Олимпийский характер: 5 доков про российский спорт
Олимпийские игры-2024 близятся к завершению, а мы подготовили еще одну небольшую подборку документальных фильмов, иллюстрирующих историю спорта в нашей стране и его героев. Напомним, что ранее мы вспоминали документальные киноленты, посвященные непосредственно Олимпиаде.
Док на все времена
«Спорт, спорт, спорт» – фильм 1970 года, снятый Элемом Климовым по сценарию Германа Климова. Работа, в которой гармонично соединились элементы документального кино, постановочные сцены, спортивная хроника, анимационные вставки, стихи Бэллы Ахмадулиной и музыка великого Альфреда Шнитке. Избрав сложный метод подачи материала, на стыке нескольких киножанров, Элем Климов добился потрясающего эффекта – рассказал о спорте буквально все, не отталкиваясь от результатов, очков и секунд.
Особенно запоминается образ опричника Кирибеевича в исполнении Никиты Михалкова (боксерский поединок с купцом Калашниковым в эпоху Ивана Грозного), интервью героя Олимпиады-36 Джесси Оуэнса, который, как оказалось, никакого Гитлера особо и не заметил, а в политике практически не разбирался. Эмоционально подана история советского прыгуна в высоту Валерия Брумеля, который вернулся в прыжковый сектор после тяжелейшей автокатастрофы.
Органично встроен в ткань киноповествования рассказ о событиях легкоатлетического матча СССР-США 1959 года, когда два спортсмена в забеге на 10 тыс. метров оказались на грани смерти из-за обезвоживания организма. Один из героев Хуберт Пярнакиви был к этому моменту благополучно забыт советскими спортивными чиновниками, работал ветеринаром. Но после выхода картины Элема Климова, спустя 11 лет после исторического забега, «благодарный» Спорткомитет присвоил стайеру звание заслуженного мастера спорта.
Старого массажиста – дядю Володю, рассказывающего молодым спортсменам байки, формирующие сюжетную основу картины, – сыграл мастер эпизода Георгий Светлани (озвучивал Ролан Быков). Комедийный контекст был вполне уместен: Элем Климов хотел избежать традиционного для спортивных фильмов нагнетания излишнего пафоса. Сочетая, казалось бы, несочетаемое, режиссер сумел достичь высочайшего художественного результата.
Док, который не должен был появиться
«Невозможный Бесков». Режиссер Алексей Габрилович и сценарист Александр Нилин (сам Александр Павлович утверждал, что его вклад ограничился названием картины) сумели добиться действительно невозможного – договориться о съемках документального фильма о московском «Спартаке» чемпионского сезона 1987 года. Все, кто хотя бы краем интересовался футбольной жизнью тех лет, должны были понимать – тренер-диктатор Константин Иванович Бесков никогда не пустит киношников в святая святых – раздевалку «Спартака». И уж точно не предстанет перед камерой в своем традиционном образе тренера перфекциониста, без особых прикрас. Допустил и предстал, о чем, по слухам, очень сильно пожалел, хотя режиссера считали искренним поклонником великого тренера.
По словам А.Нилина, уже в ходе съемок Константин Иванович стал понимать, что парадного портрета тренера и команды не будет и, обращаясь к Габриловичу, попросил: «Леша, хватит провокационных вопросов. У тебя своя профессия, у меня своя».
Рельефно показаны (сильный ход режиссера) другие знаковые фигуры – начальник команды, легендарный Николай Старостин, главный хранитель спартаковского духа и антипод Бескова, Валерия Бескова – преданная, влиятельная и властная супруга главного тренера.
Год спустя Старостин при поддержке большей части игроков выступит против Бескова, и человек, возродивший славу «Спартака», уйдет из команды. Удивительным образом Габриловичу удалось отследить ростки этого конфликта в момент достижения наивысшего успеха – завоевания чемпионского титула.
Советская классика
«Цветущая юность» – документальный фильм о параде физкультурников в Москве 18 июля 1939 года. Это первый советский цветной фильм, снятый при помощи специального трёхплёночного киносъёмочного аппарата ЦКС-1.
Вниманию зрителя представлено 18 минут советской праздничной классики, снятой Александром Медведкиным. Фильм на долгие годы определил формат презентации спортивных праздников в СССР – радостно, пафосно, красочно. Режиссеру Медведкину в тот момент было не до художественных изысков: его предыдущая работа «Новая Москва» об архитектурном преображении столицы была положена на полку и подверглась тотальной критике в центральных изданиях. «Цветущая юность» «реабилитировала» мастера в глазах партийного руководства.
Взгляд зрителя спустя 85 лет по-прежнему радуется молодым лицам и сильным телам физкультурников, но память не позволяет забыть – через полтора месяца начнется Вторая мировая война.
Док о становлении советской «фигурки»
«Этот удивительный спорт». Трудно поверить, но были времена, когда женское одиночное катание воспринималось как наименее популярный вид фигурного катания. 50 лет назад бал правили мужские одиночники и пары. Но и тогда зритель шел на яркие личности, как сейчас фанатки ожидают выхода на лед Евгении Медведевой, Алины Загитовой или Александры Трусовой.
В фильме о чемпионате СССР 1970/71 по фигурному катанию в Риге показан весь спортивный бомонд того времени: олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов (вскоре они станут невозвращенцами, что повлияет на судьбу картины); заслуженный тренер СССР Станислав Жук и его ученики – чемпионы мира Ирина Роднина и Алексей Уланов, – заслуженный тренер СССР Елена Чайковская и ее ученики – чемпионы мира Людмила Пахомова и Александр Горшков, – молодой тренер Татьяна Тарасова.
Смотрим черно-белую ленту и обнаруживаем, что тренерские нотации столь же жесткие и мотивирующие, девушки-спортсменки всё так же переживают и плачут, сетуют на несправедливость оценок. Юная Ирина Роднина признается в том, что не любит показательные выступления, для нее смысл катания – борьба, соревнование.
В кадре звучат примечательные фразы о том, что нельзя сводить выступление к набору сложных технических элементов, без художественной составляющей теряется важнейший компонент фигурного катания. Фильм чрезвычайно актуальный для определения критериев верности пути, выбранного современной «фигуркой», и прекрасный портрет эпохи, за год до мощного рывка советской школы на Олимпиаде в Саппоро.
Самый добрый док
«Учитель физкультуры» – год 1970-й. Не только голы, очки, секунды, но и каждодневный труд учителя физкультуры Юрия Яновича Мушперте из 12-й школы Киевского района Москвы может стать сюжетом отличного документального фильма. Ведь все мы родом из детства: великие спортсмены и простые граждане, которые последний раз подтягивались на турнике где-то в районе шестого класса. Все начинается с уроков физкультуры.
Классика конца 1960-х годов, это прямая перекличка с культовым фильмом «Доживем до понедельника». В киноленте представлен весь арсенал учительских приемов: от демонстрации коллекции спортивных значков как способа заинтересовать первоклашек своим предметом, до индивидуальной беседы с пухлым добряком Сережей, который принципиально не считает физические нагрузки полезными для организма.
Зрителю предложено 20 минут экранного общения с мудрым педагогом и замечательными детскими образами – участников подвижных игр, эстафет и преданных болельщиков, переживающих за команду своего класса.
Текст: Алевтина Колдунова