Портрет идеального исполнительного продюсера
11 июля в Московской школе кино состоялся круглый стол, посвященный вопросам профессии «Исполнительный продюсер». Участники дискуссии обсудили различия в понимании профессии в России и за рубежом, озвучили основные компетенции, которыми должен обладать эффективный исполнительный продюсер, уделили время вопросам образования и профессиональной подготовки кадров, а также выделили карьерные траектории в продюсировании.
В дискуссии участвовали: Александра Ремизова – ведущий продюсер компании «Среда»; Родион Павлючик – генеральный продюсер компании «PRIOR Group»; Ольга Полесицкая – исполнительный продюсер «PRIOR Group»; Анастасия Корецкая – исполнительный директор компании «COSMOS studio»; Дмитрий Шутко – куратор программы «Продюсирование» Московской школы кино, модератор круглого стола.
Первым выступил Дмитрий Шутко, сделав небольшой исторический экскурс в реалии российской и американской индустрии, он выделил основные различия в понимании профессии «исполнительный продюсер» в нашей стране и за рубежом:
— Исполнительный продюсер в американской индустрии – это человек, который представляет интересы большой кинокомпании, инвесторов или дистрибьюторов. Он является надзирающим органом: следит за бюджетом, проверяет контракты, контролирует съемки, следит за тем, как развивается проект. В истории российской индустрии исполнительный продюсер осуществляет съемку на съемочной площадке совместно с режиссером, он вынужден совмещать решение творческих вопросов с вопросами, которые связаны с бюджетом, сроками производства фильма, постановочными планами и так далее.
По мнению Родиона Павлючика, в американской системе executive producer ближе к тому, что в России называется «генеральным продюсером», также он пояснил, в чем разница между генеральным, креативным и исполнительным продюсерами в российской индустрии:
— Генеральный продюсер – это человек, который сам приносит идею, подбирает сценариста, режиссера, актера, несет проект на телевизионный канал. Собирает команду, в том числе нанимает исполнительного и креативного продюсеров, формирует бюджет, даже занимается дистрибуцией. Дальнейший коммерческий успех фильма – это тоже зона ответственности генерального продюсера. Креативный продюсер – это человек, который отвечает за творческую часть процесса, он общается со сценаристом при написании логлайна, знает основную идею и воплощает ее в жизнь, контролирует художественное качество съемочного процесса. А исполнительный продюсер – это человек, отвечающий за все, что происходит на съемочной площадке. Он действует в рамках установленного бюджета и выйти из него не может. Вся организация, вся головная боль съемочного производства ложится на плечи исполнительного продюсера.
Несколько слов о работе исполнительного продюсера добавила Александра Ремизова:
— Обычно, все ложится на плечи исполнительного продюсера. Например: вам условно дают сто рублей, и за эти деньги необходимо придумать так, чтобы все было интересно, чтобы режиссер не капризничал и получал то, что он хочет, оператор снимал на ту технику, которую он хочет, художники все построили в декорациях, потому что никто не хочет снимать в тесной квартире, и ты один должен все это решать.
Также Александра рассказала о функциях линейного продюсера, который сейчас тоже выделен в отдельную категорию продюсеров. В его обязанности входят, помимо прочего, юридические аспекты кинопроизводства:
— Сегодня все работают официально, и между линейным продюсером и агентами актеров, режиссерами, операторами – официальные юридические отношения. Согласование дат, договоров, финансовая отчетность… Это все ложится на плечи линейного продюсера, это огромная ответственность и очень тяжелая работа.
Далее на обсуждение был вынесен вопрос о необходимых качествах и навыках, которые в ближайшие 3-5 лет будут требоваться от исполнительных продюсеров, а именно: понимание съемочного процесса и основ драматургии, знания в области авторского и контрактного права, осведомленность о специфике работы каждого сотрудника съемочной группы, способность к самоорганизации.
— На плечах исполнительного продюсера лежит такой колоссальный объем организационной работы, что просто необходимо уметь себя структурировать. Кроме управленческих навыков, когда исполнительный продюсер руководит процессом изнутри и знает, кто и что должен сделать в конкретную минуту, важны знания в психологии: уметь договориться с другим человеком, увидеть проблему заранее и знать, как ее решить, – Родион Павлючик, генеральный продюсер компании «PRIOR Group».
— Всегда должен быть диалог между режиссером и исполнительным продюсером, чтобы на выходе получить тот уровень проекта, на который рассчитывали, — добавила Александра Ремизова, ведущий продюсер компании «Среда».
По мнению Родиона Павлючика исполнительный продюсер должен уметь договариваться с различными властными структурами и, обязательно, быть финансово грамотным:
— Главная задача и главное достижение – это грамотно распределить средства. Чем глубже исполнительный продюсер будет знать и вникать в процесс, тем лучше картина окажется.
