MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > В Петербурге снимаются два исторических дока Валентины Коровниковой

В Петербурге снимаются два исторических дока Валентины Коровниковой

фото: Евгений Зимин

В Санкт-Петербурге проходят съемки двух исторических документальных Валентины Коровниковой «Луиза» и «Дворы Вагановки». Режиссёр окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Актриса драматического театра» и уже 11 лет служит в театре «Балтийский дом». За это время прошла курсы переподготовки в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, где получила переквалификацию по специальности «Режиссер игрового кино». Параллельно повышала квалификацию на курсах Good Story Media в сценарной школе «Лига кино».

В фильмографии девушки уже несколько документальных картин, среди которых и социально значимые проекты, и исторические киноленты. Сейчас в работе у режиссера два исторических дока: «Луиза» и «Дворы Вагановки».

Всегда интересно, почему представители других профессий выбирают не просто режиссуру, но документалистику, тогда как работа в игровом кино по разным причинам представляется более привлекательной, в том числе с точки зрения финансовой отдачи от проката фильма. Валентина Коровникова рассказала редакции MovieStart, почему, будучи актрисой театра, решила снимать именно док.

В 2022 году, когда проходил первый конкурс Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), ей захотелось рассказать историю о проекте «Чудомобиль», который организовали знакомые ребята. Это были актеры театра, которые уже на протяжении нескольких лет ездили в детские дома, играли для детишек спектакли и дарили им подарки. И занимались этим абсолютно безвозмездно. У Валентины было внутренне желание помочь друзьям в этом деле, но денег, чтобы поддержать финансово, не было, поэтому она решила рассказать о проекте с помощью кино. Так родилась идея дока «Чудомобиль». Валентина подала заявку в ФПРК и выиграла грант. Это был ее первый опыт в документалистике, когда она пыталась рассказать историю, но другим языком. И история, по мнению Валентины, сложилась.

Док и игровое кино: в чем отличие?

«Я почувствовала совсем другую природу кино, совсем другое ощущение правды и сложность поиска значимых событий и выстраивания драматургии, – рассказала Валентина Коровникова. – В игровом кино ты заранее сам выстраиваешь историю по актам, определяешь кульминацию, а тут нужно искать конфликты и строить драматургию точно так же, как и в игровом кино. На мой взгляд, и в доке тоже должна быть четкая драматургия, должен быть конфликт, должны быть герои, за которыми было бы интересно следить. Я попробовала – и мне понравилось».

Стремление помочь, а не желание заработать

Потом Валентина выиграла два гранта в Министерстве культуры РФ, тоже на док. Но решилась на эти проекты не для того, чтобы зарабатывать. Режиссер подчеркнула, что это были истории, которые ей хотелось рассказать.

На сегодняшний день уже сделан фильм «Трогательные технологии», тоже при поддержке ФПРК, – о знакомом бизнесмене, который занимался кейтерингом, а потом продал бизнес и начал разрабатывать дивайс для слепоглухих людей. Есть и второй проект о слабовидящих людях «Мир на ощупь» – о незрячем блогере, который профессионально занимается парусным спортом и участвует в парусных регатах наравне со зрячими. За время съемок фильма герой открыл школу парусного спорта для незрячих. «Эти доки возникают у меня не на заказ, а по зову сердца», – поделилась Валентина Коровникова.

О социальном доке и его способности воздействовать на реальную ситуацию

Вот пример удивительной истории «Чудомобиля». Когда Валентина и ее команда начинали снимать, подавали заявку, участники проекта ездили в детдома на жигулях 1986 года. Автомобиль стоял распиленный под слоем снега, и ребятам было очень тяжело. Они решили: если машина заведется, то они будут снимать кино, если нет, то смысла в фильме нет, потому что проект был на грани закрытия. Но машина завелась. Валентина была уверена, что это знак. Начали съемки, покрасили машину. Проект стал развиваться. За время съемок ребята открыли филиал «Чудомобиля» в Москве. Но это все происходило на добровольных началах. А в прошлом году, посмотрев фильм, проектом заинтересовалась продюсер с «Пятого канала» и решила создать фонд, чтобы помочь ребятам. Так у них появились поддержка и защита. Филиалы «Чудомобиля» существуют уже в нескольких городах страны. Благодаря созданному фонду, ребята получили финансирование и купили еще две машины.

«По опыту “Чудомобиля” могу сказать, что благодаря фильму у ребят появились новые возможности, чтобы продолжать проект, ездить в детские социальные центры,– уверена режиссер. – По крайней мере, та моя задача – рассказать о ребятах так, чтобы у них появилась какая-то помощь, поддержка, – была реализована».

фото: Евгений Зимин

О том, как выбрать историю для фильма

«Что касается доков, если я узнаю о какой-то истории, событии, то отслеживаю свои первые реакции, эмоции, – поделилась режиссер. – Если у меня появляется реакция: “Ничего себе, а так возможно?”, если меня саму история восхищает или если я этого не умею, то мне хочется об этом рассказать».

