«Мы все умрем…» Александр Котт о своем продюсерском дебюте – киноальманахе «День до»

#

Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» вот уже пять лет проводит конкурс «Омнибус», в котором участвуют киноальманахи, а также фильмы, имеющие составную структуру. Дипломом жюри, с формулировкой «За способность хохотать на краю мрачной бездны», была отмечена новелла режиссера Бориса Хлебникова и сценариста Петра Тодоровского «Наследие человечества» из альманаха продюсерского центра «Среда» – «День до».

Проект родился из не нового сакраментального вопроса – как стоит прожить последний день своей жизни. Что люди разных профессий, возрастов и социальных слоев будут делать, если завтра умрут? – озадачились режиссер Александр Котт и продюсер Александр Цекало. И решили сделать из этого долгоиграющий проект для интернет-аудитории.

Аннотация проекта звучит следующим образом: «Ученым стало известно, что Земля через определенное время столкнется с Красной планетой. Но точная дата была объявлена внезапно. Все поняли, что завтра все живое исчезнет с лица Земли…»

Александр Котт: «Это офигенная тема. Она возбуждает. К проекту много очень замечательных авторов подключились, написали сценарии. Например, Паша Бардин написал даже две замечательных истории. Я тоже написал несколько историй (я сам себе пишу). У нас получилось сценариев 20-30 хронометражом 20 минут с хорошим производственным статусом».

Премьера сериала должна была состояться на видеохостинге Youtube весной 2015 года. Но главный спонсор (судя по некоторым фразам Александра Котта, крупный сотовый оператор) вдруг передумал. В итоге, не дождавшись интереса со стороны телеканалов и получив поддержку от Фонда кино, Цекало и Котт решили сделать киноальманах и, по возможности, ограниченно прокатать его. 

Александр Котт: «Я люблю короткометражное кино как форму. Мне безумно интересно рассказывать короткие истории. Форма же альманаха дает возможность многим режиссерам сделать свои истории. Потому что короткую форму интересней смотреть, быстрей – не устаешь. Очень много примеров удачных альманахов, зритель на них идет.

И мы решили попробовать: собрать интересные и при этом максимально понятные зрителю истории, объединив их некой рамкой – собрать разбитые осколки зеркала в целое зеркало.

Никаких таких сверхзадач мы для себя не ставили. Для нас это было приятное приключение с приятными людьми».

В результате: четыре короткометражки, снятые разными режиссерами (Александр Котт, Владимир Котт, Александр Карпиловский, Борис Хлебников), в разных жанрах (и даже для разной аудитории), объединенные общей канвой, талантливо написанной Петром Тодоровским и искрометно снятой тем же Борисом Хлебниковым: в эфире шоу «Пусть говорят» Андрея Малахова жители России ожидают конца света.

Александр Котт: «Рамка была нужна, чтобы не было формального объединения новелл. Придумали мы с Сашей, что нужна передача «Пусть говорят». Она в том числе позволяет рассказать зрителям, что происходит: конец света – осталось столько-то времени. Мы придумали темы, подводки и отдали писать Петру Тодоровскому –  внуку Петра Ефимовича, сына Валерия Петровича Тодоровских.

У него нет шор советских, нет современных стопоров, он все смотрит – как будто первый раз видит. И к тому же талантливо пишет. И поэтому эта линия с шоу Малахова получилась удивительная, свежая, и с юмором, и с талантом – без второго плана. Малахов сам же над собой с удовольствием издевался».

Первая новелла «Мишка» (реж. Александр Карпиловский) повествует о застарелом конфликте двух подруг, которые до сих пор не могут поделить мужа одной из них. Причем обе являют собой утрированные модели женского поведения из знаменитой поговорки «с такими, как она, гуляют, а на таких, как ты, – женятся». В то время как героини и их избранники выясняют отношения, маленький сын одной из них конструирует машину времени, чтобы перенестись в прошлое и предупредить ученых о точной дате конце света, дав им тем самым шанс спасти мир. Именно желание взрослых подарить мальчику надежду на спасение примиряет всех.    

Фантастическая новелла «Поэт» (реж. Владимир Котт) – по-детски наивная история о детском поэте (в исполнении Юрия Стоянова), законсервированном на много лет в криокапсуле и «размороженным» семьей ученого за день до конца света. Поэт, обладающий изрядным самомнением и мальчишеским эгоцентризмом, просит немедленно устроить ему концерт. А в это время юный внук ученого узнает, что криокапсула (в которую может поместиться только один человек) – единственная возможность спастись от разрушительной силы кометы. 

