Чт. Ноя 14th, 2019

Сайт для молодых кинематографистов

Факты обо всем от режиссера монтажа и основателя Киношколы имени МакГаффина Дарьи Гладышевой

В день рождения Киношколы имени МакГаффина, накануне начала нового учебного года и завершения приема заявок на МакГаффин Film Fest редакция Moviestart поговорила с режиссёром монтажа, создателем и руководителем Киношколы имени MакГаффина и организатором МакГаффин Film Fest Дарьей Гладышевой. Дарья является выпускницей продюсерской лаборатории «Культбюро» и участницей секции монтажа Berlinale Talents – 2015. С 2007 года…

В день рождения Киношколы имени МакГаффина, накануне начала нового учебного года и завершения приема заявок на МакГаффин Film Fest редакция Moviestart поговорила с режиссёром монтажа, создателем и руководителем Киношколы имени MакГаффина и организатором МакГаффин Film Fest Дарьей Гладышевой.

Дарья является выпускницей продюсерской лаборатории «Культбюро» и участницей секции монтажа Berlinale Talents – 2015. С 2007 года работает в кинопроизводстве. С 2013 года преподает теорию и практику монтажа игрового кино.

Дарья выступила режиссёром монтажа таких фильмов, как «Юморист» (реж. М.Идов), «Довлатов» (реж. А. Герман-мл.), «Блокбастер» (реж. Р. Волобуев), «Метро» (реж. А. Мегердичев) и другие.

Факты об искусстве монтажа
Факт 1.  Действительно есть понятие «режиссура монтажа». Из отснятого материала можно «срежиссировать» новые смыслы в монтажный период.
Факт 2. Монтажер – «невидимая» профессия. Мы должны делать невидимые склейки так, чтобы монтаж не был заметен. Как следствие, сам монтажер – человек-невидимка. На красной дорожке его никто не узнает. Иногда даже актеры, с которыми ты «жил» в монтажной год, при встрече не будут знать, кто ты. Монтажер – профессия не для амбициозных людей.
Факт 3. Монтаж художественного кино – работа, которую ни с чем нельзя совмещать. По моему опыту, не получается монтировать два фильма одновременно. Монтаж требует полного погружения в процесс, начиная от механической сборки и заканчивая работой с темпоритмом.
Факт 4. Не имеет значения, в какой программе для монтажа вы работаете. Никогда не спорьте о программах. Это просто инструмент. Главное, чтобы работа была интегрирована в общий технологический процесс.
Факт 5. Каждый раз, когда я «иду в монтаж», я захожу «в новую воду».  Никаких правил игры нет. Работа с каждым режиссером, продюсером, студией индивидуальна. В первое время мы притираемся друг другу, поэтому в моем договоре всегда предусмотрено, что через 10-14 дней мы можем разойтись. Эти две недели нужны для понимания, идем ли мы в правильном направлении и нужно ли нам идти вместе.
Факт 6. Я не верю в идеальных универсальных режиссеров монтажа. Склеить круто блокбастер и неспешный авторский фильм – две разные профессии. Опытный монтажер, конечно, сделает и то, и другое, но это – абсолютно разные вещи, требующие разных навыков.
Факт 7. Теории монтажа крайне мало, ее можно изучить очень быстро. Все, что я знаю про монтаж – это практика, практика, практика и насмотренность.
Факт 8. Нет никаких правил. Так получилось, что в 21 веке, когда кинематографу более 100 лет, существует уже все. Единственное правило – понимание, для какой аудитории ты снимаешь фильм. Если ты как монтажер делаешь фильм для полных залов —  ты ответственен за внимание зрителя.  Если ты работаешь в экспериментальном кино – правил нет, делай, что хочешь. Это и печаль и радость нашего времени. Потерялась экспертная оценка, остались только мнения.

