Эксклюзив: Виктор Ян Прокофьев о программе фестиваля «Святая Анна»

#

19 апреля стартует ведущий фестиваль киношкол России «Святая Анна». В этом году организаторы размахнулись на 430 фильмов, 7 площадок и даже на просмотр онлайн. Подробности – в эксклюзивном интервью с программным директором 24 Открытого фестиваля студенческих и дебютных фильмов ВИКТОРОМ ЯНОМ ПРОКОФЬЕВЫМ.

О площадках

На самом деле мы не впервые выходим за пределы Центрального Дома кинематографистов, который и в этот раз традиционно станет официальной площадкой фестиваля. Когда нам присылали в конкурс 200 фильмов (а не 600, как сейчас), мы показывали все и не умещались в Доме кино, при том, что было по 4 сеанса в день – проводили сеансы еще в «Художественном» и «Пионере».

Сейчас программы настолько разные, фильмы настолько разные, что нам нужно максимальное количество площадок, чтобы это не было сконцентрировано в одном месте.

Для показов мы хотели найти что-то центральное, хотели приблизиться к тем сетям, которые показывают авторское кино (хотя я не очень люблю этот термин), которые интересуются авторским кино и пытаются экспериментировать в плане кинопоказа, а не в плане кинопроката. И мы вспомнили про легендарные «35 ММ», где в последнее время проходит много актуальных индустриальных мероприятий – в том числе Питчинг Дебютантов и «Кинотекст» Лики Алексеевой. Мы вспомнили про кинотеатр «Звезда», где проходит, в частности, клуб короткометражного кино «Z-shorts». Мы вспомнили про «Каро Арт», которые появились пару лет назад и также поддерживают независимые фестивали. Они мгновенно отреагировали и предоставили один из залов своей кинотеатральной сети. Мы вспомнили про «Дом 12», где мы будем устраивать вечеринку открытия. У них очень уютный и профессиональный кинозал. Мы там будем показывать программу «Midnight Shorts: Хоррор, саспенс и апокалипсис». К нам также обратился Культурный центр ЗИЛ – у них есть киноклуб короткометражного кино.

В результате на этом фестивале более 30 сеансов состоятся в Белом, Конференц- и Малом залах Дома кино. А также кинопоказы «Святой Анны» будут также проходить в кинотеатрах «ЗВЕЗДА» и «ФАКЕЛ» – наших давних друзей.

13076941_1002541943160921_5045806977347080507_n

Виктор Ян Прокофьев и продюсер фестиваля Оксана Михеева

Про конкурс

На конкурс было подано 596 заявок (фильмы производства 2016-2017 гг.). Отобрали мы 430.

Все присылаемые нам заявки мы долго разбираем и досконально вычитываем. Иногда авторы присылают фильмы 2014 года. Или сразу три фильма, за весь процесс обучения, а по регламенту от одного автора мы можем допустить только один фильм. При этом мы даем самим авторам право выбрать, какой фильм показывать. Но они, как правило, перекладывают ответственность на нас, и нам приходится советовать, какая работа будет выглядеть конкурентоспособней, выделяться в программе.

К сожалению, мы фильтруем копродукционные фильмы, так как по регламенту не можем показывать работы, созданные в соавторстве с профессионалами из других стран или имеющие (как иногда у дипломного проекта) международного куратора: по регламенту мы представляем только российские киношколы и фильмы российского производства. Также в настоящее время мы отсеиваем работы, которые нам присылают из бывших союзных республик. Например, в этом году огромное количество работ пришло к нам из Киргизии и Белоруссии. Еще фильмы, превышающие стандартный хронометраж. Таким образом, около двухсот работ пришлось откинуть. А 430 – это действительно тот результат, который мы в этом году представляем.

Еще порядка 30 фильмов мы лишились, потому что их авторы хотели получить премьеру на фестивале «Движение», который запрещает, в отличие от «Кинотавра», показываться на «Святой Анне».

Я лично отсмотрел все 600 зарегистрированных картин. Это же моя работа, это моя профессия, и, честно говоря, мне нравится этим заниматься. Когда десять лет назад я был программером ВГИКовского фестиваля, я буквально заставлял себя все смотреть. А сейчас я буквально жду декабря, когда мне начнут приходить ссылки по «Святой Анне».

Про жюри

На самом деле очень хочется в одном составе соединить новое поколение и поколение академическое, поколение классиков, которые бы встречались на этой площадке и сообща оценивали молодое кино.  И когда я думал о кандидатуре Председателя жюри этого года, я думал, что нам нужен суперпрофессионал, абсолютный авторитет, который знает студентов, знает советский кинематограф, знает российский кинематограф и продолжает работать в кино.

