Всероссийский Питчинг дебютантов стартовал с Казани!

#

6 апреля в рамках III Всероссийского форума «Время кино» впервые в Казани состоялся Питчинг кинопроектов, который не только стал главным событием форума, но и дал официальный старт проекту Всероссийский Питчинг дебютантов. Мероприятию предшествовали образовательные лекции, тренинги, консультации.

C25I0330-01-1280x853 vnjCdGOe4y8

Оценивало 10 кинопроектов документального, игрового короткометражного и полнометражного, анимационного кино внушительное жюри, состоящее из экспертов Москвы и Татарстана: продюсер корпорации «Русская фильм группа» Алексей Петрухин (Председатель), генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин, Сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематографистов Филипп Абрютин, Генеральный директор сценарно-продюсерского агентства Metadrama Наталья Ворошилова, редактор кинокомпании «Спутник», критик Эмилия Деменцова, менеджер по развитию бизнеса профессионального видео Canon Евгений Субочев, Председатель Cоюза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров, продюсер, заведующая кафедрой режиссуры кино и телевидения Казанского государственного института культуры Миляуша Айтуганова, директор ГБУК РТ «Татаркино» Владимир Батраков.

Для участия в Питчинге было прислано 42 заявки из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов Татарстана, Башкортостана, Алтайского края, Иркутской, Свердловской и Челябинской областей, Карелии, Удмуртии, Чувашии, Чечни, и 10 из них были включены в шорт-лист. Конкурс проходил в переполненном зале Торгово-промышленной палате Республики Татарстан, что, отметили организаторы, является признаком, «что кинематограф и бизнес должны идти вместе».

В преддверии питчинга были проведены специальные семинары – «Культура питчинга в России», «Концепция развития регионального кино» от Дмитрия Якунина и Филиппа Абрютина, а также прошел мастер-питчинг, в рамках которого были представлены успешные региональные проекты.

Перед очной защитой проектов свое напутствие участникам дал продюсер Алексей Петрухин: «Питчинг – это возможность рассказать о своей идее, о своей мечте. Но важно сказать, для чего вы это делаете? А также важно сформулировать то, что вы ищете на питчинге».

Экспертам были представлены следующие проекты:

• Елена Рябцева – проект короткометражного фильма «Юман» (Чебоксары, Чувашия).

Елена училась в студии «Свободное кино» в Москве. Главная тема ее короткометражки – тема взросления; главный герой – студент-фольклорист Даня, отправляющийся в чувашскую глубинку собирать фольклор, слушает сказку о погибшем Юмане-богатыре из уст его матери колдуньи Хведуси. Все больше погружаясь в языческую атмосферу чувашской деревни Юманкасы, Даня постепенно сам становится богатырем.

«Я хочу рассказать о Чувашии, чувашских традициях и верованиях, а также поднять тему отношения городского (столичного) жителя к деревне (регионам)», – говорит Елена, добавляя к подробному рассказу о художественном решении фильма: «Я хочу показать эту тонкую границу – переход из сказки в реальность, из детства во взрослую жизнь». Оператором будущей картины станет Анатолий Трофимов, с которым Елена работала на предыдущем проекте — «Принять удар». В качестве референсов, автор указала фильмы «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Елена попросила 200 000 рублей (при общем бюджете 450 000 рублей) на аренду светового и операторского оборудования, транспортные расходы, проживание и питание съемочной группы.

Филипп Абрютин отметил качество презентации, однако посетовал, что в заявке нет никакой информации о визуализации, о фигуре оператора, а также предположил, что фильм получится на 20-23 минуты.

Алексей Петрухин поддержал мнение коллег: «За короткий метр тяжело прочувствовать такое кино – а оно в основном на чувствах и ощущениях построено. Это можно и на 70-80 минут растянуть. Надо добавить в историю нюансов, чтобы лучше передать эмоции главного героя, помочь зрителю его понять».

