MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Short Film Days > Советы молодым кинематографистам

Советы молодым кинематографистам

В конце декабря, по традиции, уже в 6-й раз, Молодежный центр Союза кинематографистов России стал организатором Всероссийской акции «День короткометражного кино». Проект поддержали Фонд Президентских грантов, Национальный фонд поддержки правообладателей, Администрации регионов России и многие другие. В период с 15 по 25 декабря прошли некоммерческие показы короткометражных фильмов на 796 площадках, в 65 регионах России, 15 странах мира, в 276 городах. 

В рамках проекта состоялись также флешбом «Мой первый короткий метр», опрос «Коротко о коротком», «Ночь короткого метра». 

В Точке кипения АСИ состоялась деловая и образовательная программа, посвященная продвижению короткого метра, европейским площадкам, грантам и питчингам, а также дискуссия на тему «Короткий метр: жанровое кино или авторский эксперимент». 

В свежем номере газеты СК-новости были опубликованы фрагменты обсуждений. Знакомим вас с материалом.

О фестивальном продвижении и участии в зарубежных программах

Елена Коржаева, фестивальный дистрибьютор CinePromo:
Что дают фестивальные отправки? Они позволяют получить стороннюю независимую профессиональную оценку. Лайки друзей или даже мастера, это хорошо. Но фестивали – специализированные мероприятия, которые посещаются профессионалами индустрии. Их оценка важна и весома. 

На фестивальные селекции и призы обращают внимание продюсеры. Это важно. На фестивальные селекции и призы также обращают внимание в Министерстве культуры и Фонде кино, важна фестивальная история продюсера и режиссера. 

Также фестиваль – один из поводов заявить о себе в СМИ и создать вокруг вас и вашего фильма «информационный шум». Это важная часть маркетинговой стратегии фильма. 

Фестивали формируют насмотренность. К большому сожалению, авторы не имеют привычки смотреть, что создают их коллеги. Люди приходят на только свой фильм, приглашают своих родственников, друзей, а с других показов уходят. Мы рекомендуем смотреть все фильмы, чтобы видеть тенденции и тренды. 

Фестивали включают в себя образовательную часть, лекции, мастер-классы. Это отличная возможность получить новые знания и познакомиться с весомыми игроками индустрии. 

Если говорить о ключевых ошибках, которые допускают молодые авторы при отправке фильмов на фестивали, можно выделить следующие: 

Субтитры — это супер важно, сами их никогда не делайте, всегда обращайтесь к профессионалам. 

Права на музыку должны быть очищены — нельзя использовать ни секунду, ни минуту, вообще нисколько. У вас на любую музыку, на любой звук должен быть составлен договор с композитором. 

Очень коротко также расскажу про рекомендации для поездок на фестивали. Во-первых, на фестиваль нельзя просто так приехать и думать, что с вами будут происходить чудеса и волшебство. Нужно обязательно составлять сетку встреч. Особенно, если вы едете на какой-то крупный фестиваль. Обычно крупные фестивали имеют свои платформы, где вы можете там связываться заранее с закупщиками контента, продюсерами, дистрибьюторами-отборщиками и согласовывать время встречи. Обычно на каждую встречу закладывается минут 15. 

На крупных фестивалях есть закрытые вечеринки. Порой это очень важная штука, потому что обычно на этих неформальных мероприятиях заключаются договоры. Ими славится Каннский фестиваль, и Венецианский фестиваль, и другие фестивали.

Татьяна Федоровская, режиссер, участница Berlinale Talents:
Если вы хотите просто попасть как участник на Berlinale Talents, то вам нужно очень хорошо и внимательно заполнять большую анкету. Вы должны быть откровенны, вы должны оставаться самой собой – никаких формальностей, максимум вашей страсти, вашего желания. И если у вас есть какая-то работа, какую вы хотите донести, тема или сценарий, обязательно о ней расскажите. Отборщики могут потом вам подсказать и с кем-то соединить, свести. Они — очень отзывчивые, кстати, ребята. В заявке вы также указываете мотивацию, почему именно ваш проект должен быть снят, что вы хотите этим сказать. Это, конечно, какие-то такие базовые вещи, но вы должны быть максимально открыты, подробны и откровенны.

Марина Наумова, агент по ко-продукции, агентство Max:
Короткий метр — это сердце любой киноиндустрии в России, во Франции, везде. С короткого метра начинается всё. В Европе проводятся самые разнообразные мероприятия по копродукции, образовательные площадки, которые способствуют дальнейшему развитию и реализации вашего проекта.