С уходом Владимира Ивановича Юсова, который с первой по семнадцатую «Святую Анну» являлся бессменным и почетным членом жюри, отвечающим за номинацию по части операторского мастерства, мы на протяжении нескольких лет возвращались к педагогам ВГИКа, размышляя, кто лучше мастера операторского факультета старейшей киношколы может объективно оценивать работы начинающих профессионалов. В итоге мы привлекли Михаила Леонидовича Аграновича, который выпустил несколько операторских мастерских, он и сейчас преподает и, более того, обладает режиссерским опытом. Его дети снимают кино и занимаются фестивальным движением. Предложив ему возглавить жюри этого года, мы, мне кажется, верно определили человека, способного совершить открытие в молодом кино.

В компанию Михаилу Леонидовичу мы позвали Елену Михайловну Стишову, которая является главным историком, теоретиком, человеком, формирующим современный кинопроцесс. У нее очень светлая голова в плане анализа и категоризации выходящих в российский прокат фильмов. Елена Михайловна выпустила несколько книг по российскому кино и постоянно находится в поиске, как она сама выражается «российской шероховатости» в слаженном и чрезмерно продуманном современном кино.

С другой стороны, мы пригласили дерзкого, амбициозного Романа Каримова, который выступает не только как режиссер картин по собственным сценариям, но также как композитор, продюсер, и даже пиарщик своих фильмов. Он четко обладает собственным почерком – если слышишь фамилию «Каримов», сразу понимаешь, о каком кино идет речь. Он был когда-то в жюри «Святой Анны» вместе с Павлом Лунгиным. В тот момент мы соединяли классика с совсем молодым автором – Каримов тогда только выпустил свой второй полнометражный фильм. И по итогам той «Святой Анны», благодаря Роману, несколько фильмов были отмечены дипломами, что стало для их авторов действительным толчком – они до сих пор продолжают карьеру в кинематографе. Здесь же он отметил для себя оператора Сашу Тананова, с которым снял свой следующий фильм «Все и сразу». И Любовь Аксенова, которой он вручал приз «Открытие фестиваля», сыграла позже у него в фильме «Гуляй, Вася!».

В жюри вошел сценарист Андрей Золотарев, у которого большой телевизионный бэкграунд – он автор телепрограмм, который при этом проявил себя удивительным образом в кинодраматургии: фильмы «Призрак» и «Притяжение» – одни из самых заметных и жанровых в отечественном кинематографе последнего периода, на мой взгляд. Они хорошо написаны, драматургия грамотно выстроена – Золотарев умеет работать с текстом. При этом он схватывает актуальность, вероятно, благодаря телевизионному опыту. Он новичок, своеобразная «свежая кровь» в составе жюри.

Продюсер Роман Борисевич, который интересуется авторским кинематографом и занимался продвижением обозначенных «новых тихих» – Попогребского, Хлебникова и Хомерики. Он дополнил список постоянных авторов Михаилом Местецким, который никогда не участвовал в «Святой Анне», но тоже пришел в индустрию благодаря лихим короткометражкам. Также в жюри актриса Наталья Павленкова, карьера которой, как она шутит, началась в зрелом возрасте, и которая пару лет назад даже получила приз на «Святой Анне» за лучший актерский ансамбль в фильме «Холодильник» Максима Кулагина. Наталья Николаевна давно преподает в Щукинском училище, она уважаемый педагог, доцент, однако ее карьера в кино развернулась достаточно недавно. Она для меня золотая середина классика и кинематографиста свежей волны: она преподает мастерство молодым актерам, задействована в нескольких регулярных театральных постановках и сотрудничает с новейшими режиссерами – Иваном И. Твердовским, Максимом Кулагиным, Ксенией Зуевой и Светой Сигалаевой. Павленкова блестяще демонстрирует актуальность, репрезентует новое кино, при этом имея неоспоримый страж и авторитет.

Замечательный Денис Шабаев, выигравший два года назад «Святую Анну» со своей выпускной работой «Вместе», успел снять полнометражный документальный дебют «Чужая работа», отмеченный на прошлом «Кинотавре» как лучший дебют. Этот фильм соткан из абсолютной реальности, но в нем считывается мотив многоуровневой драматургии, что для меня явилось абсолютным открытием прошлого года.

За анимацию отвечает Ирина Марголина – классик анимационного кино в нескольких проявлениях: и продюсера, и режиссера, и сценариста. Я с нетерпением жду финального заседания, чтобы услышать, как такой мощный состав жюри будет обмениваться мнениями и выделять фаворитов программы этого года.

