Сб. Окт 19th, 2019

Сайт для молодых кинематографистов

«Не только режиссер снимает фильм, но и фильм снимает режиссера». Интервью с режиссером Антоном Бильжо

Совсем скоро на экраны выходит очередной полнометражный фильм Антона Бильжо «Амбивалентность». Редакция Moviestart поговорила с режиссером о кино, о его проекте «I want film» и об ошибках молодых кинмеатографистов. Чем для вас запомнились съемки фильма «Амбивалентность»? Фильм "Амбивалентность" - первый фильм, который я снимал не по своему сценарию. Его написали прекрасные режиссеры Сергей Тарамаев и…

Совсем скоро на экраны выходит очередной полнометражный фильм Антона Бильжо «Амбивалентность». Редакция Moviestart поговорила с режиссером о кино, о его проекте «I want film» и об ошибках молодых кинмеатографистов.

Чем для вас запомнились съемки фильма «Амбивалентность»?
Фильм «Амбивалентность» — первый фильм, который я снимал не по своему сценарию. Его написали прекрасные режиссеры Сергей Тарамаев и Люба Львова. Писали они для себя, однако, насколько я понимаю, у них что-то не срослось по времени, они продали сценарий, и продюсеры предложили в результате снимать историю мне. Было интересно и необычно войти в чужой замысел и попытаться найти в нем себя. Сам процесс погружения был довольно стремительным. Обычно я мучаюсь со своими сценариями годами, а тут все случилось за пару месяцев. Не успел оглянуться, как уже снимаю. Весь процесс, прежде всего, запомнился стремительностью.

Что лично вас тронуло в самой истории?
Этот фильм про двух молодых психиатров, которые пытаются разобраться в собственных чувствах. Один из них влюбляется в маму друга, второй — пытается понять, что сам испытывает по этому поводу. Возникает довольно сильный и противоречивый коктейль чувства. Главная героиня, Катерина Сергеевна, тоже переживает сильный момент — способная ли она к такой невероятной любви, может ли пожертвовать всем ради нее. Мне кажется, это история о том, что каждый из героев, разбираясь в самом себе, иногда забывает о человеке, находящемся рядом. Все находятся в плену тех или иных иллюзий, что мешает найти контакт с ближним. Возможно, если бы не эта зацикленность на себе, герои смогли бы понять, что с ними происходит, через чувства других.

Сложнее или легче снимать фильмы по собственным сценариям?
По собственным сценариям снимать сложнее. Во-первых, ты долго находишься внутри материала, у тебя там уже разные временные слои, напластования тебя самого входят в диффузию. А тут ты приступаешь к материалу как бы свежий. С другой стороны, в своих сценариях есть точно то, что волнует именно тебя. Там не надо распределяться внутри, вить гнездо. Там все уже тобой пропитано. В этом смысле работа, хоть и сложней, но, возможно, глубже.

Какие темы в кино вам интересы? О чем ещё хотели бы снять?
Мне интересны герои, находящиеся на границе. Не способные совершить выбор. И в этом смысле «Амбивалентность» — очень подходящий для меня сценарий, где все очень погранично, а собственные мотивации персонажам не всегда до конца понятны. Я хотел бы снимать истории, связанные с личной мифологией, с системой координат каждого отдельного человека. Интересно наблюдать, как одна система сталкивается с другой. В каком-то смысле мы все – герои кино, только у каждого фильм свой. Кто-то снимается в сериале про ментов, кто-то в боевике, кто-то в авторском кино, а кто-то в коммерческом, про красивую жизнь. Интересно, как пересекаются эти миры. Из их столкновения рождается юмор. У меня есть два проекта полнометражных фильмов, которые я хотел бы реализовать. Один из них про отсутствие взаимопонимания между мужем и женой, которые живут в вымышленном мире и про попытку женщины, из этого мира выйти. Как ни странно, это происходит через балет, который героиня должна будет поставить. Во второй случае — история про вдову физика, попавшего в черную дыру во время аварии на ускорителе. Женщина не уверена, что ее муж мертв и продолжает с ним общаться, переживая в то же время кризис веры. И тот и другой сценарий — имеют сказочную или фантастическую подкладку, которая ценна не сама по себе, а потому что она помогает раскрыть героев.

Какие режиссёры или другие творческие люди вас вдохновляют?
Я очень люблю живопись. После выставок всегда есть ощущение, что в тебя залили новое топливо. Конечно, много смотрю кино, в том числе своих коллег, российских режиссеров авторского кино, где, как мне кажется, происходят сегодня очень интересные процессы. Хожу в театры, спасибо друзьям актерам, которые приглашают. Но и кроме этого, вокруг много творческих людей. Есть в Фейсбуке потрясающая художница, я с ней не знаком, молодая девушка, делает странные маски в народном примитивном стиле и много чего еще. Я смотрю на ее работы и вдохновляюсь. В Instagram замечательные фотографии у Марины Козловой. Тоже очень люблю их: они меня вдохновляют. Идут процессы со всех сторон, приятно находиться в этом потоке.

Вы — один из создателей платформы IWantFilm, вы — не только занимаетесь творчеством, но и помогаете реализоваться другим режиссерам и сценаристам. Какова история платформы, каким видите ее развитие?
Мы придумали эту платформу с режиссером Евгением Похисом, потому что сами испытывали сложности в общении с продюсерами и хотели, чтобы возникло больше каналов для связи, чтобы появились территория и время, где возможна долгая работа над проектом, причем не в изоляции, а с учетом мнения экспертов и продюсеров. До сих пор мы создаем эту платформу на чистом энтузиазме, преодолевая внешнюю и внутреннюю энтропию. Я знаю, что мы помогли нескольким сценаристам устроиться на работу. Через нашу платформу найдена идея фильма «Рассвет», вышел сериал, отправленный автором через IWantFilm. Мы все еще ищем форматы, в которых могло бы происходить взаимодействие. Например, запускаем лаборатории, где работающие в студиях или на каналах редактора дают рецензии на проекты и могут показать те, которые их заинтересовали, производителям. Нашим желанием было открыть кино- и телепроцесс для всех желающих, дать всем равные возможности и какую-то внятную навигацию.

Каковы на ваш взгляд основные ошибки начинающих сценаристов, режиссёров?
Главная ошибка — это иллюзия, что в этом киношном мире все будет происходить быстро и комфортно. Такое бывает, но это, скорее, исключение. Я знаю, режиссеров, которые слишком напряженно относились к своему замыслу, боялись его показывать, боялись менять, боялись вторжения жизни в придуманный ими мир. Все, что слишком твердо, ломается. Мне кажется, режиссерская профессия учит гибкости, объемному взгляду на мир, толерантности и умению слышать. При этом надо вовремя отделить главное от второстепенного, чем-то иногда пожертвовать, а за что-то держаться до последнего. Снимая свое собственное кино, не стоит забывать слушать, как отзывается на него окружающее пространство и иногда корректировать себя. Потому что не только режиссер снимает фильм, но и фильм, получается, снимает режиссера.

Каковы основные вызовы современным молодым режиссёрам?
Огромное количество несостоявшихся проектов. Потерянные годы. Ворохи нереализованных идей, которые идут в помойку, прежде чем хоть одна из них воплотится. А дальше — мнение народа, который редко поддерживает тех, кто пытается что-то сделать, и, скорее, заклюет, чем похвалит. Надо быть стоиком, идти своим путем и знать, что ты этого хочешь не ради чего-то, а вопреки всему, — не ожидая от мира никакой особой взаимной любви.

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!

Поделиться