Отборщики взяли наш фильм, потому что в 20 минут мы вместили столько смыслов, сколько не всегда найдешь в полном метре». Интервью с участником программы «Неделя критики» Каннского международного кинофестиваля Михаилом Бородиным

#

Короткометражный фильм российского режиссера Михаила Бородина «Я-нормальный» попал в конкурсную программу «Неделя критики» Каннского международного кинофестиваля. Редакция Moviestart поговорила с Михаилом о картине, об участии в фестивале и о планах на будущее.

Михаил, скажи, пожалуйста, ты изначально планировал послать фильм в Канны?

Монтаж был готов в декабре и сначала мы отправили картину на Берлинский кинофестиваль, куда нас не взяли. Следующий по списку был Каннский фестиваль. Мы подали заявки во все программы – на Синефондасьон, в «Двухнедельник режиссеров» и в программу «Неделя критики», которую посоветовала наш агент. В каждой программе – отдельные отборщики, и из 1500 заявленных работ нас выбрали отборщики «Недели критики».

Вы отправляли фильм от киношколы?

Да, мы отправляли фильм от Московской школы кино, потому что это диплом нашего продюсера  Валентина Рогатина. Я учился на 1 курсе вместе с ним в мастерской Александра Роднянского, но ушел. Я специально пошел на этот курс, чтобы познакомиться с классными молодыми продюсерами, а не с еще 20-ю режиссерами, ищущими продюсера.

Получается, у тебя нет кинематографического образования?

Я – инженер-строитель по образованию, но ни дня не работал по специальности, потому что с 18 лет снимаю ролики, короткометражки, этюды. Я называю это «упражнениями».

А сейчас есть желание пойти поучиться в киношколу?

Нет, абсолютно нет. Платное кинообразование – бесполезная трата денег и времени.

Сколько времени велась работа над картиной «Я – нормальный»?

Мы ее задумали быстро. Валентину нужно было представить в МШК свой продюсерский проект, и он придумал хорошую историю, но, к сожалению, телеканал Netflix ее уже снял – вышел трейлер и там было абсолютно то, что он придумал. Тогда мы с ним сели думать о новой истории. Родилась вот эта. Валентин очень быстро пишет сценарии, буквально за несколько часов мы набросали первый драфт, а потом в течение полугода переписывали его. Сняли мы уже 24 драфт. Съемки были суперраспланированными, мы ничего лишнего не снимали. У нас была шестидневная экспедиция в два поселка под Калугой. Когда монтировали, было очень важно собрать фильм качественно – в некоторых сценах было больше 20 дублей, потому что актеры непрофессиональные, мы их нашли на месте съемок.

Снимали за свой счет?

Да. Мы скинулись с Валентином пополам. Еще нам помог дружеский продакшн Look Film, который дал нам камеру и символическую сумму на худпост. Продюсер студии Александр Плотников – крутой, он очень быстро и без вопросов нам помог.

Как вы с продюсером видите дальнейшую фестивальную историю фильма?

Мы отправляли на Кинотавр, нас взяли.  Я думаю, это сейчас самая главная площадка российского кино. Также сейчас есть предложения от некоторых других фестивалей.

О чем ваша история «Я-нормальный»?

Это история о парне, который заканчивает школу и планирует поступать в вуз в большом городе. У него есть девушка, родители, друзья и атмосфера, в которой он живет, и как будто все работает против него, а он пытается с этим бороться. Там есть несколько линий, в том числе, любовный треугольник.

Звучит масштабно. Планируете делать из него полный метр?

Я лично не планирую делать из него что-то большее, потому что для меня история закрыта, у нее красноречивый финал, который не требует дальнейшего разжевывания. Это удивительно, что у нас получилось раскрыть столько тем. Отборщики нам сказали то же самое, что наш фильм взяли потому что, даже не все полные метры могут вместить столько смыслов, сколько мы вместили в 20 минут. И мы на самом деле удивлены, что все получилось.

По сценарию же это было задумано?

Да, но есть внутренне ощущение, что не хватает нам еще минут 5-10 дораскрыть, дорассказать.  Но мы уже договорились, и я считаю, что кино делается заранее на стадии сценария, поэтому пути назад не было.

«Я – нормальный» — твоя первая фестивально успешная работа?

Да, первая. До этого у меня был небольшой фильм «Крым наш». Его не взяли практически ни на один фестиваль. Он попал только во внеконкурсную программу фестиваля «Короче». Его показали в кинотеатре в гардеробе, но все уехали на пляж и его никто не увидел.

В каких обстоятельствах тебя застала новость о попадании в Канны?

Я сидел в кафе, писал свой новый сценарий. На почту пришло уведомление от фестиваля. Я привык уже к таким письмам, их было много. Ты открываешь письмо и там: «Sorry…» и дальше, что у них много заявок, и они мою не выбрали. А здесь было – « Congratulations», и я немножко опешил, встал, походил, выпил воды, прочитал еще раз, перевел с помощью Google переводчика, оказалось – все верно.

Какие у тебя впечатления от программы «Неделя критики»?

Канны – маленький город, но сейчас все мировое кино происходит здесь и, конечно, это не может не вызывать трепета и уважения ко всему этому.  «Неделя критики» — потрясающая программа, она – одна из старейших. Очень сильные работы в конкурсной программе, каждой можно вручить первый приз. Мне нравится, что у них есть своя философия – они дают возможность молодым режиссерам, у которых есть первый или второй фильм, заявить о себе. Им нужно, чтобы ты приехал в следующий раз уже в другую программу. Так часто и происходит. В рамках «Недели критики» проводится воркшоп Next step. Я в нем участвую с новым проектом — полным метром. И его я буду дорабатывать и развивать уже с французскими сценаристами и продюсерами.

Что бы ты хотел пожелать своим коллегам – молодым режиссерам?

Не нужно ничего бояться. Снимайте смелое и откровенное кино, нужно делать то, что тебя волнует. Если не получилось один раз, нужно делать дальше. Это звучит банально, но, на самом деле, это так. Меня никто специально не продвигал, мы просто взяли камеру, сняли фильм, заполнили на сайте заявку и отправили – все. Если это достойная картина, она обязательно найдет свой путь и своего зрителя, потому что фестивалей в мире больше, чем дней в году. Все они имеют свой статус и свою аудиторию. Неважно, что ты не попал, например, в Берлин. Может, твой фильм просто не для Берлина или программа так сформирована, что твой фильм не совпадает с другими фильмами этой программы. Нужно везде отправлять, сейчас это довольно просто осуществить. Снимайте и отправляйте.