Про авторский взгляд

Мне не нравится термин «авторское кино» потому что он воспринимается неоднозначно. Когда разговариваешь с человеком из индустрии и употребляешь этот термин, он тебя обычно понимает. В разговорах с человеком не из индустрии – с новым знакомым или на публичных обсуждение в просмотровом зале, при употреблении этого термина человек начинает пугаться, представлять себе что-то мрачное, депрессивное, со сложным художественным решением. Для себя я довольно часто выделяю автора – это человек, который приходит и заявляет о себе, обозначает своей короткометражкой определенный жанр, понятную ему повседневность, художественный уровень.

Если мы будем говорить о последних открытиях «Святой Анны», то здесь сильно прозвучало в хорошем смысле слово «автор». И фильм Дарьи Власовой «Масоны», и фильм Кирилла Плетнева «Настя» – это чисто авторские фильмы, созданные, исходя из личного опыта режиссеров, их взглядов на актуальность и профессиональной подготовки. Вряд ли картины «Настя» или «Мама» могли быть сняты, например, телевизионным режиссером – тогда бы в них все было бы иначе выстроено, заявлена другая эстетика.

В этом году на «Святой Анне» будет показан ряд жанровых фильмов, которые сняты просто ради того, чтобы вызвать у аудитории смех. В них нет ничего такого, что я смог бы назвать «авторским материалом». В них звучат те же шутки, что мы слышали раньше, те же лица, которые мы видим на телевидении или скетчах, темы, диалоги и ситуации повторяются, приемы комического заимствуются. Это неплохо, но вряд ли автор, идущий по пути востребованного, станет открытием и прозвучит в дальнейшем.

Авторский взгляд часто подразумевает сугубо личную историю. Режиссер понимает свою тему, прикладывает умения в создание определенного сюжета. И если заход искренний, и современный, получится, как правило, хороший результат, который будет заметен не только на «Святой Анне». Обозначенные мной Плетнев, Власова и Шабаев – все лауреаты одной 22-ой «Святой Анны», выиграли после нас ряд других значимых фестивалей и даже частично вышли на следующий уровень – широкой аудитории.

Про Ленина и Альцгеймера

В этом году было прислано рекордное количество фильмов, примерно 6 штук, рассказывающие о болезни Альцгеймера. И четыре из этих фильмов попали в программный лист – а значит, мы будем их показывать. Отборщикам и членам жюри было интересно наблюдать, как эта тема неожиданно заявилась в коротком метре. Каждый из авторов подошел с точки зрения иносказательности этого диагноза. Кто-то повествует о нем отстраненно – на уровне остросоциального подхода. Кто-то рассказывает об этом сочувственно. Кто-то рассматривает тему на уровне симптоматики, такой фильм снят «эпилептическим» монтажным способом.

Странно, что сейчас почти не возникает тема празднования 100-летия Октябрьской революции. В то же время в этом году с разных сторон пришло три фильма о Ленине – и они будут показаны в одном сеансе в Доме кино. Одна из авторов – Екатерина Данченко из Ростова-на-Дону, которая училась во ВГИКе на сценарном у Арабова. В ее, в какой-то мере абсурдистском, фильме несколько человек из разных мест, разных социальных слоев и этнических групп случайно встречаются в аэропорту и обсуждают вопрос, нужны ли памятники Ленину в России и что с ними необходимо сделать. При этом они выясняют, что каждый из них родился или жил на улице Ленина. То есть, по сути, это часть нашей жизни, но мы это отвергаем, либо не заостряем на этом внимания.

Еще один фильм студента ИСИ рассказывает о пожилых брате и сестре, между которыми лет десять разницы и которые постоянно спорят, потому что сестра – горячая поклонница Ленина, а брат – абсолютный приверженец современной власти. С их точки зрения, это две абсолютно разные системы, которые не могут найти точек соприкосновения.

Третий – экспериментальный фильм на стыке жанров от Высших режиссерских курсов: девушка ходит по Арбату и спрашивает у прохожих, чем для них является фигура Ленина. При этом для себя она его позиционирует даже как романтического героя, в идеи которого свято верит.

Не очень понятно, откуда фигура Ленина возникла сейчас в произведениях молодых людей, но он оказался им интересен. И если годовщина Октябрьской революции пока не всплывает, я предлагаю ее отметить кинематографически на показе этих трех фильмов.

