«Окно в Европу»: 5 лучших фестивальных проектов, которые стоит увидеть
В Выборге завершил свою работу кинофестиваль «Окно в Европу», который представил зрителям многогранную программу анимационного, документального и игрового кино, а также мастер-классы режиссеров, обширнуюпрограмму специальных показов, и лекции, посвященные истории «Ленинградской школы» и подробному разбору творчества Алексея Германа, Глеба Панфилова, Динары Асановой, Семёна Арановича и других режиссёров, снимавших на «Ленфильме» в 1970-80-х годах. Несмотря на то что объять всю разнообразную, но неровную фестивальную программу невозможно, кинокритик Юлия Шампорова выбрала пять фестивальных картин, которые обязательно стоит увидеть.
«Филателия», режиссер Наталья Назарова
Фильм-победитель 32-го фестиваля «Окно в Европу» удостоился самых бурных и продолжительных зрительских оваций. В этом случае можно было как на Каннском фестивале, запускать секундомер и оценивать кино по продолжительности аплодисментов, поскольку зрители не переставали аплодировать даже после окончания титров. Кажется, что такое прицельное попадание в сердца людей не случайно: российский кинематограф сегодня все ощутимее делится на зрительский, прокатный, где в большой степени превалируют сказки, и нет возможности поговорить о реальных проблемах или жизненных сложностях, и авторское, интеллектуальное кино с очень ограниченным прокатом (если таковой вообще имеется) и невозможностью обычного человека соотнести себя с теми проблемами, которые он видит на экране. С этой точки зрения, «Филателия» хорошо резонирует с демократичнымзрителем Выборга, поскольку эта история — про «маленького человека» вполне в духе Пушкина и Гоголя.
Яна живет в небольшом северном городке под Мурманском, работает на почте, увлеченно собирает марки и мечтает о создании семьи. Жизнь Яны омрачается болезнью: легкая форма ДЦП влияет на ее речь и движения, затрудняя даже самую обычную работу и вызывая проблемы с сердцем. Здесь нужно отметить потрясающую игру актрисы Алины Ходжевановой, которая очень органично воплощает на экране доброго, светлого, и страдающего от врожденного недуга человека. Ее монолог о любви к маркам, о том, насколько это лучше, чем пить или обижать кого-то, – это очень трогательный манифест «маленького человека» на его право жить и любить.
На почте Яна знакомиться с моряком Петром в исполнении Максима Стоянова, он проявляет к девушке странный, на ее взгляд, интерес, и она пытается разобраться, что за этим стоит, жалость или любовь. Жизнь Яны омрачает коллега, которая не может перенести ситуацию, в которой мужчина предпочел ей другую, и активно мстит Яне, омрачая и без того непростую жизнь девушки. «Филателия» — это добрая история о торжестве справедливости, которая скупым визуальным языком рассказывает обычным людям историю о них самих.
«Ласточка», режиссер Малика Мухамеджан
Мировая премьера фильма-дебюта выпускницы ВГИКА, режиссера из Казахстана Малики Мухамеджан прошла на Шанхайском кинофестивале, фильм также получил главную награду в секции «Лучший полнометражный игровой фильм» итальянского фестиваля Lucania Film Festival.Российская премьера картины в Выборге также не прошла незамеченной: «Ласточка» победила по результатам голосования кинокритиков, поделив эту награду с фильмом «Филателия». Примечательно, что режиссер «Филателии» Наталья Назарова преподавала у Малики Мухамеджан во ВГИКе. «Ласточка» также получила специальный приз за киноязык и визуализацию, что неудивительно: фильм снят очень масштабно и поэтично, режиссер использует сверхобщие планы, съемки с коптера, романтизирует природу, делая ее соавтором фильма. «Некоторые зрители после просмотра спрашивали меня, нет ли у меня соглашения с министерством туризма Казахстана из-за того, как красиво снята его природа», — шутит Малика.
«Ласточка» — это эстетически сделанная камерная драма о любовном «четырехугольнике»: молодая девушка Карлыгашживет с мужем на коневодческой ферме, куда тот увез ее от родителей. Отношения не ладятся из-за пережитой в семье трагедии, выкидыша. Карлыгаш не хочет продолжать супружеские отношения, и в одиночестве переживает беду, в то время как ее муж задается вопросом, правильно ли сделал, когда принял решение жениться, и не лучше ли было связать жизнь с более близкой по духу подругой детства. В это время в уединенную местность попадает заезжий француз, который путешествует по Казахстану, его машина сломалась, и он вынужден на время поселиться в доме Карлыгаш и ее мужа. Постепенно между представителями двух очень разных культур зарождаются нежные чувства, но станет ли побег в новые отношения спасением от внутренних сложностей и недовольства жизнью? Фильм «Ласточка» — стал одним из самых визуально совершенных и кинематографично выразительных картин фестиваля.