• Казанский журналист и сценарист, лауреат премии «Дебют» Альбина Гумерова представила сценарий полнометражного игрового фильма «Взаперти». Это фильм про веру, считают его создатели. Девочка-подросток до смерти избивает ребенка-инвалида. В колонии преступницу начинает навещать мать погибшего ребенка. Благодаря этому общению, вниманию и искреннему сочувствию, которого ей так не хватало, несовершеннолетняя убийца перерождается, она обретает Бога. Перерождается и мать убитого ребенка – она признается, что видела, как избивают ее дочь, но не вмешалась, потому что тяготилась ролью матери инвалида.

Вся команда на проект уже собрана (Альбина – сценарист фильма, режиссер Татьяна Королева, обе выпускницы ВГИКа). История предполагает камерность – съемки будут проходить в одной-двух декорациях. Авторы хотят показывать фильм в колониях для несовершеннолетних девочек – «возможно, это заставит в их душе что-то шевельнуться».

Ильдар Ягафаров, порадовавшись, что в Казани появились свои сценаристы, высказал опасение: «Не играете ли вы с огнем? Весь фильм героиня выстраивает отношения с убийцей своего ребенка и предполагается, что зритель будет со вниманием следить за этим».

Алексей Петрухин посоветовал проработать различные нюансы истории, а также точнее сформулировать внутренний конфликт героев. Он предложил не раскрывать с самого начала зрителям, что навещающая малолетнюю убийцу женщина – мать погибшего ребенка.

• «Что вы чувствуете, оставшись один на один с бескрайним морем? Ужас перед тем, что оно хранит?» – начала свое выступление Ольга Твайлайт (Санкт-Петербург). Ее проект – полнометражный мистический триллер «Черный риф». Молодая журналистка Мария приезжает в одноименную деревню на границе России и Финляндии, имеющую дурную славу – по легенде, все жители поклоняются древнему подводному божеству Мери-Турсас и никогда не покидают деревню. В их среде существует поверье о пророке, рожденном из воды, который должен воскресить их бога – Мери-Турсас и отвести его последователей в подводный город, где они обретут бессмертие. То ли во сне, то ли наяву Мария начинает участвовать в странных ритуалах жителей деревни с водой и в результате оказывается, что она и есть тот потерянный пророк.  

Эта история – своеобразное переосмысление мифа о смене жизни и смерти, бесконечного цикла, рассказывает Ольга. Проект рассчитан на копродукцию России и Финляндии. Стоит отметить, что у проекта есть сайт и странички в социальных сетях. Авторы проекта ищут финансирование и сопродюсера, а также дистрибьюторов и сейлз-агента на территории в России. Бюджет с российской стороны составляет порядка 30 млн. руб.

Михаил Чурбанов посоветовал лучше продумать визуальное решение, в частности, как будет выглядеть морское божество. В качестве референса он предложил фильм «Сонная лощина» Тима Бертона, «только без отрубания голов». Алексей Петрухин привел рецензию на проект редактора своей компании: «Я слишком молод, чтобы представлять и видеть это на экране», а Дмитрий Якунин предложил податься с проектом на конкурс хорроров, проводимый компанией «10/09».

• Документальный полнометражный фильм Дмитрия Шарабанина «Прекрасное далеко» (Барнаул, Алтай). Жанр – художественно-документальная драма, коллективный портрет. Режиссер подчеркнул, что взялся за эту историю, потому что это история про него, про его поколение – история о родителях, которые выросли в 90-е годы в идеалах потребительства и ценностях капитализма, и их детях, которые думают, перенять идеалы родителей или выбрать свой путь.

В качестве героев – участники Барнаульского детского хора «Сентябринки» – сорок восемь девчонок и мальчишек в возрасте от 8 до 18 лет. Сюжетообразующая линия – подготовка к конкурсу. Драматургический конфликт – конфликт отцов и детей – перерастает в поколенческий конфликт, а затем и в конфликт мировоззрений. Бюджет проекта – 1 200 000 руб. Проведены технические съемки. Проект на стадии запуска, нужны продюсерская и техническая поддержка.