Самый распространенный путь попасть на международные мероприятия c коротким метром — через открытые двери. То есть просто заполняешь заявку, хорошо ее заполняешь. Если у тебя хороший режиссер, хороший проект — всё замечательно. Что происходит потом? Дело в том, что KPI у таких площадок — это международные признания проектов, которые были там отмечены. Площадки заинтересованы, чтобы вы этот фильм, который заявили в проекте, сняли, чтобы вы его подали на фестиваль и чтобы он был отобран. Поэтому здесь играет роль продюсерская репутация площадки. Проект, который однажды попал на крупную площадку, будет замечен потом в сообществе.

Катерина Михайлова, продюсер VEGA-фильм:
В первую очередь, участие во всех международных мероприятиях всегда начинается, конечно, с заявки. Если вы уже были на этой площадке, или познакомились с отборщиками в другом месте, то отправляете заявку и напоминаете им о себе. Всё равно происходит некий отбор. Личная связь имеет место быть, потому что ты можешь всегда написать, что мы с Вами знакомились тогда-то, там-то, это всегда вызывает позитивную реакцию. Даже если человек не помнит, он помнит это место и как классно ему там было. Поэтому, если вы верите в проект, и у вас есть минимальная возможность заполнить заявку, обязательно сделайте это.

 

Яна Юрышева, режиссер, участница программы La Femis:
Если где-то вам отказали, это не значит, что что-то в вас не так. Это очень важно помнить особенно для режиссеров, которые трепетно относятся к своему проекту, и к критике, и очень чувствительны. Иногда бывает, что кто-то, кого ты уважаешь и к чьему мнению прислушиваешься, вдруг скажет: «Ну, знаешь, как-то идея не очень» — и ты можешь сдаться. А идея, может быть, была очень хорошей, но не для того человека. Поэтому ни один отказ не должен становиться какой-то преградой для того, чтобы идти дальше. Я за то, чтобы верить в себя и главное, что на большинстве таких подобных мастер-классов, мероприятий всегда звучит этот вопрос: «Ну в чем же секрет? Как же попасть на фестивали? Какое надо снимать кино? Какую тему надо выбрать?» — нет этого ответа. Всё всегда очень индивидуально и случается в моменте.

 

О зрительском потенциале и авторском высказывании в короткометражном кино

Дмитрий Якунин, продюсер, Директор Молодежного центра Союза кинематографистов России:
По опыту проведения Всероссийской акции «День короткометражного кино» можно сделать вывод, что площадки готовы его показывать, зритель готов его смотреть. Коротким метром интересуются он-лайн платформы, кинотеатральные сети. Можно сказать, индустрия короткометражного кино активно развивается.

Ситора Алиева, программный директор Открытого российского кинофестиваля Кинотавр:
Рецептов, каким должен быть короткометражный фильм, нет и не будет. Только талант, самобытность и безусловная смелость, которая должна быть в первом коротком фильме или втором, неважно. Автор короткого метра не обязательно должен быть студентом. Мы даем возможность подаваться абсолютно всем и получаем всё больше и больше, огромное количество очень плохих фильмов. Во многом это связано с появлением большого числа киношкол. Мы поняли, что хотели бы вступить в диалог с киношколами, которые не всегда готовят хороших авторов. Я могу сказать, что вот эта взаимосвязь, которую породил Кинотавр, повлияв на общественное сознание людей — вчерашних врачей, учителей , бизнесменов, миллионеров, банкиров, — стать режиссером, безусловно возбуждает людей бизнеса зарабатывать, кино где деньги. Это очень сложная коммуникация, при которой нам становится ещё сложнее, потому что мы инициировали огромное количество киношкол, киношколы зарабатывают на каждом студенте, а мы получаем средний результат.

Мне кажется, что первое для автора — это его смысловая, идейная составляющая, что он выбирает объектом своего исследования. Второе — какой язык он ищет, ищет ли он его вообще или идет по пути абсолютно традиционного высказывания, который вы видите каждый день в телевизоре. Насколько автор вообще коммуницирует со временем и способен его отражать, если он даже не отражает сегодняшнее время, а снимает что-то из прошлого. Насколько он вообще работает с жанрами, насколько он способен адаптироваться во время и отразить его во всех его различных вариантах. Мне совершенно не важно, интимная это история или какая-то совершенно глобальная социальная драма. Я считаю, что самое главное — это свобода самовыражения, это невероятная, экстраординарная идея, которая может захватить и увлечь самого автора, а если он хорошо сделает, то и всех остальных. И это, конечно, понимание того контекста, в котором ты живешь.