«Затерянные», режиссер Роман Каримов
Кинематографический путь режиссера Романа Каримова начинался именно с фестиваля «Окно в Европу», здесь в 2010 году его дебютная картина «Неадекватные люди» получила гран-при фестиваля, тем самым, открыв начинающему кинематографисту путь в профессию. Неудивительно, что премьера нового фильма Каримова «Затерянные» спустя 14 лет состоялась здесь же, и, естественно, картина не осталась без призов, в том числе и денежных. Картина получила награду от продюсеров (Диплом Гильдии продюсеров и денежный приз) и Приз нового президента фестиваля, режиссера Сергея Урсуляка, который на церемонии закрытия отметил, что за творчеством Каримова на фестивале следят особенно пристально.
«Затерянные» — это экзистенциальный триллер в жанре магического реализма о четырех карьеристах-москвичах, которые пытаются выжить в российской глубинки без связи, наличных денег и транспорта. Столкновение двух разных вселенных, московских «выскочек» и «глубинного народа», поначалу вызывая комедийный эффект, быстро переходит в экзистенциальную драму о жизненных приоритетах и ценностях, о которых люди забывают, попадая в офисные крысиные бега и пытаясь построить карьеры и заработать деньги. Здесь картина Каримова начинает немного напоминать интонации режиссера Романа Михайлова, также ценимого в Выборге, с его персонажами, попадающими в параллельные вселенные и решающими самые главные вопросы жизни, при этом оставаясь в стилистике жанрового кино.
По сюжету, начальник большой компании, манипулятор и абьюзер, стравливает четырех своих подчиненных, обещая каждому повышение в случае заключения выгодного контракта с китайцами. Четверо героев в исполнении Егора Корешкова, Никиты Кологривого, Артёма Цуканова и Даниила Толстокулакова едут на заветную конференцию, пытаясь подсидеть и обогнать друг друга в карьерной гонке. Амбиции и токсичность героев зашкаливают ровно до тех пор, пока они не оказываются в таинственном месте без бензина, связи и других благ цивилизации, пытаясь решить проблемы и параллельно понять, чего же они действительно хотят от жизни.
Картина Романа Каримова выйдет в российских кинотеатрах 5 сентября, прокатчиком выступает «НМГ Кинопрокат».
«Особенности национальной больницы», режиссер Станислав Светлов
Проект «Особенности национальной больницы», который на фестивале вместе со съемочной группой в Выборгепредставлял зрителям продюсер Алексей Учитель, а также представители онлайн-кинотеатра Wink, поскольку фильм вошел в линейку Wink Originals, стал единственной комедией в конкурсе фестиваля «Окно в Европу» в этом году. Примечательно, что фильм поставлен по последнему сценарию Александра Рогожкина, и тематически является продолжением его легендарных «Особенностей национальной охоты» и «Особенностей национальной рыбалки». Все это не могло не привести к тому, что картина стала любимицей публики, победив в зрительском голосовании «Выборгский счет».
По сюжету, немецкий студент Вернер Мюллер приезжает в неврологическое отделение петербургской больницы, чтобы получить справку на работу, однако из-за языкового барьера происходит путаница, и, чтобы получить справку, Мюллеру приходится стать здесь волонтером, не зная ни слова по-русски и открывая для себя различные грани российского национального характера, ведь неврологическое отделениеотечественной больницы – подходящее для этого место. «Особенности национальной больницы» — это добротный комедийный проект, не лишенный актуальности, однако, кажется, что некоторые сцены картины вместе с юмором и Аркадием Укупником с песней «Я на тебе никогда не женюсь» пришли к нам прямиком из 1990-х.
В российских кинотеатрах картину выпустит «НМГ Кинопрокат» 3 октября.
«Наступит лето», режиссер Кирилл Султанов
Снятый в копродукции России и Германии черно-белый дебют молодого режиссера Кирилла Султанова, выпускника МШК под руководством Алексея Попогребского и Павла Бардина многие критики окрестили удачным упражнением в кинематографической форме. И действительно, строгая черно-белая стилистика – это ключ к пониманию психологии героев фильма, где нет серых оттенков, нет цветов и полутонов, а есть полярная противоположность, заложенная в конфликт картины, которая, однако, страдает некоторыми сценарными недосказанностями.
По сюжету, главный герой, выросший в детском доме, Никита, в исполнении талантливого белорусского актера Микиты Воронова, совершает преступление в своем городе и бежит от наказания в Москву, где встречает богатого и взбалмошного парня, Дэна и компанию его друзей. Постепенно ревность Дэна и его психические проблемы приводят к серии преступлений, которые ребята до последнего пытаются оправдать и скрыть. Картина со звездой Канн Марком Эйдельштейном в роли взбалмошного мажора-маньяка, Микитой Вороновым, Тиной Стойилкович, Кириллом Кяро и другими талантливыми актерами получила на фестивале приз за «Актерский ансамбль завтрашнего дня».