Мастер-класс «Как попасть в индустрию сценаристу?»
19 декабря в рамках Всероссийской акции «День короткометражного кино» в Московской школе кино прошел мастер-класс куратора курса «Фильммейкинг» Аси Гусевой «Как попасть в индустрию сценаристу». Moviestart публикует основные тезисы мастер-класса.
Индустрия кино стремительно расширяется, и в России сейчас самое удачное время для того, чтобы что-то начинать. Самый простой способ что-то предложить – это короткий метр. Для того, чтобы стать профессиональным сценаристом, нужно обязательно где-то поучиться и изучить необходимую литературу, иначе вам не избежать ошибок. Сценарист – профессия очень технологичная. Вы не просто самовыражаетесь и пишете то, что пришло в голову, а вступаете в огромное производство, имеющее много циклов. На том тексте, который вы напишете, будет основана работа большого количества людей. Текст должен быть понятным и правильно оформленным. Но, в то же время, ощущение удовольствия от того, что вы пишете – вещь обязательная.
Что же такое короткий метр? Во-первых, это то, что можно снять дешево и быстро. Короткий метр – лучшая визитка, где вы показываете, что не просто написали текст, но и довели идею до конца: от задумки до реализации. Самый ходовой формат короткометражного фильма составляет 10-15 минут.
Чем короткий метр отличается от всех остальных форматов? Это законченная короткая история, в которой есть начало, середина и конец. Короткий метр ближе всего к анекдоту или скетчу. Здесь мы видим статическую ситуацию, входим в историю, дальше происходит поворот, и мы видим результат.
Серия короткометражного сериала – это тоже короткий метр. Мы знаем огромное количество веб-сериалов, когда одна серия длится 5-7 минут. Серия сериала предполагает крючок в будущее, а когда вы показываете не сериальную серию, то хочется увидеть законченную историю.
Ваш короткий метр может быть самостоятельной историей, а может быть и частью альманаха. Также это может быть тизер или трейлер к будущему проекту, который вы хотите продать. Мы знаем примеры, когда большие проекты продавались после того как был снят короткий метр. Например, «Бегущий по лезвию». Но, может быть, вы хотите войти в проект, который уже существует. Это может быть ситком или скетч-шоу. Всегда важно помнить о том, что это ваша визитная карточка и лучшее, что вы можете показать.
У каждого процесса — своя технология и в написании сценария она тоже есть. Часто мы пытаемся ее нарушить, но потом приходится снова возвращаться на несколько шагов назад. Как рождается идея нового фильма? Это всегда происходит по-разному. Кто-то цепляется за актера, за характер или ситуацию. Мне всегда нужно понять идею. Про что кино? Если я этого не понимаю, то не могу ничего написать. В вашей истории нужно ловить какую-то свою эмоцию. Важно понять, почему вы к этой эмоции возвращаетесь снова и снова. Это зерно нужно прочувствовать и из него вывести идею.
Когда вы знаете, про что кино, хорошо бы написать логлайн. Это очень короткий текст (25 слов), где есть герой и конфликт. Если вы не можете сформулировать логлайн, значит, ваша история еще не придумана. После логлайна вы пишете заявку. Заявка – это расширенный логлайн, в которой вы рассказываете не просто о том, кто ваш герой, а какой он. Какие у него есть сюжетообразующие качества? Чем он отличается? Герой должен быть узнаваемым, но в то же время, в нем должно быть что-то особенное. Что он хочет и что ему мешает? К какому результату он приходит?
Также вы пишете сеттинг (где происходит история, когда, сколько серий, какой хронометраж, на какую аудиторию рассчитываете, какой статус по аудитории). Далее вы пишете синопсис. Это ваша история от начала до конца со всеми важными поворотными пунктами. Синопсис должен быть не короче 7 предложений. Далее мы пишем синопсис. Синопсис – это ваша история от начала до конца со всеми важными поворотными пунктами. Он должен быть не короче 7 предложений, но и не очень длинный, потому что это структурный текст, в котором мы должны увидеть историю от начала до конца и не захлебнуться в этом тексте.
Если это короткий метр, то синопсис будет на 1-1,5 страницы. В синопсисе излагаются ключевые события. Если это вертикальный сериал, то вы рассказываете горизонтальную историю и вертикальные кейсы. Если вы пишите фантастическую или мистическую историю (где есть какие-то особенности, которых нет в нашем обычном мире), вам важно рассказать о принципе работы вашего мира, иначе мы не будем понимать, как ваша история работает, чего бояться героям, какие ставки, есть ли у героя волшебная палочка… Это все важно обязательно указать.
Следующий этап – это тритмент — промежуточная стадия между поэпизодником и синопсисом. Это основные ключевые события вашей истории, рассказанные так, как мы будем рассказывать эту историю зрителю. То есть в синопсисе мы еще сможем допустить какие-то временные скачки. Мы часто пишем отдельную историю в прошлом, отдельную историю – в настоящем. Если это детективная история, то в синопсисе мы пишем так, чтобы сразу было понятно, кто убийца. В тритменте мы уже думаем о том, как мы будем рассказывать эту историю зрителю. Зрителя мы хотим заинтриговать, поэтому мы можем менять структуру, менять прямую хронологию. Соответственно, синопсис – это фабула, а тритмент и поэпизодник – это уже сюжет.
В тритменте мы просто перечисляем эти события, а поэпизодный план – это уже технологический текст, и, по сути дела, сценарий без диалогов. Мы пишем все сцены, одну за другой. Одна сцена – одна локация, одна идея. Поэпизодник – последний рубеж, когда надо проверить структуру. Лучше, конечно, структурой закончить на этапе синопсиса, потому что переписывать сценарий – это тяжело. В поэпизоднике мы пишем все шапки: локации, когда и где, натура или павильон, днем или ночью. Поэпизодник – это действие. В каждой сцене вы продумываете, что герои делают, что зритель видит на экране. В синопсисе мы еще можем себе позволить отступления: «он подумал…», «ему показалось…», «и тут он понимает, что….» и т. д. А как он понимает? Надо придумать визуальную метафору. Поэпизодник – это ваша придуманная визуальная метафора. Это действие, которое рассказывает вашу историю.
