Сайт для молодых кинематографистов

Возможно ли в России возродить кино для детей?

Накануне новогодних праздников газета «Культура» обсудила вопросы развития отрасли кино для детей и подростков с мастерами жанра, в числе которых – сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематоргафистов РФ, режиссер и продюсер Филипп Абрютин, который сформулировал свою позицию следующим образом: «Суть проблемы в несформированном отечественном репертуаре, в первую очередь это касается детского кино. Производство поддерживает Министерство культуры,…

Накануне новогодних праздников газета «Культура» обсудила вопросы развития отрасли кино для детей и подростков с мастерами жанра, в числе которых – сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематоргафистов РФ, режиссер и продюсер Филипп Абрютин, который сформулировал свою позицию следующим образом: «Суть проблемы в несформированном отечественном репертуаре, в первую очередь это касается детского кино.

Производство поддерживает Министерство культуры, но из нескольких десятков картин, получивших бюджетное финансирование, мы вспомним менее десяти. Кассовыми хитами стали «Призрак» Александра Войтинского, «Последний богатырь» и, как ни покажется странным, «СуперБобровы» того же Дмитрия Дьяченко. Очень разные картины свидетельствуют о том, что наши кинематографисты пока лишь нащупывают общий язык со зрителями. Ключевой вопрос: кто будет заниматься развитием детского кинопроизводства? Меня напрягают организации-однодневки, ради обеспечения собственной жизнедеятельности предлагающие универсальные рецепты. Думаю, это под силу лишь художникам старшего поколения, отвечающего за результат репутацией, — таких, как Грамматиков, Алеников, Хотиненко. Они чувствуют проблемы детей и подростков, ищут ответ на вопрос, какое кино они хотят видеть.

Отрасли необходим индустриальный, ориентирующийся на возрастные категории подход, социологический анализ запросов аудитории и общественных неврозов. Борьба с ними — задача самого массового из искусств, на этом пути мы и встретимся с народным киногероем. Ведь даже опытный режиссер, исходящий из собственных представлений о счастье или утопии, может легко обмануться, решив, что юный зритель захочет ассоциироваться с новым Электроником, Петровым или Васечкиным, или осовремененным богатырем. В свою очередь, наши прокатчики не понимают, как работать с узко ориентированным контентом. Ему необходима государственная рекламная поддержка — прежде всего адресная телереклама. Пока на нее могут рассчитывать лишь блокбастеры, снятые по голливудским лекалам, — такие, как, несомненно, удачный комикс «Последний богатырь» с мешаниной сказочных персонажей-стендаперов. Его успех сигнализирует о дефиците продуктов, имеющих российский культурный код. Сегодня он нарушен, непонятен. Складывается парадоксальная ситуация — у нас есть хорошая детская литература, а сценариев нет. Как такое возможно? Очевидно, что-то не так с отбором. Министерство культуры предлагает экспертам отметить лучшие проекты. Непонятно, о чем идет речь, — сугубо детских картинах или семейных, что очень важно. Одни считают: детское кино — это фильмы для семейного просмотра, другие полагают, это ленты, касающиеся исключительно детских проблем. Последнюю установку я считаю бесплодной.

В Минкульт приходит порядка полусотни заявок, на «Дисней» — в десять раз больше, а открытые питчинги Молодежного центра Союза кинематографистов рассматривают более тысячи, но наша экспертиза пока не имеет официального статуса. Продюсеры отбирают понравившиеся проекты и относят в Минкульт. Предпочтение отдается крупным продюсерским компаниям. Потенциал дебютантов остается неисследованным. Творческие силы начинающих режиссеров детских фильмов можно оценить лишь по альманахам «Ближе, чем кажется» и «Счастье это…». Последний прокатался по всем кинотеатрам страны на бесплатных сеансах. «Смотрины» состоялись, но есть ли у авторов перспективы запуститься с полнометражным кино? Вопрос висит в воздухе и ждет ответа. Детское семейное кино — штучный продукт, имеющий стратегическое значение в масштабах государства. Это прекрасно понимают во Франции и скандинавских странах, где треть национального репертуара составляют детские фильмы местного производства, имеющие господдержку в прокате».

С мнениями экспертов Владимира Аленикова, Владимира Грамматикова, Александра Карпиловского и Сергея Сельянова можно познакомиться на сайте издания.

Источник: газета «Культура», автор статьи – Алексей Коленский.

Поделиться