«Дворы Вагановки»: история сквозь время

На этап пост-продакшена вышел новый проект Валентины Коровниковой «Дворы Вагановки». Вагановское балетное училище, старейшее в стране, существует почти 300 лет. Все о нем слышали, но мало кто знает, что в самом дворе, пока танцоры стояли у станка, за эти 300 лет происходили знаковые события, рушились судьбы, вершились государственные перевороты. Одно время там даже располагался подпольный клуб-ринг, откуда вышел великий боксер Виктор Васин. То есть внутри этих дворов кипела совершенно другая, не совместимая с балетом жизнь. Валентину Коровникову этот факт впечатлил, и она взялась за эту историю.

Важность нового документального фильма-исследования в том, что в нем используется уникальная с исторической точки зрения информация, которой нет ни в интернете, ни в других доступных источниках. Режиссер призналась, что материалы приходилось собирать фактически по крупицам. Валентина и ее команда искали людей, которые жили во дворах, их потомков и тех, кто имел какое-то отношение к этому месту, собирали разные свидетельства и мнения, составляли максимально полный портрет двориков. В новом фильме главный герой – это сами дворы Вагановки. И вызов для режиссера в том, чтобы выстроить сюжетную линию, основываясь на той парадигме, что балет нерушим, что бы ни происходило в стране.

Исследование охватывает период с начала XX века, когда во дворах располагалась дирекция Императорских театров, до наших дней. В картине будут использованы интервью с бывшими жильцами, среди которых многие артисты Мариинского театра (в советский период – Кировского), архивные материалы из музея театра, в котором и по сегодняшний день работают сотрудники, заставшие те времена.

Сложность с поиском информации, по словам режиссера, заключалась еще и в том, что сейчас дворы Вагановки закрыты для посещения даже для прежних жильцов. Они теперь являются собственностью Вагановского училища, там располагается его общежитие. А история этих дворов сама по себе очень богатая и интересная и ее хочется рассказать.

Док-опера «Луиза», или поиски нового языка документалистики

На этапе продакшена сейчас находится и еще один уникальный проект Валентины Коровниковой «Луиза». Это историческая док-опера с элементами мокьюментари, основанная на реальных событиях. Фильм рассказывает историю Луизы Кессених – прапрабабушки знаменитой актрисы театра и кино, народной артистки России Татьяны Львовны Пилецкой, которая тоже появится в картине в роли самой себя. Луиза Кессених во время войны с Наполеоном, переодевшись в военный мундир, добровольно ушла на фронт в поисках мужа.

Валентина Коровникова определила для своей картины уникальный жанр – док-оперу. В фильме эпизоды исторической реконструкции переплетаются с элементами театральной постановки (мокьюментари), а самые сильные по эмоциональности сцены сопровождаются музыкальными и вокальными партиями, а также танцевальными номерами. Такой подход, по мнению режиссера, позволяет уйти от эпатажных диалогов и избыточного повествования там, где это необходимо.

«Дмитрий Гусаров»: исторический фильм-портрет без цензуры

Недавно был завершен еще один исторический проект с элементами военной реконструкции «Дмитрий Гусаров. За чертой цензуры» – о писателе и редакторе журнала «Север», который выпускался в Петрозаводске. Благодаря ему мы знаем Федора Абрамова, Виктора Белова и других советских писателей, которых запрещали в советское время. Дмитрий Гусаров находил способы обходить цензуру и публиковать их повести и рассказы. Одним из главных произведений самого Гусарова как писателя стал роман «За чертой милосердия» – честные хроники военного времени глазами партизана, коим сам он являлся в годы войны.

фото: Евгений Зимин

О документальной правде и художественном вымысле в историческом доке

«Самое главное – сохранить правдоподобность исторических событий, отследить мельчайшие детали эпохи, чтобы специалисты не увидели фальши», – уверена Валентина Коровникова. Однако режиссер допускает использование художественного вымысла, но при соблюдении определенных условий: если это драматургически оправдано и понятно для зрителя или если это художественный ход, который позволит либо погрузить зрителя в необходимую атмосферу, либо более доступно донести какие-то факты, избежать использования сухих цифр и графиков.

О важности фестивального движения

Уже первый игровой короткометражный фильм Валентины Коровниковой «Охотник за каблуками» попал на Каннский кинофестиваль, где участвовал в секции Short Film Corner. «У меня тогда не было никакого образования в области режиссуры, – вспоминает Валентина. – Я выиграла питчинг на “Ленфильме” и при поддержке киностудии сняла фильм. Потом стала отправлять его на разные фестивали. Конечно, не было никаких агентов, я все делала самостоятельно. Но после участия в фестивалях у меня появились новые предложения…»

И сейчас Валентина больше не стучится, не просит: «Посмотрите на меня», а как раз ей звонят продюсеры и спрашивают, есть ли у нее свежие идеи, проекты. Валентина в кино только пятый год, но за это короткое время уже многое сделала. Она уверена, что фестивали – это возможность заявить о себе: «Ты едешь туда с визиткой. Смотрят твою работу, и людям неважно, учился ли ты где-то. Люди видят, как ты работаешь, видят результат и делают тебе предложение».

О роли онлайн-платформ в продвижении доков

Фильм «Трогательные технологии» взяла себе платформа Premier. «Я сама смотрю много доков на платформах, – призналась режиссер. – То, что в принципе у дока есть возможность не лежать на полке, а где-то показываться, это большой плюс. А для режиссеров это возможность входа в индустрию», – уверена Валентина Коровникова.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять