддержки правообладателей. Это мероприятие стало одним из интереснейших событий фестиваля, как для молодых, начинающих кинематографистов, так и для зрелых мастеров. Ведь Питчинг — это не только защита самих проектов авторами, поиск инвесторов, но и образовательная программа, обсуждение фильмов, поиски новых тем, нового киноязыка. Питчинг стал точкой отчета дебютного кино и серьезной базой для развития российского кино в целом.

Презентовать свои проекты и защитить сценарии и сценарные заявки (синопсисы) своих будущих фильмов вызвались авторы 68 игровых и документальных картин по тематическим категориям: «Победили вместе» и «Сделано в Крыму и Севастополе». К участию в Питчинге допускались режиссеры, сценаристы и продюсеры — граждане Российской Федерации, принявшие участие на момент подачи заявки не более чем в одном полнометражном игровом кино, и не более чем в 5 документальных фильмах.

В категорию «Победили вместе» вошли разработанные постановочные и продюсерские проекты/сценарии/синопсисы игровых полнометражных, короткометражных и документальных лент на военно-историческую тему, темы памяти о совместном героическом прошлом стран-участниц Второй мировой, о традициях, истории, персоналиях, свершениях, долге и чести, о героике наших дней в разных сферах жизни и в разных уголках планеты. В категории «Сделано в Крыму и Севастополе» были представлены разработанные постановочные и продюсерские проекты/сценарии/синопсисы игровых полнометражных и короткометражных, а так же документальных фильмов, съемки которых предполагается осуществить в Республике Крым и городе Севастополь.

Заседание экспертной комиссии началось с приветственного слова Исполнительного директора Всероссийского Питчинга Дебютантов, Секретаря Союза кинематографистов России Дмитрия Якунина и видеобращения Председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова, который не раз говорил, что Питчинг Дебютантов, который проводит Молодежный Центр Союза кинематографистов России — очень важное, и полезное мероприятие. «Каждый год увеличивается количество заявок, и очень важно, что часть из них превращается в реализованные проекты, — считает он. — Причем среди них есть есть достаточно большое количество качественный фильмов, которые сняты людьми, которые умеют и должны снимать кино».

В экспертную комиссию Первого Севастопольского Питчинга кинопроектов вошли: Генеральный продюсер Севастопольского международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе», Президент Евразийской Академии телевидения и радио Валерий Рузин, Исполнительный директор Всероссийского Питчинга Дебютантов, Секретарь Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин, Секретарь Союза кинематографистов России, Сопредседатель правления Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер и режиссер Филипп Абрютин, кинопродюсер и режиссер Михаил Дегтярь, главный режиссер ГАУ С «Севастопольская ТРК» Михаил Копылов, вице-президент Евразийской Академии телевидения и радио, режиссер, продюсер Виталий Потемкин, менеджер по развитию бизнеса компании CANON Евгений Субочев, модератор и продюсер Севастопольского Питчинга кинопроектов Оксана Лахно. Возглавила экспертную комиссию сценарист, режиссер и продюсер Екатерина Головня.

Вот что она рассказала она о своей работе после награждения призеров: «Я впервые участвую в комиссии Питчинга, до этого была лишь зрителем и подругой участницы. Поэтому знала про него и раньше, но участвую, и тем более в качестве председателя комиссии, и сам Питчинг проходит в Севастополе впервые. Очень хочется, чтобы он продолжался и дальше. Это первые наши шаги, надо многому еще учиться. Прошло 18 заявок. Вот, скажем, документальные проекты были прописаны слабо и однообразно — и тематически, и по киноязыку, предлагаемому авторами. Скажем, есть синопсис, но нет режиссерской экспликации. Ведь когда режиссер пишет заявку, он четко представляет себе то, что хочет снимать. Режиссерская экспликация дает возможность определить форму киноязыка, аппаратуру, которую нужно задействовать, время года, количество смен. И этого я в документальных проектах практически не увидела. Что касается игровых работ, многие были прописаны очень хорошо, а вот защита была слабая. Видимо ребята были впервые и на мой взгляд не хватило хотя еще двух тренингов, как это было на ММКФ, прежде, чем была защита. У нас был всего один тренинг и этого мало. И конечно надо провести мастер-класс — объяснить как это делается на примере ошибок. Дальше ребята должны были доделать свои проекты. И на это дается по крайней мере день. Второй тренинг — исправляем ошибки уже после мастер-класса. И только на четвертый раз могут хорошо защититься, потому что в принципе ребята так и не поняли что от них хотят. До конкурса из 68 лучших проектов дошло 18. Это не мало. Но почему-то не было короткометражных игровых проектов. Очень жаль. Они были очень хорошие, но почему-то до конкурса так и не дошли, к сожалению.

Если вернуться к документальным проектам — мне не хватило в них современного героя. Все эти реконструкции, которые предлагались, с тем бюджетом, который у нас просили питчингующиеся, нереальны. Потому что какая может быть реконструкция за 1 миллион 200 тысяч рублей? Никакая! Фильм с хорошей реконструкцией стоит не меньше 8 — 10 миллионов. Ведь это игровые моменты с привлечением актеров (если это какие-то дешевые актеры, то будет ужасная игра), гримеров, костюмеров, костюмов… И по сути режиссер должен уметь делать постановочные сцены или привлекать режиссера постановочных сцен. К примеру, здесь, на фестивале присутствует режиссер Татьяна Борщ. У нее очень хорошие, дорогие проекты с реконструкцией. Или как пример фильм Сергея Мирошниченко «Дно». Там совершенно потрясающая ненавязчивая реконструкция — утонченная, выверенная, дорогая, которая имеет место быть в документальном фильме. Здесь должен быть очень хороший вкус и соблюдена грань, которую нельзя переступать. Должно быть очень хорошее режиссерское видение того, что и как делать.

На нашем Питчинге я совершенно влюбилась в два проекта. Один из них «Ров» — совершенно потрясающий. Автору удалось найти уникальную аудиозапись, на основании которой он придумал великолепный режиссерский ход. Благодаря этому мы все сразу поняли, что режиссер будет делать. Он объяснил, что будет снимать старый крымский город и уже нашел подходящие локации для этого. Придумал великолепный художественный ход: вместо того, чтобы искать актеров, взял художника-аниматора, который сделал теневую мультипликацию без прорисовки лиц и костюмов.

Второй фильм более традиционный. Его авторы местные, крымские: режиссер Татьяна Гагина-Клюева, сценарист Лючия Пузикова и оператор Игорь Красовский. Проект называется «Крымская фракия». Авторы нашли пожилую современную героиню, через которую и будут вести повествование, создавать образ уходящего народа, сохранившего язык Гомера. Именно этим они и убедили нас, что фильм должен быть. Как сказал Игорь Красовский, это уходящая натура — еще чуть-чуть и поселение исчезнет. Там живут очень старые люди — от 70 и дальше. Уже чистых фракийцев и не осталось. Молодежь начинает забывать язык. Авторам удалось записать песни на этом языке. Великолепный проект. К сожалению, третьего места мы не нашли, потому что посчитали, что игровые проекты более сильные. Поэтому у нас сразу два первых места, причем проекты диаметрально противоположные. Одна работа — «Бастион» — фундаментальная, очень грамотно прописанная, с пониманием продюсерского возврата средств, продюсерского вложения денег в какие-то вещи во блага города — постройка памятника герою. Сценарий написан на основании истории, произошедшей с реальным героем, в честь которого названа улица в Севастополе — единственный 11-летний мальчик, выживший в кровопролитном бою. Его, спасая, отправили в Санкт-Петербург учиться, в 18 лет он уже вышел на пенсию в офицерском звании. Нам всем понравилось, как этот проект был представлен. Мы единогласно за него проголосовали. На Питчинг проект представила студия «Ханжонков-фильм», прописав все затраты — памятник, основательные стационарные декорации, которые потом останутся городу как исторический парк. Бюджет большой, но достаточно грамотно просчитанный.

Вторая очаровательная работа — «Канти» совершенно очаровательной юной выпускницы Высших Режиссерских курсов Марии Вихровой. Интересно, что и один из авторов «Бастиона» тоже выпускник Одельши Агишева. Сначала, читая сценарий «Канти», я подумала, что история банальна — девочка увидела как папа изменил маме, убежала из дома и дальше попадает во всякие плохие ситуации, но потом возвращается в социум и прощает папу. Автор поразила меня своей защитой — как она горит всем этим, какой замечательный представила трейлер с удивительно красивыми съемками, с прекрасным динамичным современным монтажом. По балам она была на втором месте. Она искала поддержки, бюджет у нее 8 миллионов. Для игрового полного мета это копейки. Правда, я его здесь не вижу, мне кажется это короткий метр. Как бы фильм не превратился в нудное, унылое кино. Поэтому и необходима продюсерская поддержка. Чем автор абсолютно меня покорила, так это своей собственной историей — с шестилетним ребенком она приехала в Крым, в Гурзуф, чтобы снимать свое кино, быть ближе к локации съемок. Работает в каком-то Киноклубе, в котором и зрителей-то бывает 4 — 12 человек. Тем не менее они ходят, интересуются и ждут. Она горит своей идеей. Я рада, что Маша получит продюсерскую поддержку от Молодежного центра Союза кинематографистов России. CANON предоставит ей в аренду для съемок камеру. Честно говоря, я бы на месте Молодежного центра предоставила автору какого-то грамотного продюсера, который подсчитал бы ей смету. Я очень за нее рада.

И еще один наш победитель — «Всего одна жизнь». Там тоже очень молодая команда. История о том, как два мальчика приезжают к дедушке, идут в лес за грибами, находят письмо, проваливаются в военное время… Проходят некие испытания. А потом оказывается, что мальчик, которого они встретили в прошлом, их дед… Вот такая интересная сюжетная линия. Проект делают молодые ребята и я рада, что они получили второе место. Им тоже будет необходима поддержка Молодежного центра СК.

И еще одна совершенно замечательная работа, получившая третье место — «Феодосийская сказка». Она написана чудесным языком. Была хорошая презентация, грамотная продюсерская концепция — авторы собираются прорисовывать оригинальные персонажи, работают над сувенирной продукцией. Все очень здорово прописано. Но самое главное, что это единственная сказка на все количество проектов. У нас в стране это сейчас очень необходимый жанр, потому что полнометражной хорошей сказки, наподобие «Хроник Нарнии» у нас нет. Мне кажется, здесь надо выйти на Disney, он может заинтересоваться этим проектом.

Вообще всем, кто получил наши письма поддержки, они необходимы. И еще ребята получили необходимые знания, куда бы они могли обратиться со своим проектом. Мы им дали такие рекомендации. Поэтому я считаю, что даже при некоторых недоработках Питчинга — новое дело всегда трудное дело, он удался. Мы еще были добродушными судьями — дали авторам «перебрать» лишние 2 часа защиты, ведь было объявлено на каждый проект по пять минут. Однако видя что человек старается, но не укладывается, делали поблажки. Если ребята в дальнейшем пойдут на какой-то международный питчинг, условия будут более жесткие. Значит надо научиться ясно и кратно излагать свои мысли.

Был случай, который возмутил меня до глубины души равнодушием автора. Может быть это было что-то другое. Великолепный документальный проект «Счастье у моря». Мы были все в восторге, когда читали его. Нам показалось, что это может быт безумно интересный проект, так все здорово было придумано автором. И вдруг на защите вышел какой-то юноша и начал невнятно что-то мямлить. Оказалось, что он замещает автора, который не смог приехать. Мы предложили юноше позвонить автору, чтобы тот записал видеообращение от своего лица. Вместо этого он нудным тоном зачитал нам синопсис, который мы и так давно знали. Обидно. А ведь могла быть очень интересная защита.

Состоявшийся Питчинг оказался хорошей школой и для его комиссии, и для тех, кто впервые в нем участвовал. Теперь авторы знают, что это такое и будут уже более уверено, более смело защищать свои работы в дальнейшем».

Так пожелаем авторам удачи! Пусть та путевка в жизнь, которую дал им Питчинг будет счастливой.

Наталья Тендора, фото автора