К 95-летию Василия Шукшина: Правда, Сибирь и простота
Сегодня, 25 июля, исполнилось бы 95 лет одному из легендарных режиссеров Киностудии им. М. Горького Василию Шукшину. Он стал известен не только как режиссер, но и как актер, драматург, сценарист и писатель. Пресс-служба киностудии предлагает вспомнить основные вехи его жизни.
Василий Макарович Шукшин (1929-1974) родился в Алтайском крае в селе Сростки. Прежде чем поступить во ВГИК, он успел поучиться в Бийском автомобильном техникуме, поработать в колхозе, на строительстве турбинного завода, на тракторном заводе, отслужить в Военно-Морском флоте. Демобилизовавшись из флота по состоянию здоровья в 1952 году, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости и остался работать учителем в своём родном селе. Проработав два года, Шукшин принял решение поступить во ВГИК. Несмотря на то, что на момент поступления ему было уже 26 лет, он прошёл конкурс и был принят на режиссёрский факультет в мастерскую Михаила Ильича Ромма. Там в 1956 году Василий Шукшин дебютировал в качестве актёра в дипломной режиссёрской работе своего однокурсника Андрея Тарковского «Убийцы», а сам, как режиссёр, в 1960 году снял дипломную работу «Из Лебяжьего сообщают» по собственному сценарию.
В то же время, параллельно учёбе, Василий Шукшин проявил себя на литературном поприще. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге», а уже в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник его рассказов «Сельские жители». При жизни Шукшина были изданы ещё несколько сборников и роман «Любавины». В 1990-2000-е годы вышли несколько собраний сочинений Шукшина-писателя.
Первой серьёзной актёрской работой Василия Шукшина стала роль Фёдора в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора» (1958), в котором он снимался, ещё будучи студентом. Эта работа принесла ему известность и востребованность как актёра. Наиболее известные его роли в кино: Иван Лыков («Простая история», 1960, реж. Юрий Егоров), Председатель колхоза («Когда деревья были большими», 1961, реж. Лев Кулиджанов), Василий Черных («У озера», 1969, реж. Сергей Герасимов; за эту роль удостоен Государственной премии СССР), Лопахин («Они сражались за Родину», 1975, реж. Сергей Бондарчук), Фёдор («Прошу слова», 1975, реж. Глеб Панфилов). Вершинами творчества Василия Шукшина становятся роли в его собственных фильмах – Иван Расторгуев в «Печках-лавочках» (1972) и Егор Прокудин в «Калине красной» (1973).
По окончании ВГИКа в 1960 году Василий Шукшин поступил в штат Киностудии им. М. Горького. Первые четыре года он работал только в качестве актёра, а в 1964 году дебютировал как режиссёр фильмом «Живёт такой парень» по собственному сценарию. Картина имела большой успех, признание публики и коллег. На XVI Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции фильм получил «Золотого льва святого Марка». Затем Шукшин снял ленты по собственным сценариям: «Ваш сын и брат» (1965, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых), «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972). Каждая из его картин была посвящена деревне, которая стала основной темой в творчестве легендарного режиссера и актера.
В 1973 году уже на «Мосфильме» Шукшин снял свою лучшую режиссёрскую работу – «Калина красная». Кинолента стала лидером проката 1974 года (62,5 млн зрителей), а сам Шукшин по зрительскому опросу журнала «Советский экран» стал лучшим актёром года.
2 октября 1974 года Василий Шукшин умер во время съёмок фильма «Они сражались за Родину». Его роль в этом фильме озвучил ленинградский актёр Игорь Ефимов.
Литературные произведения Василия Шукшина неоднократно экранизировались. На Киностудии им. М. Горького были сняты фильмы «Праздники детства» (1981, реж. Юрий и Ренита Григорьевы) и «Ёлки-палки» (1988, реж. Сергей Никоненко).
1 сентября 2009 года у здания ВГИКа был открыт памятник Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову. Личность режиссера также отмечена на Аллее звезд Киностудии им.М.Горького.
Мы же собрали из открытых источников его высказывания о творчестве и таланте:
- «Критическое отношение к себе – вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно – будет толк».
- «Самые наблюдательные люди – дети. Потом художники».
- «Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь».
- «Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем».
- «Угнетай себя до гения».
- «60 строчек журнального текста – почти часть фильма».
- «Попробуйте без всякого отношения пересказать любую историю – не выйдет. А выйдет без отношения, так это тоже будет отношение … какой-нибудь “равнодушный реализм”».