Александр Котт снял новеллу по собственному сценарию с «прозразным» названием «Рома и Юля». Двум молодым людям в последний день существования Земли мешают воссоединиться родители девушки: отец-тиран – гангстер, однобоко злой и жестокий, словно сошедший с экранов фильмов времен сухого закона, его сыновья-близнецы и власная мать. Избранник дочери – бедный юноша из интеллигентной семьи (интеллигентность иллюстрируется единственным штрихом – стеллажами книг во все стены в небольшой квартирке, где мать бесконечно месит оливье и тихо вздыхает, видя сына, избитого до полусмерти братьями-близнецами на глазах у сестры). Заканчивается все по-шекспировски.

Александр Котт: «Для меня это жанр – такой «Декамерон» Пазолини, где все однозначно: белое – белое, черное – черное, солнце – солнце, враг – враг – без второго плана. Это мир условный – такая условная реальность. Благодаря этому получилась притча, а не драма. Здесь отсыл и к фильму «Вам и не снилось», и к мюзиклу «Ромео и Джульета». Но ближе всего поговорка «Близкие – враги наши»: родители, желая счастья детям, разрушили их счастье».  

Четвертая новелла «Наследие человечества» (реж. Борис Хлебников) – та самая, что получила приз жюри конкурса «Омнибус», состоящего традиционно из кинокритиков, – искрометная сатира на современную отечественную культуру о бездарном, но популярном певце, мечтающем свой «попсовый» хит (очень смахивающий на песню «А белый лебедь на пруду…» группы «Лесоповал») оставить в вечности.

 Продюсеры рассчитывают на успех проекта в прокате, так как, по мнению Александра Котта, для этого есть все составляющие: звездные актеры, Филипп Киркоров, «зрительские» жанры – комедия, мелодрама. Прокатом будет заниматься компания «Парадиз». Как говорит Александр, прокат будет, скорее всего, ограниченным – копий 150-200.

При этом своего зрителя, как представляется, альманаху будет найти сложно. Первая новелла, хоть и обращается к традиционным семейным ценностям, в силу специфики диалогов об одинокой женской судьбе, явно имеет категорию 18+. Вторая – откровенно детская по стилю – апелирует ко взрослым. Третья, по киноязыку, по стилистике, рассчитана на молодежь, но «призывает задуматься», скорее, родителей. Четвертая же будет интересна 35-40-летним зрителям, обладающим критическим взглядом на современную массовую культуру.

Александр Котт: «Когда мы задумывали этот проект, мы вообще не думали о целевой аудитории. Тогда бы мы обозначили себе какие-то рамки… Ясно, что «День до» – это не история для детей. Я думаю, что это для моего поколения, для людей среднего возраста. Первая история – это такая драма для сорокалетних. Вторая – детская история. Третья история – для подростков. Четвертая, скажем, для продвинутой молодежи и среднего возраста. Мы попробовали объединить жанры с помощью шоу Малахова и сделать нашей аудиторией все возрасты. Пока не понятно, сработает или не сработает. Прокат предполагается в марте.

Я сейчас понимаю, что, к сожалению, с самого начала пошли по неправильному пути: не проводили никаких исследований или фокус-групп, делали то, что хотели, ориентируясь на собственную интуицию, сделали и только потом стали думать, кто бы это мог прокатывать».

Смысла снова пытаться выводить этот проект в интернет-среду продюсеры не видят: «Чтобы артисты хорошие снимались, нужны деньги, чтобы режиссеры хорошие снимали, нужны деньги; чтобы было хорошо снято, качественно, нужны деньги. И мы не хотим делать «Район тьмы» – уже есть такой интернет-сериал, к которому можно по-разному относиться…».

Похоже, продюсерский опыт Александра Котта на этом проекте (успех или неуспех которого пока в будущем) и закончится: «Я не вижу себя продюсером в дальнейшем. Все равно это не подвластная мне история. Я поробовал, но ты либо хороший продюсер, либо хороший режиссер. Потому что как продюсер я сам себе запрещаю – как режиссер, я сам с собой борюсь. То есть такое безумие. Но это очень интересный опыт. Несколько проектов у нас еще есть. Но в принципе надо потихонечку завязывать с этой историей».

Беседовала Наталия Егорова

Комментарий

Ваш email будет скрыт.