«Необязательно становиться режиссером полного метра»: Интервью с председателем Международного молодежного кинофестиваля Питером Мурдмаа – MovieStart.ru

«Необязательно становиться режиссером полного метра»: Интервью с председателем Международного молодежного кинофестиваля Питером Мурдмаа

#

В Казани сейчас проходит XI Международный молодежный кинофестиваль, жюри которого возглавляет Питер Мурдмаа, дистрибьютор короткометражных фильмов, звукорежиссер, основатель Эстонского центра короткометражного кино. Редакция Moviestart пообщалась с Питером о короткометражном кино, его продвижении и фейковых кинофестивалях.

Многие российские молодые режиссеры считают короткий метр лишь шагом к созданию полнометражного фильма. Вы с этим согласны?
— И да, и нет. К сожалению, это так. Но если смотреть глубже, то нет. Вы можете себе представить, что до того, как вы напишете роман, вам необходимо создать стихотворение? Это глупо. Это две разные формы. Отличный пример тому – киношколы. В киношколах учат снимать короткий метр, а сами учителя пришли из индустрии полнометражного кино. Для меня лично не существует термина «студенческая работа», я разделяю фильмы на хорошие и плохие; короткие или длинные. Часто словосочетание «студенческая работа» имеет негативный окрас. Причина в том, что структура истории пришла к нам из полнометражного формата, и ее пытаются применить к короткому метру. Результат получается – избушка на курьих ножках: не дом и не курица. Но, действительно, требования индустрии таковы – перед тем, как ты соберешься снимать полнометражный фильм, тебе необходимо сделать короткий метр. Но короткий метр имеет совершенно иную структуру повествования.

Какие типы короткометражного кино вы можете выделить?
— Первый – микрофильмы, от 1 секунды до 1 минуты. К этому типу относятся и рекламные ролики. Такое кино состоит, как правило, из одного сообщения, к примеру, «Это лучшая машина».
Второй – очень короткие фильмы, 2-5 минут, это что-то вроде анекдота, существует много подобных примеров в литературе. Это чуть больше, чем просто «сообщение».
Третий – классические короткие фильмы, 8-15 минут.
Четвертый – длинные короткие фильмы, 15-30 минут. В северных странах есть такой термин «novella film» , новелла – короткая история, структура которой максимально близка к трехактной полнометражной. Это такой тест для режиссера, сможет ли он снять полный метр. Но чаще всего с таким фильмом никуда не подашься, потому что режиссеры не справляются со своей задачей.

Почему?
— На мой взгляд, быть режиссером – огромная привилегия, а цифровая эра ее убила. Сейчас каждый может снять кино. Конечно, при желании вы можете найти искомое качество в представленном количестве, но мы не помним имена режиссеров в этом многообразии. Режиссеру всегда должно быть, что сказать. Кино – самое могущественное искусство.

Получается, короткометражный фильм – своего рода, способ найти свою тему, свой стиль?
Это правда. С помощью короткометражного кино вы можете осознать себя, как художника, а также показать продюсеру, на что вы способны.

Как вы считаете, режиссер короткометражного кино сам должен писать сценарий для своего фильма?
Да, в короткометражном кино – да. В полнометражном кино возможно вдохновлять других на сотворчество. Большинство режиссеров, в принципе, много не снимают. Они снимают только тогда, когда им есть, что сказать. Никто не рассказывает истории просто для развлечения: мы это делаем, потому что учимся чему-то. Сейчас некоторые ищут славы, признания, но их имена будут забыты. Прежде, чем потратить 1,5 часа своего времени на фильм, я должен убедиться, что это не будет зря. Короткометражный фильм – всегда авторский, полнометражный может им быть. В принципе, на мой взгляд, больше не нужно использовать словосочетание «короткометражное кино», мы должны говорить о кинематографических историях. Полнометражное кино – опыт, который выражен в ряде связанных между собой историй. Важна не история, а то, что ты хочешь рассказать с ее помощью. Я считаю, что величайшие режиссеры пишут кино сами, но в полнометражном формате им нужны помощники, которые будут писать для них, а не за них.

А можно ли заработать, снимая только короткометражное кино?
Разве создание кино – ради денег? Тогда извините. Режиссер, который хорош в короткой форме, может снимать рекламу и зарабатывать этим даже больше, чем в полном метре. Деньги убивают искусство. Когда ты хочешь развлекать публику, это одно, но если ты хочешь быть художником, деньги сами придут на нужные вещи. Если вам нравится делать короткий метр, у вас это получается и вы думаете, что так можете изменить мир и людей к лучшему, идите своим путем. Вам необязательно становиться режиссером полного метра. Я очень хочу, чтобы в современном мире короткометражные фильмы ценились намного больше.

Как вы работаете над составлением программ короткометражного кино?
Кино фестиваль – это выставка киноискусства. Я нашел новый способ демонстрации коротких фильмов для аудитории, потому что для меня короткие фильмы это просто истории. А история должна длиться ровно столько, сколько ей нужно, чтобы донести определенное послание. 6-7 лет назад я тестировал, как демонстрировать аудитории короткометражные фильмы, как составлять программу. Вы должны построить программу так, чтобы вместе представленные короткометражные фильмы по структуре напоминали полнометражный фильм. Но программа должна быть короче, чем стандартный полный метр: 60-75 минут, не больше. Короткометражные фильмы очень сильны по своему посланию. Зритель может устать от большого количества «сильных посланий», поэтому в основу программы я кладу три сильных послания и четыре более легких, которые дают возможность выдохнуть. Первый фильм задает мелодию, а последний – самый сильный, финальный аккорд. Для программы я создаю свой постер, свое название.

Почему сейчас существует так много кинофестивалей по всему миру?
Самый лучший путь отразить какую-то страну, показать ее атмосферу – показать короткометражный фильм. Полнометражный фильм не сделает этого. В первую очередь, именно поэтому кинофестивалей короткого метра в мире больше, чем всех остальных фестивалей вместе взятых.
Также у короткометражных фильмов небольшая дистрибуционная ценность, их легче заполучить. Некоторые режиссеры сами платят за участие, поэтому сейчас очень много фейковых фестивалей, которые просто зарабатывают на приеме заявок. Фильммейкеры, будьте осторожны с такими фестивалями, когда вы продвигаете свои фильмы самостоятельно. Например, на платформе Film Free Way – тысячи подобных нечестных фестивалей, которых даже не существует. Могу дать лишь один совет в таком случае — никогда не продвигайте свои картины самостоятельно, обратитесь к профессиональным агентам, найдите дистрибутора, сейлз агента. Я бы посоветовал еще всем съездить на крупнейший фестиваль короткометражного кино в Клермон Ферран, на фестиваль в Тампере, на рынок короткометражного кино в Турине – там можно найти полезные связи для продвижения. О продвижении нужно думать уже во время создания фильма, не после.

Питчинг – тоже своего рода продвижение. Вы занимаетесь организацией и проведением питчингов. Некоторые говорят, что питчинги – пустая трата времени. Что вы думаете по этому поводу?
— У меня для них есть лишь одно послание: их фильмы – для меня пустая трата времени. Если они не могут питчить, говорить, обсуждать то, что они делают, я не хочу смотреть их фильмы. Для меня это эгоцентрический треш. Питчинг — это не трата времени. Очень важно учиться представлять свой фильм.

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!