Анастасия Корецкая добавила, что неотъемлемым качеством продюсера является осведомленность о том, что происходит на рынке, и полное понимание процессов, идущих в индустрии:
— Исполнительный продюсер должен отсматривать большинство современных российских проектов, для того, чтобы понимать, кого, например, пригласить на работу, и зарубежных картин, чтобы иметь ориентир для развития.
Ольга Полесицкая, в свою очередь, упомянула стрессоустойчивость как залог эффективности специалиста будущего.
В процессе обсуждения компетенций, которыми должен обладать исполнительный продюсер, Родион Павлючик заметил, что исполнительный продюсер должен быть определен уже на стадии заявки:
— Когда заявку берем в разработку, сразу определяем исполнительного и креативного продюсера. Креативному продюсеру мы можем отдать решение о том, кто будет выполнять сценарную работу, а исполнительный продюсер подключается для подбора студии. В это же время определяется канал, для которого будем работать, поэтому сразу определятся бюджет. И пока сценарист работает над проектом, исполнительный продюсер может сразу отфильтровать сцены невыгодные для бюджета.
Дмитрий Шутко отметил, что многие действующие исполнительные продюсеры не имеют профильного образования, и, в большинстве случаев, пришли в профессию либо из других областей, либо выросли из администраторов и помощников на площадке. Но сегодня индустрия развивается очень активно, и требуются уже готовые, обученные специалисты. Поэтому становится актуальным вопрос организации эффективного обучения будущих продюсеров.
Рассуждая о процессе подготовки, Родион Павлючик отметил, что учиться кинопроизводству за партой — бессмысленно, поэтому нужно практиковаться на реальных проектах, стажироваться в студиях, работать ассистентом на площадке. Его позицию поддержала Анастасия Корецкая, которая так же высказалась о необходимости развивать в студентах навыки менеджера:
— Мне кажется, что очень важно дать хотя бы базовые навыки по ведению переговоров и выходу из сложных, кризисных ситуаций. Также очень важно дать некоторые навыки самопрезентации, эмоциональному лидерству и взаимодействию со своими подчиненными.
— В подчинении у исполнительного продюсера обычно от 50 до 250 человек, и конфликтные ситуации неизбежны. Мне было бы гораздо легче, если бы я смогла пройти это все на занятиях, а не на площадке, учась на своих ошибках, — добавила Александра Ремизова, ведущий продюсер компании «Среда».
Родион Павлючик отметил, что необходимо создавать альтернативные подходы к обучению специалистов для киноиндустрии, за образец он предложил взять университет в Южной Калифорнии:
— Там первый год все учатся вместе, там нет разделения на оператора, режиссера, продюсера и т.д., они ходят всей толпой и по очереди пробуют профессии друг друга, а специализация у них начинается на втором курсе. На первом курсе идут основы киномастерства, они все пишут сценарии, все стоят у камеры, и поэтому в последующем коммуникации внутри группы принципиально по-другому выстраиваются, все друг друга понимают, все понимают проблемы другого цеха.
Дмитрий Шутко добавил, что неплохо было бы нашим настоящим и будущим специалистам освоить зарубежный софт позволяющий оптимизировать работу исполнительного продюсера:
— Этот софт начинается от написания сценария, до бюджетирования, до создания детального анализа сценария по всем департаментам, и, исходя из этого, делается календарно постановочный план (КПП), и, таким образом, ускоряется процесс обработки информации.
— Это очень важно, все работают с одним продуктом, с одной версией сценария, и если возникает какое-то изменение, например, замена актера или изменение объекта, это пересчитывается сразу автоматически и никто не тратит сутки для того чтобы изменить проект. А переверстывать КПП, если он сделан в «Word», — бессмысленно, а в «Excel» — очень тяжело, — поделился своим опытом работы с профессиональным специализированным ПО Родион Павлючик, генеральный продюсер компании «PRIOR Group».
Далее дискуссия перешла в обсуждение перспектив карьерного роста для уже действующих исполнительных продюсеров.
— Логично, когда исполнительный продюсер перерастает в ведущего продюсера, совмещает в себе творческие функции, от поиска идей для сюжета до полной его реализации, — выразила свою точку зрения Ольга Полесицкая, исполнительный продюсер «PRIOR Group».
Если у человека творческая жилка, то он будет развивать свои идеи, а если организационная, тогда это другой путь: создание своего продакшна, который оказывает услуги по производству фильмов, — дополнил Родион Павлючик, генеральный продюсер компании «PRIOR Group».
В завершение встречи спикеры обсудили предложение Александра Цекало, который на церемонии вручения премий АПКиТ озвучил необходимость введения новой номинации для исполнительных продюсеров. Участники круглого стола пришли к выводу, что работу этих специалистов могут оценить только внутри компании, так как объективных критериев для оценки со стороны не существует.
На прощание Дмитрий Шутко шутливо подметил:
— Надеюсь, мы вдохновили уважаемую аудиторию рассказом о том, что все кино делает исполнительный продюсер.
Подготовила: Руфина Алешина