Факты о Киношколе
Факт 1. МакГаффин – термин, который придумал Хичкок. Это вещь, которая нужна всем героям фильма и они за ней гоняются. Мы решили назвать киношколу в честь этой самой важной вещи и, по сути, материализовали нового героя.
Факт 2. У нас уже есть поколение выпускников, заканчивающих киновузы. Поэтому мы можем делать выводы в перспективе 6 лет. Еще лет через 5 мы будем видеть, какой процент наших выпускников работает в индустрии и как на них отразилось наше дополнительное образование.
Факт 3. У Киношколы имени МакГаффина всегда в команде были только молодые кинематографисты и сейчас к ним присоединились наши выпускники.
Факт 4. В киношколе снято более 100 фильмов разных жанров, от 5 до 20 минут. Абсолютно всеми фильмами я горжусь.
Факт 5. 95% учеников и выпускников Киношколы говорят, что нашли друзей именно здесь. Это территория единомышленников.
Факт 6. Выпускники Киношколы продолжают снимать кино вместе со своими одногруппниками, даже если они учатся в непрофильном вузе.
Факт 7. Через программу Киношколы прошло около 3,5 тысяч подростков.
Факт 8. Киношкола проводилась во мнргих городах и странах. По России – во всех миллионниках и в разных региональных центрах. Постоянная Киношкола работает в Москве и Санкт-Петербурге. Выездные киношколы были в Греции, Болгарии, Черногории, Латвии и даже в Гонконге.
Факт 9. Суперизвестные кинематографисты приходят к нам в гости. Но круто преподавать, особенно новеньким детям, может только молодежь – те, кто еще помнит, что это такое, когда ты вообще ничего не знаешь про кино.
Факт 10. МакГаффин растет исключительно благодаря и вместе с учениками. Как только уровень учеников начинает зашкаливать, мы начинаем искать новых преподавателей и прописывать новые программы.
Факт 11. Киношкола – изначально частная инициатива небольшой группы людей, работающих в кино. МакГаффин всегда делает программы, которых не было. Мы работаем с подростками, потому что верим в новое будущее российского кинематографа и в целом верим в будущее, которое будет строить то поколение, которое сейчас у нас учится. Надеемся, наши программы помогут им быть более уверенными и раскрепощенными. Мы развиваем наших учеников, как можем.

О МакГаффин Фест
Факт 1. Мы мечтали о МакГаффин Фесте с первого дня существования Киношколы. Сейчас, в 2019 году это будет уже 4-й фестиваль.
Факт 2. МакГаффин Фест – международный фестиваль, в основе концепции которого лежит то, что он делается подростками и молодежью. Наши ученики и выпускники организуют фестиваль. Фестиваль развивает площадку, на которой подростки могут взаимодействовать на тему кино и видео.
Факт 3. В конкурсе могут участвовать фильмы, полностью созданные подростками. К нам присылают работы киношколы со всего мира. В этом году иностранные участники приедут к нам на фестиваль.
Факт 4. 2 последних года в членах жюри фестиваля – иностранные кинематографисты. В прошлом году это был режиссер-документалист из Америки Кристофер Бивер. Лекции читал режиссер сериала «Друзья» Пол Лазарус. Режиссер Сара Мошман читала онлайн-лекцию. В этом году тоже большие планы.
Факт 5. Внутри МакГаффин Феста есть закрытая программа МакГаффин Тэлентс. Это такой реверанс в сторону Berlinale Talents, в котором я сама участвовала. В программу может попасть юный кинематографист, если он уже что-то снял. Это для тех, кто уже показал, что, как минимум, сила воли, мотивация и интерес к кино у них есть. Несколько дней «таланты» смотрят и разбирают свои фильмы вместе с профессиональными киношниками, членами жюри. Также они ездят на разные экскурсии и повышают свой уровень знаний.
Факт 6. В этом году жюри будет состоять из подростков, потому что фильмы участников, в первую очередь, ориентированы на подростков. Плюс мы организуем онлайн-голосование.
Факт 7. В этом году МакГаффин Фест проходит во Дворце Пионеров на Воробьевых горах. Это историческая площадка, территория детства. Мы очень рады, что именно там сможем показать фильмв юных киношников.
Факт 8. После первого года проведения фестиваля мы поняли, что не может быть абсолютных победителей. Попасть в конкурс для юного киношника – уже победа. Все призы, которые мы вручаем – со специальными формулировками. Мы считаем героями тех ребят, которые сами снимают кино. Таких сейчас все больше, потому что все становится более доступным. Аудиовизуальный язык — это язык настоящего.

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!

Поделиться