Что такое хорошо написанная сцена? Это когда мы понимаем, какие герои действуют в ней, что они делают в начале сцены, какой происходит переворот потом, какой перевертыш происходит середине этой сцены и чем сцена заканчивается. Как правило, хорошая сцена не займет больше трети страницы, может быть, полстраницы. Исключение – многосоставные, например, батальные сцены в «Войне и мире» Бондарчука. Хорошие сцены всегда двигают вашу историю вперед, сообщают что-то новое о ваших героях.
Диалоги в кино – это не диалоги в жизни. Вся болтовня, которую мы себе позволяем в жизни, возможна только в том случае, если она имеет сюжетообразующий смысл. Если нет, то режьте.
Драфты – это варианты, которые вы будете переписывать и переписывать.
Очень важно хорошо выстроить вашу историю. Структура всегда идет по нарастанию. Препятствия, которые преодолевает герой, усиливаются. Каждое следующее препятствие сильнее, чем предыдущее.
История состоит из 7 важных элементов (вот почему минимальный размер синопсиса – 7 предложений).
1 часть – экспозиция. Мы представляем нашего героя и мир, в котором он живет. Если вы убедите зрителя, что ваш мир достоверный, если зритель узнает ваш мир и признает его, то дальше он вам простит все. Надо убедить зрителя, что этот мир реален, он существует и в нем есть вот такие правила.
2 – инициирующие события. Ваша история еще не началась, но уже появился какой-то новый элемент и что-то пошло по-другому.
3 – завязка. Это собственно начало истории, когда перед героем встает какой-то очень принципиальный выбор. И этот выбор – как раз тот вопрос, на который он ответит в самом конце. До самого конца герой будет отвечать на этот вопрос.
4 – точка невозврата (середина фильма) – когда герой не может отступить.
5 – большая неудача. Полный крах, когда кажется, что у истории уже не будет счастливого финала.
6 – кульминация. Последняя схватка героя со злодеем.
7 – развязка. Все сюжетные линии закончены. Есть возможность дать крючок на следующий сезон (если это сериал) или задать глобальный вопрос (открытый финал).
Мы должны понять, какой у нашего героя внешний сюжет и внутренний. Подстроить под него все второстепенные сюжетные линии. Никогда не может быть случайных элементов, случайных линий. Любое действие неслучайно, оно нужно, чтобы поддержать сюжетную линию.
На каждом этапе написания сценария вы должны задавать себе пять вопросов:
- Кто герой?
- Чего он хочет?
- Что ему мешает?
- К чему он приходит? (Иногда важно, каким образом.)
- О чем история?
Если вы не можете ответить хотя бы на один вопрос, то вы историю недостаточно продумали. Надо пройтись по ней заново, заново себе ее рассказать.
Куда идти с текстом?
– телеканалы,
– кинокомпании,
– платформы,
– студенты (ВГИК, ВКСР, Киношколы, ГИТИС), чтобы они сняли ваш короткий метр,
– снять самим и выложить на Youtube
– фестивали,
– питчинги.
Если вы написали короткий метр, то есть платформы, которые могут его показать. С коротким метром можно идти на фестивали. Все продюсеры и крупные компании если не приходят сами, то кого-то присылают на фестивали, чтобы искать талантливых людей, с которыми можно работать.
С чем идти? (лучше идти с пакетом)
– заявка (лучше в виде короткой презентации – 4-5 страниц),
— синопсис,
– сценарий,
– лимит затрат (примерный),
– дримкаст (договоры с актерами, особенно известными, если есть),
– референсы,
– письма (подтверждающие письма о сотрудничестве, например, от режиссеров).
Вся презентация – это ваш мудборд, то есть художественное решение вашего проекта. В нее также входят очень короткий, внятный, яркий логлайн, сокращенный сеттинг, дримкаст, лимит затрат и референсы. Обязательно укажите в заявке свое имя и контактную информацию.
Рекомендации книг от Аси Гусевой: «Дорожная карта шоураннера» Нила Ландау, «История на миллион долларов» Роберта Макки, «Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов, драматургов» Роберта Макки, «Киносценарий: основы написания» Сида Филда, «Кино между адом и раем» Александра Митты, «Букварь сценариста» Александра Молчанова, «Как делается кино» Сидни Люмета, «Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария» Джона Труби, «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» Блейка Снайдера, «Сценарий телесериала» Александра Молчанова, «Искусство сериала. Как стать успешным автором на TV» Памелы Дуглас, «Stand Up. Библия комедии» Джуди Картера, «Книга вопросов. Как написать сценарий мультфильма?» Михаила Сафронова, «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» Кристофера Воглера, «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, «Психология в кино: Создание героев и историй» Татьяны Салахиевой-Талал, «Восемь комедийных характеров: Руководство для сценаристов и актеров» Скотта Седита, «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя» Кэти Мари Уэйланд, «Скрытый смысл. Создание подтекста в кино» Линды Сегер, «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии» Кристофера Воглера и Дэвида Маккенна, «Как написать кино за 21 день. Метод внутреннего фильма» Вики Кинга, «Миф и жизнь в кино. Смыслы и инструменты драматургического языка» Александра Талал, «Как снять кино без денег» Арсения Гончукова, «Питчинг» Анны Гудковой, «Кино как универсальный язык» Камилла Ахметова.
Подготовила Наталья Тонких