10 принципов работы режиссера Ивана И. Твердовского

#

Уже в прокате новое авторское кино Ивана  И.Твердовского «Подбросы». Картина рассказывает о Денисе, который все детство провел в интернате. У парня редкая особенность – он не чувствует боли. Однажды его находит мать и вовлекает в преступную группировку – герой прыгает под машины, вымогая деньги у водителей… Фильм взял призы Кинотавра, спецприз в Карловых Варах, приз за лучшую режиссуру в Коттбусе и Гран-при в Аррасе. Иван поделился с Moviestart принципами своей работы, которые помогают ему делать кино, не оставляющее никого равнодушным.

Кастинг

У меня это довольно традиционный процесс. Мы назначаем кастинг, как знакомство с режиссером, дальше смотрим ребят в театре или в кино. Дальше назначаем пробы. Мой кастинг-директор делает предварительный отбор, она не зовет всех подряд. Она очень много ходит по театрам, студенческим показам и присматривается. Нужно очень много времени посвятить пробам, понять на 100% все позиции и роли, провести ансамблевые пробы. Мои коллеги сталкивались с тем, что приходилось приостанавливать съемочный процесс, искать других артистов.

Сценарий и отсутствие диалогов

Я никогда не пишу диалоги. До трех моих картин («Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы») я занимался документальным кино, в котором нет совсем диалогов. Поэтому мне казалось, что нужно найти особую манеру актерского существования, где актер не будет связан репликами. Поэтому я очень подробно прописываю содержание диалога от третьего лица. А уже конкретно диалоги прорабатываются на площадке, мной и актерами.  Мы много работаем с характером, артисты пишут биографии персонажей, ищут референсы в литературе, в кино. Соответственно правильная лексика сама, потому что актер понимает характер своего героя.

Про картинку

Каждая картинка решает определенную задачу. В «Классе коррекции» и«Зоологии» было достаточно служебное изображение замысла, оно обслуживало жизнь и мир главных героев. На «Подбросах» чуть-чуть все поменялось, потому что хотелось особенной визуальной стилистики, которая будет самостоятельным звеном. Поэтому особенно серьезно подошли к поиску оператора, локаций, обустраиванию объектов.

Вот, например, интернат мы нашли в Подмосковье. Это дворец культуры. Мне понравилось, что он такой аутентичный, такой странный, в духе классицизма, но в нем нет советской эстетике. Но каким бы он идеальным не был, на цветокоррекции мы его все равно поправляли, иногда даже перекрашивали.

Об операторе

Оператора я подбираю под визуальную задачу. На «Подбросах» мне нужен был очень опытный человек, который помог бы мне сделать сложную картинку. Я раньше работал с молодыми операторами, которые сняли 1,2,3 фильма. Здесь нужен был кто-то, кто обладает огромным опытом. Мы встретились с Денисом, он прочитал историю, и у него сразу возникли предложения. Я услышал, что мы говорим на одном языке, и мы стали работать.

О команде

Это прекрасно, когда есть люди с опытом, которые могут предлагать решения, у которых в арсенале есть запасные варианты. Но нужно понимать, что все решает режиссер, особенно, если это авторское кино. И это понимает каждый человек на съемочной площадке.

Когда на съемках что-то не получается

Мы начинаем искать, начинаем думать, так иногда бывает: то, что ты задумал – не воплощается на экране. Поэтому ты вынужден переделывать, но это нормально, это творческий процесс.

Монтаж

Я монтирую сам, потому что для меня это очень важный процесс. Я никого не допускаю. Поэтому очень важно, чтобы режиссер умел сам монтировать.

На монтаже ты пробуешь абсолютно разные варианты. Как известно, кино рождается три раза: в сценарии, на съемках и монтаже. На монтаже часто приходят необычные решения, которые даже не предполагались вовремя съемок.

Жалеть материал – самое последнее, что может делать режиссер. Это, наверно, говорит о его непрофессионализме. Если ты понимаешь, что здесь это точно не нужно – ты должен выбрасывать несмотря ни на что.

О звукорежиссуре и саунтдтреке

Я разделяю работу звукорежиссера и композитора. В звуке я совершенно ничего не понимаю, я доверяю звукорежиссерам, с которыми работаю. А в музыке у меня есть какое-то музыкальное решение. Если я понимаю, что здесь есть место авторской музыке, то я ищу композитора.

При том, что это его музыка – композитор должен услышать и понять режиссера. Поэтому вы много встречаетесь, он приносит какие-то этюды, режиссер говорит, что ему нравится и что не нравится. Потом уже рождается саундтрек. Это конечно, совместное творчество. Режиссер всегда принимает участие.

Что важно продюсеру

Для продюсера самое главное замысел, история. Все продюсеры понимают, что у дебютанта нет денег. Поэтому не нужно удивлять визуальным представлением, своими отснятыми материалами. Впервую очередь, режиссер должен понимать, чем эта история уникальна для кинематографа. И это, должно быть, талантливо. Если есть здравое зерно и талант – то продюсеры готовы браться.

Наш отечественный кинематограф — традиционно авторский, это в нашем наследии, культуре. Поэтому все еще есть продюсеры, которые ищут свежий и авторский материал. Это Сергей Сельянов, Игорь Толстунов, Александр Роднянский, Илья Стюарт, Наталья Мокрицкая, Сабина Еремеева, Екатерина Филиппова, и это не все. Их на самом деле очень много.

Продвижение

Кино живет по своему календарю, поэтому режиссер может просто не успеть сделать фильм к фестивалю, на который он хочет попасть. Я каждый раз хочу заявить картину на Берлинский фестиваль, но никак не успеваю, потому то мы заканчиваем к лету, и ждать еще целый год уже ни у кого нет терпения. Традиционно мы отдаем все картины на фестиваль в Карловых Варах.

Подаем также на другие международные фестивали, дальше уже – на региональные фестивале, ездим на кинорынок, где представляем фильм дистрибьюторам – тем, кто будет дальше заниматься прокатной историей.

Редакция Moviestart

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!