Эмилия Деменцова отметила, что авторы проекта нашли прекрасную и точную метафору – песню «Прекрасное далеко». Михаил Чурбанов же был категоричен: «В этой истории нет конфликта – просто зафиксировали некий этап жизни. Даже в документальном кино просто рассказ о ком-то или о чем-то уже не воспринимается». Евгений Субочев попросил конкретизировать, сколько съемочных смен предполагается, какая техника нужна, на что собираются снимать, решен ли вопрос о правах на музыку.

• Даниил Фэй (Казань) представил полнометражный анимационный фильм «Домой». Это пластилиновый мюзикл, создающийся на базе казанской студии FilmFay. На прогуливающуюся в лесу семью мышат напали вороны – и отбили мышонка. Через десять – в 1985 году в Сочи проходит всероссийский конкурс среди людей «Алая гвоздика». Мышонок понимает, что конкурс будет смотреть вся страна и если он попадет на экран, то каким-то образом сможет найти свою семью. Девиз проекта об обретении дома (как и все сказки, по мнению автора): «Кто верит, тот судьбу свою изменит».

• Татьяна Кузнецова (Казань) представила проект полнометражного игрового фильма «Мой любимый коллектор». Лирическая комедия рассказывает о том, как у Жени, стажера-коллектора, мечтающего стать банкиром, все было хорошо: квартира, машина и невеста Алина, пока наставник Альберт не передал ему безнадежное кредитное дело.

Татьяна Кузнецова рассказала, что к проекту создатели будут стараться привлечь в качестве партнера какой-нибудь банк, так как главный герой работает в банке. Владимир Батраков предложил авторам проекта переделать проект в короткометражку и интегрировать ее в альманах, над которым «Татаркино» сейчас работает.  

• Дамир Минибаев (Казань) рассказал об анимационном проекте «Охотник снегов». Это-история дружбы детеныша белого барса и маленькой девочки, отец которой оказывается браконьером. Чтобы спасти животное, девочка везет его в Москву. ПО дороге встречает помощника. Спустя несколько лет 17-летняя героиня и барс встречаются в казанском зоопарке.  

История основана на реальных событиях: в казанском зооботсаде в 2005 году действительно появился спасенный в Алтайском крае снежный барс по кличке «Тамерлан», который по сей день живет в Казани. Актуальность проекта связана с Годом экологии в России, а также недавним визитом Владимира Путина в Хакасию с акцентом на программу изучения снежного барса «Ирбис – снежный барс».

• Ильгам Низаметдинов (Казань) представил проект короткометражного фильма «Молочный волшебник». Это история о водителе грузовика, работающем на молочной фабрике, который помогает детям из детского дома, привозя им оставшееся молоко. Ильгам рассказал, что в начале хочет показать героя отрицательным, «потому что в конце он выступает положительным, а он же не святой».

Алексей Петрухин заключил, что пока это только идея, и предложил усилить конфликт главного героя – создать диссонанс: показать в начале его грубым, жульничающим и даже, возможно, приворовывающим. Тогда в конце у зрителей произойдет катарсис, когда станет понятно, что все, что герой воровал и выручал, он отдает детям. Тогда зритель будет счастлив, что герой оказался хорошим.

• Фаразан Утарбаев из Уфы заявила новый проект короткометражного фильма «Медведица, или нужный человек». У студента по имени Артем после клинической смерти появляется сверхспособность – он начинает видеть мертвых. И… влюбляется в девочку-призрака по имени Эльза. Объединит их любимая песня «Медведица» в исполнении группы «Мумий-Тролль». Спустя 40 дней после смерти душа Эльзы должна покинуть этот мир, и Артем больше не сможет ее увидеть. Эльза не говорит Артему, когда наступит ее сороковой день. Но он наступит, и он близок…

Бюджет фильма составляет 500 тысяч рублей. Оператором картины выступит уфимец Тимур Гонеев («Енмеш», «Из Уфы с любовью»).

