MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

Алексей Бабенко: «Надо, господа, дело делать!» – чеховский рецепт на все времена»

После декабрьского Пленума Союза кинематографистов России новые подразделения открылись сразу в пяти регионах страны – Республиках Бурятия и Карелия, Омской, Тюменской и Челябинской областях. Алексей Бабенко, руководитель представительства СК России в Республике Карелия, рассказывает о кинематографе края сегодня в мартовском номере газеты Союза кинематографистов РФ «СК-Новости». - Алексей, с чего всё началось? - С того,…

После декабрьского Пленума Союза кинематографистов России новые подразделения открылись сразу в пяти регионах страны – Республиках Бурятия и Карелия, Омской, Тюменской и Челябинской областях.
Алексей Бабенко, руководитель представительства СК России в Республике Карелия, рассказывает о кинематографе края сегодня в мартовском номере газеты Союза кинематографистов РФ «СК-Новости».

— Алексей, с чего всё началось?
— С того, что в основную программу Открытого кинофестиваля «Киношок-2017» были отобраны два карельских полнометражных фильма: «Ананас» режиссера Владимира Рудака. На этой ленте я был продюсером и оператором-постановщиком. И «Последний романтик» режиссера и продюсера Ивана Кульнева. Картины создавались на одном энтузиазме, и поэтому так важно было внимание к ним со стороны Союза кинематографистов России и организаторов фестиваля. Кроме бесценного опыта общения с коллегами, работы с профессиональными критиками, знакомства с региональной программой поддержки молодых кинематографистов Молодежного центра СК, мы получили признание и в своем регионе. Поддержка была не только со стороны сотен людей, которые вложили свои силы в создание этих работ, но и со стороны чиновников Министерства культуры республики. Карелия, как кинорегион, очень специфична. В Советское время, благодаря существовавшей тогда инфраструктуре, край был крупной локационной киноплощадкой. Удобство расположения, уникальный северный ландшафт привлекали десятки киногрупп. «…А зори здесь тихие», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Любовь и голуби» – эти разные по жанру картины объединяло одно – аскетичный и в тоже время предельно фактурный фон карельской природы, который выводил на первый план и мощно поддерживал тему. Благодаря этому фону актерские работы приобретали глубину и объем, а драматический сюжет – черты притчи. Собственного кинопроизводства, в отличие от многих регионов России, в республики не было. Филиал «Лендока» – киножурнал «Советская Карелия» и несколько талантливых телефильмов, созданных на местном телевидении в 70-80 годы – вот, пожалуй, и вся палитра кино региона тех лет.

— Подразделение Союза кинематографистов России в Карелии открылось на базе уже существующего объединения – Союза кинематографистов Республики Карелия.
— В 2016 году, в Год российского кино, мы, местные кинематографисты, пришли в Министерство культуры региона. Разговор стал важным опытом и для нас, и для республиканских властей. Диалог «выстроился» сразу и мы получили поддержку – но поддержка была в честности самого диалога. Историческая специфика «транзитного» кинопроизводства привела к тому, что в ряду культурных явлений таких как театры, музеи, библиотеки, филармония, успешно поддерживаемых государством, кинематограф просто не существовал. И выход был в активизации собственных усилий, в страшном слове для любого творческого человека – формализации. Единственным возможным развитием в сложившихся условиях для нас была работа с грантами. Мы зарегистрировали общественную организацию, и начался процесс осмысления не только и не столько творческих аспектов кинематографа, сколько социальной и образовательной роли этого уникального созидательного процесса. Специфика грантов в том, что их не дают «на творчество». В целях и задачах представляемых проектов должен прослеживаться эффект повышения качества жизни людей, вовлеченных в деятельность программы. Сначала было очень сложно. Первые два года стали трансформацией накопленного опыта. Главное – не бояться меняться и менять представления окружающих. Отсутствие кинематографического поля привело к тому, что рассказывать о кино как о сфере практической деятельности нам пришлось не только чиновникам, но, буквально, всем, с кем мы общались: бизнесменам, коллегам-телевизионщикам, студентам созданной нашим подразделением киношколы, журналистам…

