Нужно спросить себя: «За счет чего я буду лучше и интересней других?» Интервью с ректором Высшей школы кино «Арка» Дмитрием Котовым

#

В издательстве АСТ вышла уникальная книга посвященная созданию своего первого фильма «От видеоролика к Оскару. Фильммейкинг на миллион» продюсера и сценариста Дмитрия Котова, ректора Высшей школы кино «Арка» при Высшей школе экономики, кандидата социологических наук.

В книге разбираются основные этапы работы над короткометражным фильмом: поиск идеи и написание сценария, подготовка и проведение съемочного периода, пост-продакшен, способы продвижения фильма и привлечение зрителей через соцсети и фестивали. Эта книга — мостик от съемок любительских роликов до престижных фестивальных наград, таков посыл автора.

Книга уже доступна для предзаказа, а Дмитрий Котов дал первое интервью Редакции Movistart, где рассказывал о своей книге, проблемах современного кинообразования в России и об основных вызовах, с которыми сталкивается начинающий фильммейкер.

Почему Вы решили написать эту книгу?
Вдохновила меня на написание этой книги Наталья Иванова-Достоевская — продюсер кино и анимации, а также серии учебной литературы для киношкол в партнёрстве с издательством АСТ. Моя книга выходит первой в этой серии. Много лет Наташа занимается развитием программ современного дополнительного образования и долгое время работала директором по академическому качеству, куратором и преподавателем в консорциуме независимых творческих школ, который ныне называется Universal University. А сейчас она также сотрудничает с нашей Высшей школой кино «Арка» при Высшей школе экономики. И еще отдельная благодарность Анне Константиновне Рахмановой, заведующей редакцией «Времена 2. Переплёт»- за поддержку и помощь в подготовке издания.

Непосредственных основных причин для написания книги было две. Первая, хотелось сформулировать принципы, по которым происходит отбор фильмов для фестивалей или для показа на экране. Когда я сам учился на продюсера, я задавался вопросом: почему одни фильмы выбираются, утверждаются и получают финансирование, а другие нет.

Вторая причина: Кино — это моя жизнь, работа и хобби. Я преподаю кинодисциплины с 2014 года, и за эти 5 лет выпустил уже более 300 студентов, с которыми мы разработали и сняли почти 100 короткометражек. У нас собралась база побед и ошибок, на основе которых легко делать выводы, что работает, а что – нет. Результатом анализа стала эта книга, поскольку есть большое желание помочь достичь успехов не только студентам моих лекций. Буду очень рад, если этой книгой воспользуются как практическим руководством все начинающие фильммейкеры, а также поделятся со мной своими лайфхаками и вопросами, которые возникают на съемочной площадке. Самые интересные войдут в следующее издание.

Есть ли принципиальная разница между молодыми режиссерами, которые начинали свой путь 20 лет назад и сейчас?
И да, и нет. Всегда были, есть и будут талантливые люди, у которых интересные идеи и «горят глаза». И тогда, и сейчас режиссеры выбирают злободневные темы, которые их волнуют. Что изменилось? Возможности. Их стало гораздо больше. Например, техника стала доступна каждому, а 20 лет назад не было даже мобильного телефона с камерой. Также доступ к информации стал быстрее и проще. Можно найти любую информацию о технике, способах съёмки и так далее в Интернет.

Можно участвовать в многочисленных пичтингах и фестивалях по всему миру. Один из таких проводит Молодежный центр Союза кинематографистов. Питчинг дебютантов – действительно один из самых крутых и сильных в стране. Это не только полезный и профессиональный нетворкинг, но и возможность посмотреть короткометражки других авторов, получить полезный опыт.

Хорошо ли, что с развитием возможностей и кинообразования фильммейкеров с каждым годом выпускается все больше?
Это хорошо. При такой ситуации рождается конкуренция. Почему сильна американская индустрия? Там на каждое место несколько претендентов. Постепенно к этому идем и мы. Когда мы открывали киношколу «Арка» 1,5 года назад, мы понимали, что киношкол уже много. Но «перепроизводство» выпускников киношкол дает необходимую селекцию, чтобы отобрать лучших.

Кроме того, мы живем в век повальной визуализации. Все те навыки, которые приобретаются на курсе Фильммейкинга киношколы и описаны в моей книге, можно применять для создания визуального контента любого типа: ролик для соцсети, веб-сериал или фильм.
Способы доставки контента становятся все более разнообразными, а спрос на фильммейкеров, которые способны визуализировать истории в разных жанрах и форматах сейчас растёт. Это дает множество возможностей самореализации даже для начинающих.

Сейчас ценится универсальный кинематографист, который может сегодня снимать полнометражное кино, завтра – рекламу, послезавтра – веб-сериал, а потом мультимедийный проект-перфоманс. Плач о безработице свойственен тем, кто ленив. Все, кто не ленив, найдут свою дорогу. Многие великие режиссеры начинали свою карьеру именно с этого. Об этом тоже я рассказываю в книге на конкретных примерах.

В чем заключается специфика Высшей школы кино «Арка»?
У нас представлены курсы по изучению разных жанров и форматов мультимедийного сториттелинга. Мы сотрудничаем с индустриальными партнерами, среди которых компании «Базелевс», «Yellow, Black and White», «Марс-медиа», Ассоциация продюсеров кино и телевидения и т.д. Благодаря тому, что представители этих компаний лично брифуют студентов, читают лекции, проводят мастер-классы, дают конструктивную и детальную обратную связь на разработки студентов, мы готовим кадры под текущие запросы индустрии и с возможностью участия в проектах компаний-партнеров. Наш главный акцент именно в этом. Наши ребята, кроме традиционных, осваивают новые форматы: скрин-лайф, веб-сериал и т.д.

Какие, на ваш взгляд, сегодня существуют вызовы начинающему фильммейкеру?
Первый и самый главный вызов – научиться внятно формулировать идею своего проекта. К сожалению, 80% логлайнов пишутся неправильно. Если ты не можешь передать кратко суть собственной идеи, то ты не можешь выстроить качественно коммуникацию ни с инвестором, ни с командой, ни с будущим зрителем.

Второй — быть готовым к тому, что кино это не только «фабрика грез» и тусовки, а это колоссальный командный труд. Трудолюбие, терпение и усидчивость – важные качества кинематографиста. Не зря говорят, что «хороший сценарий не пишется, а переписывается».
Третий вызов — готовность к высокой конкуренции. Этого не надо бояться. Нужно спросить себя: «За счет чего я буду лучше и интересней других?» Выигрывают только конкурентоспособные специалисты.
Если ты готов к этим трем вызовам, тогда действуй и всё получится.

Примечание редакции: получить скидку на обучение в Высшей школе кино «Арка» можно по специальному ПРОМОКОДУ от Moviestart!

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!