Екатерина Тодоровская: «Питчинг – это выход на новый уровень, проверка себя»

#

Екатерина Тодоровская, победитель X Московского питчинга дебютантов в рамках 40 Международного Московского кинофестиваля в номинации «Короткометражное игровое кино» завершает работу над продюсерским и режиссерским короткометражным дебютом «Подстава». Екатерина рассказала редакции Moviestart об участии в питчинге и о съемках картины.

Давно ли Вы задумали снять фильм «Подстава»?
Процесс формирования идеи фильма был довольно длительный, все началось, наверное, год назад. Я заканчиваю обучение в Московской школе кино, и каждый студент должен снять дипломный фильм. Я – продюсер, и у нас был выбор – присоединиться к режиссерским дипломам и спродюсировать чужой фильм, либо попробовать реализовать свою идею. Я решила пойти вторым путем – это было что-то новое и заманчивое для меня. В поисках вдохновения я общалась с разными людьми, смотрела много короткометражек и поняла, что хочу снимать комедию. Во-первых, этот жанр, на мой взгляд, наиболее востребован в категории «короткого метра», во-вторых, он мне близок по духу. Мне не хотелось снимать драму, мелодраму. Однако, я понимала, что комедия – очень сложный жанр: то, что смешно мне, совершенно необязательно будет смешно остальным. Тут главное – не переборщить, не превратить все в хохму. У меня было много идей, к нам в школу приходили разные сценаристы, с которыми я советовалась. И, в итоге, «Подстава» родилась из анекдота про Мефистофеля, который приходит к неудачливому предпринимателю и предлагает ему сделку взамен на душу. Мне сразу понравилась эта завязка, и мы стали вместе со сценаристом придумывать, как превратить шутку в сценарий. Писали мы около 2-3 месяцев, и в какой-то момент япочувствовала, что мы движемся не совсем в верном направлении. Сценарий получался дорогим и неточным. Я понимала, что нужен свежий взгляд со стороны. Спустя некоторое время мне посчастливилось познакомиться с очень талантливым автором, его имя Константин Челидзе, я представляла его на питчинге. Константин предложил мне свой вариант рассказа данной истории. Мне он сразу показался емким, лаконичным и остроумным. Новая версия сценария была написана фактически за день, как раз непосредственно перед питчингом, в апреле.

Почему Вы выбрали именно эту тему?
Я не привязывалась к какой-то определенной теме, я искала идею, шутку, из которой можно было сделать короткую остроумную историю. Однако, любая шутка должна иметь под собой смысл, идею, тему для разговора. Я была в поиске именно такого типа сюжета, и как-то само все родилось.

Как пришла идея принять участие в Питчинге дебютантов?
В Московской школе кино Нам присылали Бюллетень кинопрокатчика в электронном варианте, я листала его и нашла объявление про Питчинг дебютантов ММКФ. Я знала о существовании этого питчинга, но никогда подробно не вникала, потому что не было конкретных целей. Я посмотрела на сроки, изучила процесс подачи заявки. К этому моменту уже была идея, и я решила, что было бы не лишним попробовать. Честно говоря, я не рассчитывала не то, что на победу, но и попадание в лонг лист стало для меня большой неожиданностью. Мне казалось: вроде «прикольная идея», но по большому счету она нравилась только мне и моей маме. Для начала, яподала заявку с мини-синопсисом, попала в лонг-лист. Следующим этапом была отправка сценария. Отправляла я предыдущую версию сценария, которую писала с первым сценаристом, хотя понимала, что сценарий требует большой доработки. Попав в шорт-лист, я поняла, что следующим этапом будет презентация своего проекта перед уважаемыми членами жюри и коллегами-участниками питчинга. Уже на тот момент я успела познакомиться с Константином Челидзе и получить обновленный сценарий. Я стала переписываться с организаторами питчинга и просить предоставить мне возможность выступить со свежей версией. В итоге, к моей большой радости, организаторы пошли мне навстречу, и я выступила с последней версией сценария.
Питчинг ММКФ – это огромная возможность показать себя, потренироваться и представить свой проект перед большими профессионалами, людьми из индустрии, выйти перед широкой аудиторией и оценить себя, понять, насколько твоя идея имеет право на существование, или же она нравится только тебе. Питчинг – это определенно выход на новый уровень, проверка себя. Участие в питчинге ММКФ стало для меня максимально приятным и полезным экспериментом. Я искренне советую и желаю всем начинающим кинематографистам не бояться, быть активными и принимать участие в данных мероприятиях.

Долго ли готовились к выступлению на питчинге?
Конкретные сроки по подготовке к питчингу я затрудняюсь назвать, так как весь процесс участия, начиная от подачи заявки, до непосредственно самого выступления смело можно назвать подготовкой. У меня была выверенная презентация, которая мне нравилась. Для нас организовывались тренинги по выступлению, которые, безусловно, сильно мне помогли грамотно подготовиться и чувствовать себя уверенной перед защитой. Я составила себе речь, которую выучила наизусть, потому что мне сложно импровизировать в условиях, когда дается всего 5 минут, чтобы полноценно представить свой проект. Я заранее потренировалась, чтобы это не выглядело, как заученный текст, и выступление было бы живым и интересным. Мне сложно давать советы по подготовке, так как у каждого свой секрет успеха — я люблю тщательно продумывать свое выступление, а кому-то проще и приятнее импровизировать.

Питчинг прошёл так, как ожидали, или были неожиданные вопросы и т.д.?
Общие впечатления крайне положительные, как я уже говорила, все было грамотно организовано, с нами проводились тренинги по подготовке к выступлению на питчинге, мы тренировались рассказывать свои презентации перед коллегами. Также, с нами провели актерский тренинг по устранению зажимов в связи с выходом на сцену, по умению расслабиться и с интересом рассказать зрителям о своей идее. К моменту выступления я была абсолютно готова. Накануне я лишь повторила свою речь и пролистала презентацию. Атмосфера была праздничной и доброжелательной. Я не люблю публичные выступления, мне всегда это тяжело давалось. Однако, мне удалось расслабиться, я была уверена в себе, мне даже понравилось. Вопросы были очень интересные,я благодарю жюри за них, для меня это стало дополнительной пищей для размышления.

Как прошел подготовительный период и съемки?
Подготовительный период оказался для меня довольно сложным и продолжительным. Когда я победила на питчинге, у меня было ощущение, что полдела сделано. В действительности, самая сложная и трудоемкая часть работы только поджидала меня. Как продюсер, я должна была найти режиссера. На тот момент планировалось, что режиссером фильма станет Констанин Челидзе, которого я представляла на питчинге как автора сценария и будущего режиссера-постановщика своего проекта. Однако, к моему большому сожалению, так сложились обстоятельства, что Константин не смог присоединиться к моему проекту в этом качестве. Передо мной, естественно, снова встала задача найти другого режиссера. Этот процесс для меня оказался довольно сложным. Крайне тяжело найти человека, которому ты полностью доверишь свой сценарий и отключишь голову от творческой и идейной составляющей, несмотря на то, что я прекрасно понимаю, что, будучи продюсером, я не могу все время вмешиваться в мыслительный процесс режиссера, это неправильно. Однако, вследствие того, что сценарий изначально шел от меня, и у меня уже сложилось определенное видение данного фильма, в случае, если мое представление кардинально отличалось от видения режиссера, с которым я общалась, мне приходилось прощаться и продолжать поиски. Моим главным условием воплощения своего проекта была абсолютная серьезность подачи материала. Актеры не должны были «комиковать», я не хотела смешить людей и устраивать из всего этого фарс. Наша история – итак шутка по своему рождению, а, если шутку подавать, как шутку, это становится не смешно. Многие режиссеры мне предлагали КВН, это расстраивало. Я отсмотрела много работ, в группах разместила объявление, «Ищу режиссера, выиграла питчинг, есть деньги на этот проект». Реакция была молниеносная. Сразу стали приходить предложения от режиссеров, операторов, художников. Ребята присылали свои работы, портфолио. В целом, процесс был длительным и мучительным. В итоге, как мне показалось, я выбрала человека, с которым бы хотела реализовать эту историю. Мы уже вошли в активную фазу подготовительного периода, я собрала команду: кто-то был студентом МШК (Московская Школа Кино), кто-то был со стороны. Я запустила механизм, который довольно стремительно и целенаправленно двигался к съемке. На тот момент мы с режиссером вели переписку на расстоянии, так как его не было в Москве. Мне казалось, что мы поняли друг друга и сошлись во вкусах. Однако, встретившись, он показал мне свой режиссерский сценарий, в который он внес довольно большое количество изменений в диалоги, в структуру. Я почувствовала, что это – не совсем мое, мы не сходимся. К моему большому сожалению, мне пришлось отменить съемки. Это произошло в мае, фактически за 10 дней до начала съемок. Это решение далось мне нелегко, я не хотела останавливать все посередине, однако, я поняла, что в сложившейся ситуации будет правильнее отложить съемки. Передо мной встал вопрос: что делать дальше? Я начала работать на стороннем проекте в качестве скрипт супервайзера, проект длился все лето, и в течение всего этого времени я размышляла, как же мне быть – защита в ноябре, нужно было принимать решение. Внезапно, мои друзья подали мне идею – попробовать снять фильм самой как режиссер. Не скрою, у меня были такие мысли, но я не воспринимала их всерьез – у меня нет режиссерского образования, я этому никогда не училась. Мне было страшно испортить этот фильм своими же руками. Я очень долго вынашивала эту мысль, но в какой-то момент поняла, что мне очень хочется попробовать, и это желание перевешивает мой страх и профессиональную неподготовленность. Я подумала, в конце концов, если я провалюсь, то за свой счет и никого, кроме себя, не подведу. Это была возможность попробовать именно сейчас, потому что совершенно непонятно, когда бы еще мне выпал такой шанс. Таким образом, я стала на этом проекте не только продюсером, но и режиссером. Фильм сняли за 2 дня. Мы снимали в одной локации. Помещение я нашла через своих знакомых, это офис. Снимали днем и ночью, так как приходилось подстраиваться под актеров и локацию, в которой в будние дни кипит работа.

