Федор Бондарчук: «Притяжение»- это история про мир сегодняшний и про нас»
17 января в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «КАРО.Арт» состоялась встреча с режиссером Федором Бондарчуком в формате public talk. Многообещающее название мероприятия «Федор Бондарчук: лекция о кино. Притяжение. Под знаком строгой секретности» было оправдано: зрителям не только рассказали о процессе создания картины, но и показали первые впечатляющие 16 минут фильма.
Федор Сергеевич обозначил, что данная встреча – это первый шаг, возможность поделиться, рассказать о новом фильме «Притяжение» и профессиональному сообществу, и зрителю.
Модератор встречи, кинокритик Антон Долин, размышляя о важности фильмов о пришельцах для человечества, отметил, что это первый русский фильм на подобную тему.
Антон Долин: «Почему тема «о пришельцах», начиная с Жоржа Мельеса, не теряет своей актуальности? Дело не только в техническом прогрессе. Комбинация истории любви и встречи с пришельцами, вроде бы странная, но на самом деле не странная. Встреча с жителями другой культуры, как и история любви – это встреча с чужим и нахождение с ним общего языка. То есть диалог. Кино – это всегда диалог».
Режиссера Федора Бондарчука пригласили на сцену вместе с сопродюсерами и авторами идеи фильма – Михаилом Врубелем и Александром Андрющенко, которые рассказали, что идея фильма выросла из реального случая в районе Москвы Бирюлево: противостояния русских людей и лиц ближнего зарубежья. Впоследствии Бирюлево превратилось в Чертаново, а лица ближнего зарубежья – в пришельцев.
Антон Долин: Проблема российского кино и общества вообще – не умение жить сегодняшним днем. Как Вы не побоялись, снимать здесь и сейчас?
Федор Бондарчук: «Я очень боялся. День завтрашний и время прошлое – это стены, за которыми ты можешь скрыться, придумать мир и этим себя дистанцировать». Вот что режиссер сказал о выборе современной фактуры: «Ты знаешь этот мир и имеешь право его критиковать. Это история про мир сегодняшний и про нас».
Этот мир знали и сопродюсеры – именно Михаил Врубель и Александр Андрющенко, начинающие кинематографисты, отправили заявку в Facebook соучредителю кинокомпании Art Pictures Studio Дмитрию Рудовскому. Наглость, действительно, второе счастье.
Михаил Врубель: «Делать нужно что-то новое. Мы уже видим тренд последних лет в больших фильмах – возвращаться к прошлому в тех или иных формах. Нужно от этого уходить. Говорить о сегодняшнем мире, проблемах, пусть и так разножанрово, как это сделано в «Притяжении», – в фильме, на чем сделал акцент Антон Долин, сочетание маленького (любовная история) с большим (блокбастер), «удивительное взаимодействии разножанрового материала».
Федор Бондарчук: «Я называл «Притяжение» – «маленький фильм про любовь». Только в IMAX.
Михаил Врубель добавил, что в процессе работы было создано 60 вариантов сценария.
Александр Андрющенко, был не только автором идеи, но и режиссером монтажа. На вопрос, будут ли какие-то эксперименты с монтажом, Федор Сергеевич ответил: «Я надеюсь, что монтажа не будет видно вообще».
Режиссер рассказал и о съемочной группе: «Я поменял всю группу. От старой команды, с которой я работал с 2004 года, осталась только художник-постановщик Жанна Похомова. Все, с кем я делал эту картину, – молодые кинематографисты». А также поделился своими эмоциями от процесса работы над фильмом: «Совершенное волшебное время творчества Второе значение ощущение и состояние на съемочной площадке с первого дня я увидел до сегодняшнего дня – загадка притяжение, притяжение людей, эмоций, фактур».
Антон Долин: В Америке, когда говорят о таком притяжении актеров и истории, используют слово «химия». Есть классики и молодые, начинающие актеры. Это был риск, или предложение продюсеров?
Федор Бондарчук: «Да, это химия. Это что-то невероятное. У исполнительницы главной роли Ирины Старшенбаум нет актерского образования, и, слава Богу, (восторженно) – ничего подобного я не видел. Мы забыли про «медийные лица». Все дружно влюбились в своих артистов. Я хочу сказать, что актеры Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов – они просто «звери», палитра невероятная, могут сыграть все, что угодно».
На вопрос о взаимодействии молодых актеров и мэтров отечественного кино (в картине снялись – Сергей Гармаш, Людмила Максакова, Олег Меньшиков) режиссер отметил уважение младшего поколения к профессии и поделился своими воспоминаниями о первом опыте работы с актером Олегом Меньшиковым в фильме Филиппа Янковского «Статский советник».
На встрече присутствовали актеры Ирина Старшенбаум и Александр Петров. Режиссер наглядно рассказал, как проходили пробы. Актерам предлагалось сыграть не только свои роли, но и второстепенные, объект и даже ветер.
«Утром звонок в дверь. Стоит Федор Сергеевич с цветами и шампанским, – делится секретной информацией актер Александр Петров о предложении сняться в фильме «Притяжение» и работе над ролью. – У меня все в жизни происходит интуитивно. Главное понимать, что делать. Когда ты понимаешь, что делать, ты понимаешь, как играть. А фантазия – она рождается сама».
Ирина Старшенбаум: «Когда ты читаешь историю и понимаешь, что она твоя, притяжение, действительно, появляется».
Звуковой образ инопланетян претворил в жизнь саунд-дизайнер Дэйв Уайтхед из Новой Зеландии – создатель звуковых эффектов к таким фильмам как «Хоббит», «Прибытие», «Район № 9». О создании пришельца компания Main Road Post во главе с Арманом Яхиным подробно рассказали на CG Event – https://moviestart.ru/2016/12/09/cg-event-stoya-na-meste-bezhat-s-dikoj-skorostyu/.
Федор Бондарчук о Дэйве Уайтхеде: «Его внутренняя свобода, техника и опыт – это невероятно, он постоянно в профессии, и это изумительно».
Антон Долин: «Притяжение» – это, так называемый, блокбастер. Кино с самого начала было зрелищем, аттракционом. Как ты пытался наладить баланс между аналоговым и настоящим, человеческим и сверхчеловеческим, эффектным и трогательным?»
Федор Бондарчук: «Если говорить о балансе, у меня есть сценарий, у меня есть драматургия, актерские сцены, команда, оператор, который понимает нужную грань. Мы вырезали все кадры, похожие на рекламные, которые из старой жизни. Наснимали их много. Оставили, в основном, ручную камеру. Мы убрали все нарочито пафосное. Говорят, что кино рождается три раза: в сценарии, на съемках и монтажном столе. Сейчас я могу добавить четвертый – постпродакшн. Арман (Арман Яхин – генеральный директор студии Main Road Post) сразу понял этот баланс».
Перед ответами на вопросы из зала, присутствовавшим показали начало фильма. Зрители, не ожидавшие такого подарка, были под впечатлением и от колец Сатурна, и от шапки героини, и от собаки, отсылающей к киношедеврам XX века.
Федор Сергеевич признался, что секреты еще остались. В прокат фильм выйдет 26 января. Премьера в киноцентре «Октябрь» состоится 24 января, а вот 22 января будет неофициальная премьера – в кинотеатре района Чертаново. Своими впечатлениями от них режиссер обещал поделиться в следующий раз.
https://www.youtube.com/watch?v=Qcov4WPcTE4
Мария Петрова, www.moviestart.ru
Фото: Александр Толстов, SPLETNIK.RU