Насмотренность сегодня – также очень важный фактор для любого молодого начинающего режиссера, потому что желающих «открыть велосипед» становится всё больше и больше. Поэтому самое главное — найти свою идею, найти свою историю, найти способ её доставки, найти своих героев и передать нам то, что тебя сегодня по-настоящему волнует. Поверьте мне, когда мы видим подлинное авторство, оно автоматически попадет в программу. Это очень просто видно, потому что экран парадоксальным образом отображает абсолютно всё — всю фальшь, весь гламур, всю пустоту. Короткий метр должен отражать талант, самобытность и полную свободу без давления, которое позже на вас будут оказывать заказчики, продюсеры, каналы, платформы. Для меня это время, время создания короткого метра, для авторов — самое лучшее, самое счастливое и самое комфортное. Поэтому его надо использовать по максимуму.

Владимир Котт, режиссер, педагог ВГИК:
Главное в коротком метре, что я сформулировал для себя — это умение рассказать историю. Если вы не будете рассказывать историю — что было, что стало и что произошло, то это превращается в видео-арт. А формы могут быть разные — могут быть жанровые, могут быть зрительские, экспериментальные. Вот мы с братом Александром Коттом в мастерской боремся с видео-артом. Реально. Потому что студенты приносят красиво смонтированные кадры. А нам важны истории, умение рассказывать истории — это главное. Если есть история, то дальше уже, как она рассказана. Вот для меня это в основе всего.

Кирилл Зайцев, актер:
Я абсолютно согласен с Владимиром, что нужно рассказывать истории, что в принципе я стараюсь делать тоже в своих ролях. Недавно я был на Городецком кинофестивале как раз коротких метров, где одним запоем показывали короткие метры. И для меня это было большим впечатлением, потому что отобрали большое количество коротких метров и можно было пережить разные кусочки жизни. То есть это были такие маленькие, но именно интересные истории. И это тоже особое мастерство: мы знаем, что можно читать Толстого, а можно читать Чехова. Здесь в этом плане я считаю, что и короткий метр, и полный метр — это всё равно зрительское кино. Особенно, когда делают альманахи из короткометражек.

Никто никогда не знает, будет фильм успешным или нет. Для всех это в принципе является экспериментом. Даже что-то можно предугадать, но по сути дела успех фильма — его предугадать невозможно. Искусство кино — это всё-таки искусство режиссера. Так что надо попадать к хорошим режиссерам.

 

Юлия Травникова, фестивальный агент: Я уверена, конечно, что у авторского кино есть прокатное будущее. Это не какая-то новая история, что есть искусство и развлечение для разных людей, для разной аудитории. И естественно, жанровые фильмы, комедии имеют более широкую аудиторию. Но это не значит, что для авторского кино нет аудитории. Она есть и очень хорошо, что в России проводятся сейчас кинофестивали, их становится всё больше. Фестивали привозят интересные картины, в том числе в регионах. Онлайн-платформы размещают короткий метр, на СТАРТЕ, например, можно посмотреть интересные фильмы. Это очень важно. Я надеюсь, что наша аудитория будет развиваться и смотреть всё более широкий диапазон картин. Если говорить об иностранном зрителе русских фильмов, то, наверное, ответ стандартный — собственно, самые интересные, талантливые фильмы, где есть какая-то уникальная российская самобытность, они востребованы за рубежом.

Юлия Хамитова, программный директор короткого метра «Неделя русского кино»:
Я отбираю картины для недели российского кино в Великобритании и мы показываем фильмы не только в Лондоне, но ещё в 4-х городах. И как раз-таки у меня стоит задача — показать панораму российского короткометражного кино. Интересно наблюдать, как из года в года увеличивается заполняемость залов. Вот мы в этом году первый слот показывали в старейшем кинотеатре Редженстрит Синема. И за два часа — это было 8 фильмов — не вышел ни один человек из зала. Хотя подборка была абсолютно разной: и жанровое кино было, и зрительское кино. То есть задача сейчас — как раз-таки показать широту взглядов российских молодых кинематографистов.

Алексей Смирнов, педагог Московской школы кино:
Конкуренция везде высокая, появляются разные форматы, веб-сериалы, например. Опять-таки, огромное количество киношкол, огромное количество людей с телефонами, которые снимают 4К видео. Вопрос как раз к историям, и к тому, о чем мы рассказываем, и к тому, что мы хотим рассказывать. Проекты, они разные. Вопрос в том, как ты к ним относишься, наверное. И то, в каких рамках ты работаешь. Потому что, что веб-сериалы, что реклама — это всё имеет четкие рамки, которые на самом деле только потворствуют хорошему творчеству. То есть, опять-таки, если говорить про жанр или не жанр. Всё, что мы смотрим — это жанр сейчас. И в любом жанре есть авторское высказывание. Потому что даже если брать и полные метры голливудские, там в основном идет разговор-то про ценности. И, наверное, именно поэтому у нас вызывает вопрос «Что выигрывает?» Выигрывает не сам короткий метр, а ценности, о которых говорит автор и как он о них говорит, его отношение к ним. Так что, мне кажется, если отвечать на вопрос «Каким должен быть короткий метр?» — он должен быть вашим. А как вы это делаете — это уже ваш вопрос и ваше отношение к тому, что вы хотите сказать.