— То есть можно говорить о ярко выраженной специфике регионального кинематографа и об особенностях его восприятия именно со стороны общества?
– Совершенно верно – основная проблема, точнее, задача, которую надо решить – разрушить неверие людей в свои силы. Сегодня, в век развития цифровых технологий, кинематограф перестал быть искусством, зависящим от технических параметров. На первый план вышла зависимость от наличия собственной смелости, широты мышления, культурного и профессионального творческого багажа. И здесь специфика провинции, описанная еще Чеховым, проявляется в полной мере. Хочешь снимать кино? «В Москву, в Москву, в Москву…», туда, где ритм большого города захватит и вовлечет… Отсутствие внутренней мотивации, мечтательность – болезнь не только регионов. Это проблема сегодняшнего времени. «Надо, господа, дело делать!» – чеховский рецепт на все времена. И он про одно – про труд. Герои документального сериала о лодочных мастерах Севера «Поморский ковчег», реализованного в рамках первой выигранной нами заявки, поданной в Фонд президентских грантов в 2018 году, это люди труда. Дело тогда начинает приносить плоды, когда ты вкладываешь в него силы и время. Истина простая, но, как показывает опыт нашей работы, бесспорная. Два года существует социальный проект киношколы, в котором профессионалы кино и телепроизводства становятся на четыре месяца учителями. Осенью 2018 мы получили грант Главы Республики Карелия на развитие дистанционного образования – узнать о кино из первых уст смогли молодые люди нескольких районов края. В этом году наше развитие дистанционного образования в сфере кино вновь поддержал Фонд президентских грантов. В рамках реализации этого проекта запланированы: приезд экспертов из Москвы и Питера, онлайн-классы с мастерами кино, дистанционная конференция с успешными кинорегионами России.

— Как складываются ваши горизонтальные связи? Знаком ли опыт других регионов? Как вы общаетесь?
– Наше вхождение в киносообщество началось с круглого стола по развитию регионального кино, организованного осенью 2017 года Молодежным центром Союза кинематографистов России на киностудии «Ленфильм» в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Там, на представленной карте кинорегионов России, Карелия была еще «белым пятном». Но уже зимой 2018 года я на Всероссийском питчинге дебютантов в Екатеринбурге успешно защитил проект создания документального фильма «Поморский ковчег». Мой личный опыт показал, что подготовка и участие в питчинге кинофестиваля «Человек труда» сыграли принципиальную роль в сближении с представителями кинорегионов, также защищавших свои проекты. Кроме несомненного профессионального роста, возникающего в общении с экспертами, присутствует соревновательный момент. Но атмосфера, созданная организаторами, не разобщает участников, а сплачивает их на этапе подготовки, тренинга и самого питчинга. С коллегами из Бурятии, Башкирии, Челябинска, Тюмени мы стали товарищами «по счастью» быть услышанными и поддержанными в своих стремлениях. И это вылилось в конкретные проекты. Именно там, в Екатеринбурге, у Дмитрия Шарабарина с Алтая родилась идея кинокампуса, который в июне 2018 года прошел в рамках Международного молодежного управленческого форума «Алтай. Точки роста». Кстати, одна из участниц кинокампуса из Новосибирска в сентябре 2018 приехала в Петрозаводск и прошла обучение в киношколе Союза кинематографистов Республики Карелия.

— Вы так много внимания уделяете образованию, не мешает ли это творчеству?
– Обучение – это базовый вопрос в развитии регионального кино. Образовательные программы для активных региональных лидеров, существующие внутри программ Молодежного центра, дают толчок к организационному росту. В свою очередь, перенеся акцент на образование в регионе, мы начинаем создавать то, чего так не хватает у нас в Карелии – «разнотравного» киносообщества от любителей кино, до профессионалов. Творческим зернам инфраструктура нужна как плодородная почва, а доступ к знаниям экспертов – как вода. Не секрет, что получить образование в столичном ВУЗЕ может далеко не каждый молодой человек из провинции. Именно поэтому в Петрозаводском государственном университете мы инициировали работу по получению лицензии на профессии «Режиссер кино» и «Продюсер кино». В России есть опыт, когда под руководством мастеров кино создавались мастерские в ВУЗах регионов, например в Кабардино-Балкарии. Мы активно работаем с органами государственной власти. В декабре 2018 года были приняты поправки в Закон о культуре Республики Карелия. В них впервые прозвучало: «поддержка кинопроизводства». Вопрос о вхождении в Союз кинематографистов России был первостепенен. Открытие представительства в декабре 2018 года стало признанием нашей работы. Ну и, конечно, большой ответственностью…