Алексей Петрухин посчитал, что история не первична, но стоит больше развивать ее «трогательность». Филипп Абрютин и Дмитрий Якунин посоветовали рассмотреть возможность включить историю в альманах на данную тематику и  высказали желание помочь при переговорах с правообладателями музыки, на которой строится весь фильм.

• Ильфат Камалеев представил продолжение полнометражного боевика, основанного на национальном татарском колорите, который был снят в 2014 году, «Корыч 2» (в переводе с татарского «Стальной»). Первая часть фильма была настолько успешна в маленьких городах и деревнях Татарстана, что зрители сами упросили создателей снять продолжение фильма.

Действие картины проходит спустя четыре года после первой части фильма. Главные герои решили сыграть свадьбу, остаться жить и работать в родной деревне и в дальнейшем построить дом в красивом, укромном месте на окраине села. На протяжении фильма герои борются с местной мафией и чиновниками, которые вместо домов хотят строить мусороперерабатывающий завод. События сопровождают драки, похищения и, конечно, любовная история. Все заканчивается хорошо – молодые герои фильма выбирают деревенскую жизнь и решают поднимать и расширять красивое, экологически чистое село.

Татьяна Кузнецова Абрютин и Ольга Твайлайт Альбина Гумерова

ИТОГИ ПИТЧИНГА:

— Победителем питчинга в Казани стала Елена Рябцева, проект «Юман»
В качестве приза Елена получила продюсерскую и финансовую поддержку от кинокомпании «Русская фильм группа», а также техническую поддержку от компании «Canon».

Помимо этого, экспертная комиссия отметила все проекты, участвующие в питчинге дипломами со следующими формулировками:
— «За лучший драматический сценарий» – Альбина Гумерова, проект «Взаперти». Приз: пост-продакшн от кинокомпании «Русская фильм группа» на 300 000 руб., продюсерская разработка от «Свердловской киностудии» и скрипт-докторинг от сценарно-производственной лаборатории Dramakit.pro
— «За амбициозность проекта» – Ольга Твайлайт, проект «Черный риф»; 
— «За социальную значимость проекта» – Дмитрий Шарабарин, проект «Прекрасное далеко». Приз: Техническая поддержка от «Свердловской киностудии»; 
— «За популяризацию семейных ценностей» – Данил Фэй, проект «Домой»;
— «За смелый подход к нестандартной теме» – Татьяна Кузнецова, проект «Мой любимый коллектор». Приз: Сертификат на световое оборудование от киноплощадки «KINOLIFE.ME»;
— «За гуманизм и актуальность темы» – Дамир Минибаев, проект «Охотник снегов»
— «За творческий поиск» – Ильгам Низаметдинов, проект «Молочный волшебник»
— «За жанровую последовательность» – Фарзана Утарбаева, проект «Медведица или нужный человек». Приз: пост-продакшкн от продюсерского центра «Молодежные инициативы»; 
— «За создание народного кино» – Ильфат Камалеев, проект «Корыч 2».

«В Казани выстроилась индустриальная площадка по поддержке регионального и малобюджетного кино, впервые с таким охватом, целями и задачами. Она показала, чем и как живет кино в регионах, обозначила неравнодушных участников. Поддержку получили участники из Барнаула, Казани, Уфы. Вложения превысили затраты на саму организацию, работа велась по трем направлениям и во всех есть позитивный результат — 20 часов мастер-классов, 5 площадок, 3 направления, 9 часов дискуссий, 5 часов питчинга, более 1 000 посетителей», — подвела итоги питчинга руководитель форума «Время кино» Альбина Нафигова.

Прошедший питчинг показал серьезный уровень развития татарстанского кинематографа, повышенный интерес ведущих продюсеров к региону, и высокую подготовленность проекта. Организаторы форума «Время кино» планируют проводить подобные питчинги регулярно. Следующий питчинг в рамках Всероссийского питчинга дебютантов состоится в Воронеже 28-го апреля.

Подготовила Наталия Егорова