Горячая линия с CinePromo: где искать бюджет на полный метр и зачем отправлять фильмы на фестивали?

#

О самых крутых грантах и питчингах, правильной стратегии фестивального продвижения, коммуникации с отборщиками, американском кинорынке и поиске «того самого продюсера» — в большом материале от Елены Коржаевой, исполнительного продюсера “CinePromo”, где в качестве интервьюеров выступили молодые российские авторы.

Где искать бюджет для полного метра начинающему режиссеру?
Отличный вопрос, который волнует 100% фильммейкеров, причем не только начинающих. Кино – это среда живая, поэтому и способов тут миллион, и хоть один да сработает. Начнем с того, что многие киностудии имеют специальных редакторов или даже целые отделы, которые занимаются обработкой входящих сценариев. Если ваш проект стоящий, поверьте, вас заметят даже в рамках его “холодной” рассылки.

Также существуют различные питчинги, сценарные и продюсерские, где вы можете представить свой проект на различных этапах его разработки и производства. В России самые внятные из них: Питчинг дебютантов от Молодежного центра СК РФ, который проходит, в том числе, в рамках Московского международного кинофестиваля, а также по крупным городам нашей страны, и площадка Potential в Питере, которая проводит питчинги и образовательные мероприятия на постоянной основе чуть ли не еженедельно, а с 2018 они еще обзавелись очень крутой инициативой — рынком короткого метра CineMarket, где “таланты встречаются с профессионалами индустрии”.

Не стоит также игнорировать различные гранты и субсидии, в том числе Министерства культуры и Фонда кино. Разного рода актуальные конкурсы регулярно публикует Moviestart на своем канале t.me\moviestart.ru, а ежеквартальный список зарубежных грантов можно посмотреть на нашем сайте www.cinepromo.ru или в ленте на нашем канале https://telegram.me/cinepromo.

Одной из площадок по поиску Своего Продюсера традиционно являются фестивали и их сопутствующие мероприятия, включая кинокампусы, питчинги, кинорынки, закрытые вечеринки и пр. Продюсеры или сами вас находят, если им понравилась представленная в рамках фестиваля работа, или вы сами пробуете идти на контакт с продюсером, который может быть заинтересован в вашем проекте. Предварительно рекомендуем изучить его портфолио, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, предлагая, скажем, артхаусный проект продюсеру, который предпочитает работать с телевизионными комедийными сериалами.

Зачастую сами фестивали и питчинги дают какие-то подарки победителям от спонсоров на производство следующего проекта: или технику бесплатно \ с большой скидкой, или деньги, или сертификаты на субтитры и фестивальное продвижение, что, в общем, тоже может вполне себе залатать какие-то дыры в смете, если вы решили стать сами-себе-продюсером или вас финансируют частично.

Не стоит также игнорировать краудфандинг. Самая крупная российская площадка по сбору средств – Planeta.ru. Очень много проектов было создано с её помощью, например, “Забытое” Александра Королёва.

Что дают фестивали?
Начнем с того, что дебютный короткий метр – это, прежде всего, ваше портфолио, а фестивали являются своего рода сторонней профессиональной независимой оценкой вашего фильма, неким маркером и подтверждением, что вы по-настоящему талантливы, и с вами можно иметь дело. Если вы приходите к продюсеру с уже готовым полным метром – это хорошо, если у вашего фильма есть фестивальные селекции и призы – это отлично, а если у вас есть еще и идея или сценарий вашего нового проекта – это вообще идеально.

Фестивали – это индустриальные мероприятия, где можно познакомиться с будущими спонсорами, партнерами и коллегами. Фестивальные показы, особенно крупные и сопряженные с питчингами и кинорынками, посещаются баерами и дистрибьюторами, которые ищут новый контент, продюсерами, которые ищут таланты и свежие идеи, режиссерами, сценаристами и актерами, которые ищут интересные проекты, отборщиками других фестивалей, которые стараются отобрать лучшие фильмы в свои программы и пр. В общем, все что-то ищут, эти все – люди неслучайные, а исключительно индустриально вам полезные, и, возможно, именно ваш фильм или вы сами станете тем искомым, что положит начало чему-то светлому и прекрасному.

Помимо прочего, фестивали стоит посещать еще и для того, чтобы посмотреть фильмы других авторов. Поверьте, насмотренность очень важна для режиссера, она формирует вкус, и, как мы все знаем, Тарантино синефилия даже заменила профессиональное образование.

Обращайте внимание на сопутствующие фестивалю мероприятия, они также бывают крайне полезными или даже решающими в карьере: мастер-классы и лекции, питчинги и кинорынки и пр.

Сколько стоит фестивальное продвижение?
В CinePromo оно стоит сравнительно дешево: 10 650 руб. в месяц ориентировочно за отправку на 15 фестивалей (в сезон мы стараемся это количество увеличивать в 2 — 3 раза). 7-ой месяц делаем в подарок, чтобы авторы не бросали этот достаточно затяжной процесс. Подробнее на нашем сайте во вкладке “фестивальное продвижение”.