— В чем выражается ответственность?
– В переходе на новый уровень профессионализма. В наших планах реализация творческих работ. Я, как режиссер и продюсер, приступаю к работе над игровой картиной под рабочим названием «Хау а Ю» – это диалоговое кино, работа, в которой хочется совместить энтузиазм и профессиональный подход. Владимир Рудак подготовил несколько сценариев, часть из которых уже нашли поддержку у московских продюсеров. Иван Кульнев работает над популярной сейчас малой формой кино – интернет-сериалом. И, конечно, на ближайшие два года наше внимание сконцентрировано на реализации проекта развития локальных кинематографических ресурсов для регионального развития приграничных территорий Республики Карелия и Финляндии LOKKI, проект финансируется программой ENI Karelia (средства ЕС, Финляндии и России). Проект LOKKI посвящен комплексному развитию киноиндустрии в приграничных районах Карелии и Финляндии. В ходе реализации будет создана единственная в Карелии профессиональная киностудия и кинопавильон для съемок фильмов, сформирована база данных профильных специалистов киноиндустрии. Совестно с нашим партнером – Петрозаводским государственным университетом в рамках данного проекта разрабатываются совместные международные образовательные программы по направлениям «кинорежиссура», «кинопродюсерство», а также программа киношколы для студентов и абитуриентов. Помимо этого, ПетрГУ будет участвовать в формировании электронной базы данных профессионалов киноиндустрии и выступать как стажировочная площадка для творческих и технических специалистов Республики Карелия. В июне 2019 года запланировано проведение международного кинофорума в Петрозаводске, в ходе которого пройдет питчинг кинопроектов, мастер-классы известных кинорежиссеров, продюсеров, а также технических специалистов из России и Финляндии. Осенью 2020 года будет организована рабочая поездка в университет прикладных наук Карелии (Финляндия), где будет проведено обучение и встречи с представителями кинокомпаний Финляндии. Помимо этого, будут созданы профильные сервисы для населения: киношкола и «киноинкубатор», а для профессионалов киноиндустрии – карта локаций с подробным описанием территорий и VR съемкой. Мы уверены, что при поддержке Союза Кинематографистов России Карелия снова станет одной из уникальных, удобных в работе профессиональных киноплощадок страны.

Алексей, считается, что региональное отделение кинематографистов всегда является дотационным. Можете поделиться Вашим опытом по привлечению средств на развитие.
Наш опыт поиска средств быстро показал, что самым реалистичным методом является работа с фондами. Во-первых, они открыты именно некоммерческим общественным организациям, во-вторых, тема развития кинематографа оказалась одной из наиболее востребованной, особенно в свете рекомендаций Президента РФ о развитии некоммерческого сектора в сфере культуры. Мы использовали комплексный подход. Было подано три вида заявок на гранты — регионального масштаба, федерального и международного. Каждый фонд имеет свои особенности, поэтому значительная часть времени была посвящена анализу и поиску экспертов, которые разбираются в подаче подобных заявок. Сразу скажем, что именно экспертов — писать саму заявку за вас никто не будет. Процесс подачи с одной стороны творчество с другой рутина. Он занимает от 3 месяцев до одного года. И, в основном это связано с тем, чисто на творчество денег ни кто не даст, а вот на образование, просвещение и формирование новых компетенций деньги дают наиболее охотно. Поэтому наши поддержанные заявки были сформированы с учетом этих требований. По итогу трехлетней работы работы в 2018-19 гг. наши проекты были поддержаны на всех трех уровнях. Фонд Президентских Грантов поддержал проекты «Создание межплатформенного мультимедийного проекта «Поморский ковчег. Дневник» — 20-серийный документальный интернет сериал о развитии ремесел и «Расширение ресурсов площадки непрерывного творческого образования в сфере кинематографа «Киношкола «Labsinema.space» за счет освоения методов онлайн-обучения» — финансирование образовательной программы, которую мы разработали вместе с Молодежным Центром Союза Кинематографистов России. Программа приграничного сотрудничества «ENI KARELIA» поддержала проект «LOKKI — Развитие локальных кинематографических ресурсов для регионального развития приграничных территорий Карелии и Финляндии». Грант главы республики Карелия был направлен на развитие дистанционного образования в сфере кино. Несмотря на такие официальные названия за каждым проектом стоят вполне простые конкретные мероприятия, которые развивают инфраструктуру регионального отделения. Это и образование, и приобретение съемочного оборудования и повышение квалификации местных кинематографистов.

Источник: СК-Новости.

Поделиться