Помимо трех фильмов о Ленине и четырех о болезни Альцгеймера в программный лист вошли два с половиной фильма о каннибализме, все уровня черной комедии. Также мы покажем несколько работ о самой желанной современной профессии – фрилансе, которые строго выстроены на вопросе ценности времени. Есть два отличных документальных фильма про цирк – драматический и мистический. Ну, и конечно, стандартный набор «Святой Анны»: бездиалоговые учебные фильмы, экранизации и даже большая программа сверхкоротких хорроров.

unnamed (9)

О формировании программы

Мне очень пригодился опыт фестиваля ВГИК, когда мне приходилось показывать на одной площадке в течение пяти дней фильмы разных мастерских одной киношколы. И этот опыт мне помог, научил, как не стать заложником одной школы или эстетики. Здесь приходится отказывать альма-матер в пользу других. Потому что в рамках фестиваля важно показать все проявления современного молодого кино. В то же время к независимым авторам, которые присылают нам свои работы из Перми или Екатеринбурга, мы всегда очень внимательно относимся и стараемся дать им экран. Главный достижением является стремление показать максимально разные фильмы из разных мест, охватить наиболее широкий контекст.

Часть конкурсной программы вынесена в Сеть. В программе напротив фильмов, которые будут показываться онлайн, стоит соответствующий значок – их можно посмотреть уже сейчас. Конечно, прежде всего их будут смотреть сами участники и их окружение. Вторая часть аудитории – это подписчики нашей рассылки, которая включает большое количество участников фестиваля прошлых лет, а также редакторов теле- и кинокомпаний, которые каждый год просят нас предоставить фильмы к просмотру. Раньше это все было сложнее – теперь мы отсылаем их к онлайн-каталогу.

Также мы пытаемся наладить общение с новой платформой «Пилигрим», которая показывает фильмы в сети и вводит процесс поощрений – после просмотра можно перечислить непосредственно автору любую сумму денег. Пока мы там показываем победителей прошлых лет, а в дальнейшем хотелось бы создать подборку фильмов, которые можно увидеть только онлайн, не дожидаясь фестивальных премьер, на которых сейчас все немного помешаны, и я не могу объяснить почему. Надо понимать, что в Сети картины могут иметь достаточное количество просмотров и быть обсуждаемы – хотелось бы не ограничиваться фестивалями и укреплять бренд «Святой Анны» не только как фестиваля, но и вообще открытой площадки для короткого метра.

Мастер-класс верного обещания Валерия Тодоровского

Его можно обозначить как кинематографиста, которого практически невозможно заполучить. Мы договорились о проведении мастер-класса еще в прошлом году, назначили дату и время в момент, когда он как раз готовился к постпродакшну выходящей сейчас на экраны «Большой». Однако в последний момент Валерий Петрович не смог провести заявленный в рамках фестиваля мастер-класс, поскольку ему нужно было уехать. Тем не менее, он обещал сдержать свое обещание и встретиться с молодыми профессионалами. В июне прошлого года мы устраивали викенд «Святой Анны» на дизайн-заводе FLACON, планировали заманить его туда, но он снова не смог появиться и пообещал вернуться с мастер-классом позднее. И вот, наконец, это произойдет 20-го апреля в 12:00 в Белом зале Доме кино.

На прошлом ММКФ была программа грузинских короткометражек, и я, являясь большим поклонником этого отдельного направления советской кинематографии, пошел ее смотреть. К моему удивлению, многие мои коллеги, современники по фестивалям и походам в бар по пятницам, не видели этих картин и не знают о творчестве культового и легендарного мастера короткого сюжета Михаила Кобахидзе. Мы обратились с просьбой к сценаристу, режиссеру и педагогу Ираклию Квирикадзе провести мастер-класс, на котором он будет по примеру грузинской короткометражки разбирать это уникальное произведение с точки зрения задумки и реализации и заодно покажет одну, а может и несколько из них.

Алишер Хамидходжаев проведет мастер-класс по операторскому мастерству, современной технике и отличием работы оператора над игровой, документальной и короткометражной картиной.

Также в рамках образовательный программы состоится линейка лекций, например, о функциях второго режиссера – очень востребованной и почти не освещенной в теории профессии. Там же состоится освещение профессии шоуранера, а еще продюсерский лекторий, презентация нового Питчинга Дебютантов и Круглый стол о фестивальном движении, на котором мы с Оксаной Михеевой, нашим продюсером, попробуем проанализировать популярность недавно появившихся фестивалей и пригласим экспертов в этой области, сообщив о нескольких новых проектах и проанонсируем будущий тур «Святой Анны», который в этом году развернется в Хакасии.

В общем, нас ждет невероятно насыщенный год!

 

Беседовала Наталия Егорова