MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Почему ТикТок становится все более популярным и как это может повлиять на кино?

Почему ТикТок становится все более популярным и как это может повлиять на кино?

Немного статистики

TikTok – больше, чем социальная сеть. Это образ жизни, свобода самовыражения, площадка для творчества, возможность разбогатеть и заполучить пресловутую популярность. TikTok в начале этого года стал самым популярным приложением в мире, обогнав WhatsApp, Facebook, Instagram и YouTube. За два года платформа обрела в лице землян порядка 1,82 миллиардов пользователей. Вы только вдумайтесь, это 23% от всего населения планеты!

Только в начале этого года приложение установили на 46% больше людей, чем в прошлом. Просто небывалый успех для соцсети. В России же фолловеров трендового сервиса уже набралось на январь 2020 года 18 миллионов. Из них почти половина (43%) – дети и подростки, остальные 57% поделили между собой пользователи в возрасте от 18 до 34 лет. Соцсеть активно используют известные артисты, актеры, блогеры, в него входят бренды и крупные компании. Конечно, состоявшемуся артисту гораздо проще набрать свою аудиторию, но ведь и новичкам везет. Однако это уже совсем другая история.

В среднем, более или менее активный пользователь заходит в TikTok 7 раз в сутки, находясь там в общей сложности 45 минут.

Создатели TikTok отмечают: «Наша миссия – вдохновлять пользователей на творчество и приносить радость». И это крайне простой и понятный посыл. Немудрено, что он откликается у такого огромного количества людей. А теперь давайте более детально разберемся, почему TikTok нещадно завоевывает сеть, переманивая к себе все большую аудиторию по всему миру.

Формат видео в TikTok – это, максимум, минутный ролик на абсолютно любую тематику (кроме запрещенных в РФ). Пользователь может, как кривляться на камеру, так и вещать о чем-то значимом. На платформе себя находят художники, психологи, тренеры, модели, кулинары, бизнесмены, юмористы, в общем представители практически всех профессий, направлений и взглядов. При этом сам контент не обязательно создавать с нуля. Приложение предлагает музыку или юмористические зарисовки, маски, множество эффектов, в конце концов, кучу челленджей, повторяя которые, уже можно набрать некоторую аудиторию. Чем лучше и круче видео, тем больше шансов попасть «в реки» (перевод с тиктоковского – в рекомендации).

Немного психологии

Восприятие информации за последние годы значительно изменилось. Основные юзеры соцсети – подростки, поколение Z, люди, родившиеся в цифровом мире. Длинные формы постепенно сменяются короткими, отсюда и клиповое мышление, способность быстро улавливать большое количество информации.

Екатерина Ольшанская, Кандидат психологических наук, доцент Кафедры педагогики и психологии МГИК:

«Когда человек часто посещает TikTok, нужно понимать его главную мотивацию. Это может быть социальное одобрение (лайки, комментарии), эмоциональная разгрузка или желание обучиться чему-то новому. Соцсети – порождение нашего времени. И, если бы они не удовлетворяли глубинным потребностям человека (одобрение: я есть, я хороший, я любим), они бы не появились. Каждый находит в соцсетях то, что интересно именно ему. Соцсети – это быстро, ярко, коротко. Информация запоминается быстрее и лучше. Мозг через две недели способен вспомнить 50% аудиовизуальной информации и только 10% текстовой. Общество навязывает тенденции «быть в курсе», «быть в тренде», «быть актуальным». Отсюда необходимость много смотреть, за короткий промежуток времени быстро находить необходимую информацию. Но это вовсе не значит, что большие формы кино исчезнут. Все же для глубинных размышлений необходимо смотреть что-то более весомое, чем ролики в соцсетях».

 

А теперь немного маркетинга

Видеоконтент в последнее время стал значительно популярнее, чем фото или более того текст. Видеоконтент – способ номер один быстро и понятно не только донести свою идею, но и продать ее.

Марина Конорезова, маркетолог:

«TikTok для пользователя – это территория абсолютной свободы выражения, простых контентных решений и максимального фана. Заходя в TikTok, люди говорят: «Вау, а что, так можно?» и очень быстро из потребителей контента становятся производителями. Видеоконтент, с одной стороны, очень насыщенный формат: в 15 секундном видеоролике может быть целая история с завязкой, развитием сюжета, кульминацией, развязкой, или идея с доказательством того, что вам это нужно, либо целый набор эмоций, который зритель проживет с автором. С другой стороны – отлично удерживает пользователя. Таким образом видео даёт максимум вовлечения и удержания, а это как раз то, что нужно брендам и сейчас, и в будущем. Видеомаркетинг – неотъемлемая и важная часть маркетинга бренда. Он не заменяет, но дополняет и усиливает продвижение».

 

Кино и соцсети. Что общего?

Обойдем тему того, как именно стать популярным в TikTok (об этом уже есть множество материалов), и перейдем непосредственно к связи платформы и кино. Каким образом TikTok может повлиять на кинематограф, если вообще может.