Какая тематика предпочтительна и как попасть с готовым фильмом?
Тематика роли абсолютно не играет (если только это не какой-то специализированный смотр, скажем, антропологических фильмов или видеоарта). Значение имеет лишь качество вашей работы и соответствие регламенту фестиваля по хронометражу, году производства, гендерным и географическим характеристикам и пр.
Как правило, заявку на любой фестиваль можно найти в открытом доступе. Очень редко смотры имеют закрытую систему приема заявок, когда отборщик собирает программу из всего того, что находит на других индустриальных мероприятиях. Чаще бывает микс такого подхода.

Знаете ли лично отборщиков и влияет ли это на отбор фильма в программу?
Это отличный вопрос. Хочу сразу сказать, что наряду с официальной подачей заявки, живой фидбэк ценится всеми и всегда. Мы этим, безусловно, пользуемся и, будучи знакомыми с программным директором лично, и когда просто есть возможность добавить о фильме больше, чем предполагает энтри-форма.
Возьмите за правило писать режиссерскую экспликацию (если не знаете, что это, погуглите; гуглить вообще привычка полезная). Та же “Святая Анна” с недавних пор просит режиссерские цитаты, и правильно делают – им так проще пиарить представленные на фестивале фильмы (для вашего же блага).
Прямая коммуникация с отборщиком, безусловно, помогает лучше понять, какие фильмы он ищет в текущую программу, и предложить ему что-то стоящее его внимания. Предложить, но не надавить – тут есть большая разница. Надавить у вас не получиться. Более того, если отборщик что-то берет в конкурс под чьим-то давлением, это непрофессионально и сразу снижает статус фестиваля. Это никому не нужно, потому что каждый уважающий себя отборщик хочет собрать идеальную программу, поэтому, как в одном из наших интервью сказал Стас Тыркин, «продавить» некачественную, графоманскую поделку на фестиваль нельзя». По крайней мере, на стоящий фестиваль (а нестоящие вам не нужны).

Насколько правдиво то, что на одних рынках российские фильмы принимают радушнее, чем на других? То есть, у российского кинематографиста больше шансов попасть на фестиваль в Восточной Европе, чем на фестиваль в США или Канаде? Стоит ли в таком случае пробовать свои силы и подавать заявки (зачастую дорогие) в те страны?
Это очень правильный вопрос, прежде всего, потому что ведет к основам основ фестивального продвижения – правильной стратегии.
Если мы говорим о крупных и значимых смотрах (это важная оговорка), безусловно, с российским коротким метром будет проще попасть на фестивали, которые ориентируются на Россию, СНГ и Восточную Европу (каждый фестиваль нацелен на развитие кино того или иного региона, жанра, гендерной идентичности, тематики и пр. – как правило, это прописано в его регламенте). Крупнейшими из них являются фестивали в Коттбусе, Таллине, Варшаве – они берут российские фильмы с удовольствием и в больших количествах. Что касается американского и канадского рынков, то это, действительно, несколько параллельная реальность. Впрочем, тот же Монреальский фестиваль достаточно охотно берет российские фильмы. Так, в 2018 мы попали в его конкурсные программы короткого метра аж с тремя работами.
В общем и целом при составлении стратегии фестивального продвижения мы рекомендуем исходить из соображений целесообразности. Скажем, если вы планируете жить и работать в России или Европе, зачем вам тратить много денег на дорогостоящие американские смотры, имея достаточно ограниченный бюджет? Кстати, знаем кучу примеров, когда, на наш взгляд, успешная фестивальная история фильма именно в стране его производства принесла автору больше пользы, чем зарубежные показы (“Ну, здравствуй, Оксана Соколова” Кирилла Васильева, “Половинки” Байбуллата Батуллина, “Петух” Алексея Нужного и пр.).

Обязательно ли делать постер?
Далеко не все фестивали просят постер, это всегда опциональная часть, но лучше его сделать для единообразия информации о фильме в фестивальных каталогах и лучшей узнаваемости вашего фильма. В общем и целом в работе с малыми формами нужно стараться отработать по максимуму всё то, что можно использовать в большом кино, в том числе маркетинг, базовыми элементами которого являются постер, тизер \ трейлер, бэкстейдж (фото и видео) и пр. Также постер вам пригодится для работы с телеканалами, VOD и пр.

Почему так мало арта?
Видимо, потому что в России его мало снимают, но я могу заблуждаться. Впрочем, у нас в дистрибьюционном каталоге есть успешные арт-проекты, например, ролики “Ешь искусство” Анны Цукановой-Котт, которые оказались очень востребованными на российских и зарубежных фестивалях (Аня даже успела стать лицом одного из специализированных фестивалей в Греции).

Если не успели нас спросить про фестивальное продвижение и дистрибьюцию короткого метра, пишите на cinepromo@yandex.ru – сделаем еще один материал по мотивам ваших вопросов;)

А победителем этого конкурса на лучший вопрос стала evelina_bars – мы ей дарим 15%-скидку на фестивальное продвижение от CinePromo.

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!