«Время режиссёров-дебютантов»: эксперты советуют начинающим кинематографистам быть смелее
Министерство культуры Российской Федерации и медиахолдинг «Цифровое Телевидение» провели отраслевое исследование, выявляющее «Индекс настроений дебютантов».
Организаторы провели анкетирование и подробные интервью 135 дебютантов со всей страны, участников конкурсов Министерства культуры Российской Федерации 2022 и 2023 годов. Результаты представили на семинаре-интенсиве для начинающих кинематографистов «Искусство питчинга» в Москве.
Напомним, что в мероприятии приняла участие министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
Среди основных выводов опроса: дебютанты боятся начинать со зрительского кино и решаются только на драму (снимают драму сейчас – 54%, собираются снимать её и дальше – 61%). При этом новичкам интересно снимать фильмы о том, что их окружает: о семье, любви и проблемах подростков. Свою суперсилу дебютанты видят в свежем взгляде на кино и собственных амбициях. Кроме того, дебютанты не считают госденьги «лёгкими», а самый часто упоминаемый «страх» начинающих кинематографистов – фильм «не получит господдержку» (41%).
«На проекте дебютанты учатся биться за свой проект, как за своего ребёнка, представлять его перед аудиторией, укладываться во время, передавать смысл и объяснять экономику проекта. Казалось бы, очевидно и так просто, но только пока не выйдешь на сцену. Волнение порой мешает представить проект достойно, поэтому нужно учиться и тренироваться, репетировать, быть готовым к вопросам лидеров отрасли», – отметила Ольга Любимова.
Согласно исследованию, начинающие кинематографисты лояльно настроены к зрительскому кино (мечтают снимать кино, которое будет успешно в прокате, — 28%, целятся в приключения – 38%, фантастику – 25%, экшен – 13%).
Исследование также показало, что дебютантам больше хотелось бы снимать биографии знаменитых личностей, чем истории про бандитов, маньяков и лихие 90-е. Однако они понимают, что такой контент не востребован рынком, то есть «кинотеатры не хотят брать» (57%), «нет денег на продвижение» (64%).
«С анимацией не хочет работать треть опрошенных. Что, наверное, обидно, поскольку анимация – мощный индустриально-технологический локомотив всего рынка и это самая продаваемая сегодня категория российского контента за рубежом, причём не только в дружественных, но и в недружественных странах, которые продолжают активно покупать российскую анимацию», – рассказал директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение» Иван Кудрявцев.
Со своей стороны советник Президента Российской Федерации по культуре Владимир Толстой отметил, что на рынке наблюдается дефицит хороших идей, но при этом молодому поколению режиссёров очень трудно пробиваться. Как преодолеть эту проблему – вопрос дискуссионный. Владимир Толстой призвал начинающих кинематографистов больше читать.
«Я бы посоветовал рассматривать возможность снимать по чужим сценариям, искать качественные сценарии для своей режиссёрской или продюсерской работы и больше читать. У меня есть ощущение, что это поколение меньше читает художественную литературу. Поверьте, у нас довольно интересная, современная в том числе, наша отечественная литература. Много очень интересного неснятого – или снятого очень давно, что можно было бы переснять по-современному, по-новому. Мне кажется, что где-то здесь стоит искать возможность успеха», – отметил Владимир Толстой.
Исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов подчеркнул, что, согласно проведённому опросу, коллеги-дебютанты ориентируются на величайших режиссёров: Вуди Аллена, Леонида Гайдая, Георгия Данелию – людей, находивших свои уникальные формы выражения.
«Есть огромная просьба: всё же быть значительно более смелыми, в том числе в выборе формы жанров. Зачастую это поможет облегчить дебютанту проложить свой путь к большому кинематографу», – уточнил Соснов.
По его словам, сейчас в России наблюдается кинопроизводственный бум и индустрия нуждается в свежих идеях, новых режиссёрах, продюсерах и сценаристах.
«Сейчас время дебютантов, давайте будем честными. У нас в неделю выходит до четырёх сериалов на платформах! И у каждого из этих сериалов есть режиссёр, столько не производилось никогда! Есть Министерство культуры России, есть Фонд кино, есть Институт развития интернета, Президентский фонд культурных инициатив – количество точек, которые объявляют конкурсы с точки зрения поддержки кино просто немыслимо! Это значит, что, если дебютант по-настоящему хочет развиваться, он делает выбор, работает с компаниями и присутствует во всех конкурсных процедурах», – подчеркнул Фёдор Соснов.
Шеф-редактор Института развития интернета (АНО «ИРИ») Евгений Сосницкий уверен, что наблюдается острый разрыв между запросом со стороны рынка, кинокомпаний и зрителя и подходом к обучению молодых режиссёров и сценаристов, и эта ситуация серьёзно влияет на вектор и успешность дебютов. Как ни удивительно, меньше всего начинающих кинематографистов интересует то, что в итоге становится самым популярным продуктом на интернет-платформах. Сосницкий напомнил, что именно поэтому ИРИ запустил свой конкурс дебютов.
Сценарист Андрей Золотарёв заметил, что индустрии также следует посмотреть в сторону поддержки сценаристов.
«Сценарист – это такая профессия, в которой просто никто не знает, что это такое. Когда они поступают в вуз, ощущение, что есть какой-то „факультет генералов‟ – продюсеров, а есть люди, „прикованные к батарее‟, – это сценаристы, и они там что-то такое странное делают. Вот это то, чем нам нужно заниматься и что нам нужно развивать. Здесь есть и вопрос информационной поддержки – о том, что это вообще за профессия, и вопросы финансовой поддержки, потому что мы знаем, что в Советском Союзе это совсем по-другому выглядело: были тиражные отчисления, были многие другие методы поддержки…», – пояснил Золотарёв.
Образовательная программа Министерства культуры Российской Федерации и медиахолдинга «Цифровое Телевидение» – «Искусство питчинга» – рассчитана на кинематографистов, прошедших во второй этап конкурсного отбора по созданию национальных фильмов. Ведущие эксперты киноотрасли с 30 октября по 1 ноября проводят серию тренингов по защите дебютных кинопроектов. Задача тренинга – помочь научиться справляться с волнением, структурировать и отточить подачу своей работы на публичной защите.
Основу программы составят индивидуальные консультации по каждому заявленному проекту, прошедшему предварительный отбор, а также публичные сессии вопросов-ответов, разборы кейсов и репетиции. После прохождения тренингов дебютанты получат возможность отрепетировать защиту на сцене Министерства культуры Российской Федерации, где вскоре пройдут питчинги.
Семинар-интенсив проходит при информационной поддержке изданий «Бюллетень кинопрокатчика», MovieStart, портала «Кино-Театр.Ру», радио «Говорит Москва».
Материалы предоставлены пресс-службой холдинга «Цифровое Телевидение»