Кто исполняет главные роли в Вашем фильме?
Должна признаться, с артистами мне невероятно повезло. Все они талантливейшие профессионалы своего дела. Роль губернатора исполнил неповторимый Виталий Хаев. Секретаршу сыграла прекрасная Ирина Бякова, роль черта исполнил Валерий Ушаков — один из ведущих артистов Вахтанговского театра.

Когда премьера фильма?
К сожалению, пока что я не могу ответить на этот вопрос, поскольку фильм на данный момент находится в стадии постпродакшена. В ближайшем месяце у меня должна состояться закрытая студенческая защита моего дипломного проекта в Московской школе кино, так как я являюсь выпускником.

Какие плюсы от участия в питчинге Вы получили?
Мне дали денежный приз, несколько грантов: поддержку от гильдии актерских агентов и кастинг директоров, возможность провести всю работу по постпродакшену на базе звукозаписывающей студии DARecords. Также я выиграла бесплатное обучение в Академии Wordshop на сценарном факультете у Юрия Марксовича Короткова. Я уже начала обучение, получаю большое удовольствие. Призы, это, безусловно очень приятно, а победа, тем более, она вселила уверенность и веру в себя.

Есть ли, по-Вашему, секрет успеха на питчинге?
Секрета успеха нет. По своему опыту могу сказать, что очень важно уметь внятно и кратко излагать свои мысли. Когда выступающий начинает рассказывать долгую предысторию, путаться, это становится скучно и неинтересно. Человек, который Вас слушает, довольно быстро перестает следить за рассказом. Я думаю, никому не помешает некоторая уверенность в себе, но, при этом, наглость и самовлюбленность — не лучшие качества для дебютанта. Доля скромности и адекватности всегда приветствуется. Очень важен четкий, грамотно составленный рассказ о том, что ты собираешься снимать, о чем твое кино. Я также считаю, что, кем бы ты ни был, продюсером, режиссером, обязательно нужно уметь представить проект с разных сторон. О чем история, почему именно ты должен ее снимать, что ты планируешь делать с этим фильмом в дальнейшем, сколько планируешь потратить — раскрытие всех этих вопросов при выступлении говорит о том, что человек понимает, чего он хочет, ответственно подошел к процессу, ему можно доверить бюджет и хочется сотрудничать. Классная идея, хороший сценарий, а, также, лаконичное выступление с улыбкой на лице и красивая улыбка — вот мой секрет успеха.

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!