Ситора Алиева, программный директор Открытого российского кинофестиваля Кинотавр:
Если говорить о сериалах. Понимаете, что такое современное время? Оно уникально, уникально тем, что у режиссеров в тысячу раз больше возможностей, чем раньше, высказаться, попасть на онлайн-платформу и снять большой длинный авторский фильм, если он приверженец авторского высказывания. Это всё работает. Нетфликс приехал в составе 40 человек на Берлинский фестиваль в прошлом году искать авторов. Вы понимаете, что деньги — не решающий фактор. У них полно денег. Они ищут только режиссеров. Парадокс в том, что время невероятных возможностей для молодых людей снимать сериалы, не забывать, что это то же самое, что и кинематограф. Не надо их больше делить. Это всё ушло в прошлое. Нет никаких разделений. Сериалы — это такой же кинематограф, как и один большой отдельный фильм.

Останавливаясь на региональном кино, можно много говорить о том, что в регионах на производство кино денег выделяется немного. Но давайте думать о том, что первый короткий фильм никогда не зависит от денег. Человек хочет высказаться. Первое — он хочет разделить с миром свою идею, да? То есть свою историю, боль героя, всё что угодно. Если он это хочет, он это сделает. Деньги вообще не при чем. Это человеческая энергия в первую очередь и безусловно креативный посыл.

Вопрос в том, что власть — она всегда везде одинаковая. Я очень спокойно отношусь к заказным региональным историям, когда вы приходите, а вам губернатор говорит: «Снимите нам тут красиво, а то мы вам не дадим денег». Это их работа. Они выполняют свою работу. Вот пусть режиссер согласится и снимет так им красиво, что там будет и юмор, живая жизнь и всё то, что его по-настоящему может волновать, если он снимает о городе. Не важно, даже если это заказ. Может отказаться, если его высказывание никак не связано с их интенциями. Каждый делает свою работу. С этим надо всем привыкнуть жить.

Вот есть Министерство культуры, есть Фонд кино и каждый из них будет делать свою работу. Поэтому я за то, что люди, которые вступают в коммуникацию с государством на любом уровне, понимали эти законы, по которым они будут снимать и работать. Может быть, режиссер не будет снимать про грязные улицы, а снимет просто про главную площадь, но снимет так, что просто все действительно будут смеяться.

Поэтому в данной ситуации региональным режиссерам я могу сказать первое — это, конечно, смотреть сегодня всё онлайн. Смотреть всю классику, которая висит пока в открытом доступе. Может быть,  скоро ее не будет. Изучить лучших режиссеров — европейских, американских, российских, в первую очередь. Советских, конечно. Изучить историю кино на том уровне, на котором возможно, потому что это очень важно. В любом случае, надо видеть, знать и понимать кино в историческом разрезе. Это очень важно.

Если у вас нет навигатора, я вам советую смотреть картины победителей фестивалей класса-А. И не только класса-А, но ещё и Локарно и Роттердама. Смотреть победителей Кинотавра и других, конечно, фестивалей короткого кино. Смотреть то, что выбирают критики. Читать регулярно журнал «Искусство кино», так как этот журнал занимается действительно современным кинопроцессом. Нужно образовываться, прежде чем пытаться снять фильм.

Мне хочется повторить, что время сейчас — уникальное. Поэтому, мне кажется, что не надо бояться себя и своего высказывания. А если ты боишься, то ты — не режиссер. Парадокс в том, что настоящий режиссер не боится ни жизни, ни высказываний.  Если он боится жизни, то ему не надо быть режиссером.

Юлия Хамитова, программный директор короткого метра «Неделя русского кино»:
Я соглашусь с Ситорой, которая говорит, что действительно мы в удивительное время живем, но хотелось бы, чтобы это понимали ещё и наши коллеги в регионах. Могу сказать точно, что в регионах просто жестокая нехватка кадров. Но вот если мы вместе или с вашей помощью сделаем так, чтобы в регионах поднимались и развивались кадры, мне кажется, через год-через два также наши коллеги будут говорить, что мы действительно живем в удивительное время.

Источник — СК-новости (https://unikino.ru/wp-content/uploads/sk_news/388.pdf)

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять