Док об Алексее Германе-старшем выходит на START
В онлайн-кинотеатре START 9 декабря состоится премьера документального проекта «Архитектор: История Алексея Германа и его фильмов». Режиссёром выступила Наталья Гудович. Как на протяжении 12 лет создавалась его главная работа «Трудно быть богом», которая окончательно смонтирована была уже после смерти режиссера, через что прошел Герман, стремясь закончить картину, и благодаря чему фильм все же нашел своего зрителя? В большом киноисследовании через уникальные и ранее неопубликованные кадры со съемок, через беседы с важными героями его жизни и сквозь призму последнего фильма – путь к ускользающему ответу на вопрос «В чем же был творческий метод Германа?».
До онлайн-премьеры фильм будет представлен 1 декабря в рамках фестиваля «Зимний» и получит прокат на избранных кинотеатральных площадках и в киноклубах страны.
Документальный фильм выходит в год 85-летия со дня рождения режиссера и станет посвящением его творческому наследию, влияние которого сложно переоценить – на картинах Германа-старшего выросло уже не одно поколение кинематографистов. Хотя сам он не принадлежал к какой-либо школе или направлению кино.
Лента позволит погрузиться в мрачные и фантасмагорические миры великого русского режиссера, а осмыслить творческий метод Германа помогут киновед и историк Наум Клейман, один из лучших российских операторов Юрий Клименко, писатель и биограф братьев Стругацких Ант Скаландис, актеры Леонид Ярмольник и Наталья Мотева, художник по костюмам Екатерина Шапкайц, Алексей Кудрин и продюсер картины Рушан Насибулин.
Художественным руководителем проекта выступил сын мастера – Алексей Герман-младший, а художником-постановщиком – Елена Окопная, лауреат премии «Серебряный медведь» 68-го Берлинского кинофестиваля за выдающиеся достижения в области киноискусства.
До фильма «Трудно быть богом» у Леонида Ярмольника не было ни одной драматической роли, зритель воспринимал его как эстрадного артиста. Но Герман думал и видел все иначе и пригласил на роль Руматы.
«Румату – это Леня Ярмольник, напичканный Германом. Процентов на 40 я стал за эти годы Германом, он меня убеждал и заставлял относиться ко многим явлениям, поступкам и реакциям так, как он реагировал, – вспоминает в документальном фильме Леонид Ярмольник. – Его стремление снимать как бы скрытой камерой, это и есть та документальность художественного кино Германа. Из тех, кого я знаю, второго такого нет человека».
Вспоминая период работы над «Трудно быть богом», Алексей Кудрин рассказал: «Мы все понимали, что это, скорее всего, последний его крупный такой проект. Чувствовалось, что он очень переживает, получится ли у него сказать то, что хочет. Я думаю, что для каждого художника это естественно – не каждая работа получается удачной или великой. Данная получилось. Он высказался и отдал все, всю свою жизнь этому фильму».
Герман выстроил уникальный и неповторимый стиль, который смог заворожить и зрителей, и критиков. В своих фильмах он обращался к образам живописи Брейгеля и Босха, воплощая их мрачные и фантасмагорические миры на экране. Гиперреальность Германа насыщена деталями так, что наблюдающему там бывает тесно. Его метод требовал столь кропотливой работы, что за жизнь он снял лишь пять фильмов – и последний не закончил.
Материалы предоставлены пресс-службой онлайн-кинотеатра START