Для начала рассмотрим уже существующие варианты диффузии социальных сетей и кино. Взять хотя бы фильм «Текст» Клима Шипенко, главный герой которого получает доступ к телефону другого человека и начинает жить его жизнью в online. Он ведет переписки от его имени, управляет делами, изучает фото и видео. Не совсем очевидное, но все же смешение двух миров: социальных сетей и оффлайн существования. Через экран телефона мы смотрим хоум-видео, снятые какое-то время назад, мы читаем переписки и понимаем, с кем и как общался герой. Узнаем о его жизни через смартфон. И это далеко не предел.

Скринлайф как кино будущего

Тимур Бекмамбетов, всегда любивший рисковать и пробовать новое, в очередной раз последовал своим правилам и соединил digital и кино. Он уже спродюсировал несколько фильмов, снятых в формате скринлайфа. Хоррор «Убрать из друзей» 2015 года, русскую комедию «Днюха» 2018 года, и того же года триллеры «Поиск» и «Профайл». Все фильмы – это запись экранов компьютеров и мобильных телефонов. Про жизнь героев зритель узнает из заметок, фотографий, переписок в социальных сетях. События развиваются в online. Впрочем, как и бОльшая часть нашей жизни. Это кино уже даже не про будущее. Это кино стало отражением настоящего.

Скринлайф – проекты финансово выгодны: так, «Поиск» собрал 75 миллионов долларов, а «Убрать из друзей» – почти 63. «Русская днюха» – не самая удачная работа, но и ей удалось собрать чуть больше миллиона долларов.

Только за последние месяцы количество скринлайфов значительно выросло. Причина тому – пандемия. И если сейчас это вынужденная мера для кинематографистов, то аккурат уже завтра это может стать мейнстримом. Будучи в тренде, компания Bazelevs во главе с Тимуром Бекмамбетовым в карантинное время даже запустили конкурс «Истории карантина». Это проект для людей, профессионалов или новичков, которые представляли свои идеи для киноальманаха про карантин. Главное условие – действие должно разворачиваться на экранах гаджетов в условиях самоизоляции.

Первым сценарием-победителем конкурса стала работа Марии Елатомцевой. Ее сценарий реализовала режиссер Аксинья Гог, которая сняла фильм «Удаленка» полностью удаленно:

«То, что происходит у героя на экране (рабочий стол, переписки, фотографии), раскрывает то, что происходит в его жизни. Скринлайф хорош именно как инструмент для узнавания героя. Мы снимали «Удаленку» удаленно. Отсутствие физического, энергетического контакта, конечно, усложняло работу. Все время нужно было как будто бы прорываться сквозь экран, чтобы донести свою мысль другим. Как правило, скринлайф снимают не удаленно: выставляется свет, рядом сидит режиссер, весь процесс похож на обычные съемки. Это мы оказались загнанными в обстоятельства карантина. А вообще формат скринлайф развивается независимо от пандемии, по своему пути.»

Вертикальное кино? А так можно было?

Тимур Бекмамбетов не останавливается. Эксперименты – его второе имя. Режиссер снимает фильм «Фау-2. Побег из ада» в вертикальном формате. Для проката формат останется тот же, а вот для просмотра на смартфонах это будет вертикальное кино. Такого в мире еще не было. И это не что иное, как влияние социальных медиа на кинематограф в том числе. Прямо сейчас проходит первый в России конкурс вертикального видео «Вертикалка». Стать участником может каждый, у кого в закромах есть синопсис восьмисерийного сериала или пилотная его версия. Веб-сериалы вертикального формата постепенно внедряются в повседневность. Уже сейчас более 75% пользователей в Интернете предпочитают смотреть вертикальные видео, ленясь переворачивать экран.

TikTok затмит кино?

Режиссеры снимают про социальные сети для социальных сетей, да еще и основываясь на записях экранов социальных сетей. Если digital так легко адаптируется в кинематографе, где гарантии, что завтра не начнут кино показывать в TikTok? В формате минутных роликов. TikTok однозначно, как и многие другие платформы не останется в стороне. Он простой, лаконичный и понятный молодой аудитории. А значит, имеет шансы стать вдохновением для режиссеров.

Аксинья Гог, режиссер:

«Новые форматы не уничтожают старые, возможно, только видоизменяют их. Помните, какое-то время назад появился 3D? Все заговорили, мол, сейчас все будет в таком формате. И где он теперь? А сериал «Короче», где серии длятся по 2 минуты, не вытеснил же крупные формы? Кино не может умереть, потому что оно необходимо людям. В кино другие, более сложные законы, нежели в TikTok или иных социальных сетях. Я полностью осознаю, что в будущем нас, однозначно, ждет развитие технологий, более того, мне очень нравятся современные эксперименты: скринлайф, вертикальный формат, но только время покажет, что из этого приживется, а что нет. Такой естественный киноотбор.»

 

Еще недавно мы спорили, затмит ли кино театр, а уже сегодня задаемся вопросом, а выживет ли кино в условиях конкуренции с соцсетями и короткой формой? Пока живы книги, газеты, театры, будет жить и полнометражное кино. И если перестройка и будет происходить, то органично, безболезненно и своевременно.

София Иосько