MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Сергей Макаров: Я знаю режиссеров, которые работают с непрофессионалами

Сергей Макаров: Я знаю режиссеров, которые работают с непрофессионалами

фото: пресс-служба «Москино»

С 6 по 11 августа в столице прошел третий этап проекта «От идеи до премьеры», организованного «Москино» при поддержке Департамента культуры города Москвы. В ходе первых двух – всем желающим сначала предложили поучаствовать в конкурсе синопсисов, а затем попробовать себя в «Народном кастинге». Теперь настала очередь самого ответственного момента – съемок. В результате должно получиться три короткометражные ленты, увидеть которые можно будет 24 августа в кинотеатре «Художественный».

Одним из судей «Народного кастинга» стал актер, режиссёр, шоумен, и ведущий самой модной московской радиостанции Capital FM Сергей Макаров. В интервью он рассказал о том, как отбирались счастливчики, которые выйдут на площадку, и оценил шансы непрофессиональных актеров на карьеру в индустрии. 

– Сергей, чем вас привлек проект от «Идеи до премьеры»?

– В первую очередь тем, что это полностью народный проект. Но если честно, я и сам не ожидал, что мне будет настолько интересно отсматривать участников «Народного кастинга». Как и все члены жюри, я искренне старался дать людям раскрыться и показать себя с лучшей стороны. Меньше всего мне хотелось кого-то напугать, чтобы человек потом вспоминал меня не добрым, а крепким словом.

– Что было самым главным при отборе?

– Мы на Киностудии им. М. Горького выбирали участников для проекта, который носит рабочее название «Побег». Что было важно? Увидеть тех, кто сможет воплотить то, что заложено в сценарии. Этим людям должен поверить зритель. Поэтому мы ставили наших участников в самые разные «предлагаемые обстоятельства». Ведь в кино вроде как всё понарошку, но на самом деле, всё по-настоящему и всерьез. 

– Вашу вовлеченность в процесс было сложно не заметить.

– А разве можно иначе? Люди пришли на кастинг, большинство из них непрофессионалы, им была нужна наша помощь и поддержка. В актерской профессии мне всегда нравилась возможность переключать состояние практически по щелчку пальцев. Мне повезло, я легко могу поймать любое состояние, любой настрой. Но самое интересное, что я могу помочь сделать то же самое другому человеку. Внезапно он может то же, что и ты. И это очень интересное качество нашего организма – возможность переключаться и вовлекаться в процесс. По сути, мы же не знаем, из какого сора растут стихи и рождаются фильмы. 

– На что в первую очередь обращали внимание?

– На глаза, конечно. Плюс для меня очень важен голос и манера говорить, я же представитель петербургской театральной школы, к тому же много лет работаю на радио. Меня не раздражает ни эканье, ни мэканье, но на неправильные ударения, произношение я всегда среагирую. Возможно, просто я человек избалованный. При этом я отлично понимаю, что москвичом может стать человек, откуда угодно приехавший, а значит, и говор у него может быть самым разным.

– Вы профессиональный актер, а как получилось, что уже много лет вас знают, как классного радиоведущего?

– Опять же совершенно случайно. Я учился на четвертом курсе Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская Игоря Александровича Зайкина). Мне очень нравилась одна девушка – самая красивая во всей академии. И она как раз мечтала работать на радио. А я даже мечтать боялся. Мне казалось, что это недосягаемые высоты – Дмитрий Нагиев, Алиса Шер, Алена Бородина и так далее. Но за компанию я отправил и своё резюме. И внезапно мне ответили, пригласили на встречу. Выяснилось, что я не только понравился по фото, но и подошел по голосу. Так я узнал, что у меня оказывается радийный низкий бархатный голос, который нравится аудитории. А еще, что я обладаю достаточным кругозором для того, чтобы сразу оказаться в восьмичасовом ночном эфире на всю страну со слушателями, у которых гораздо больше жизненного опыта, чем у меня. 

Ночами я работал на радио, а потом из Ольгино, с Финского залива, где была студия, ехал в академию, где целый день учился. Спал я какими-то урывками, а ночью снова выходил в эфир. В итоге учеба закончилась, а радио осталось со мной, как я теперь понимаю, на всю жизнь. Кстати, потом уже на других радиостанциях, я познакомился и с Иваном Ургантом, и с Дмитрием Нагиевым, и с Аленой Бородиной. С Аленой мы вообще проработали вместе восемь лет и до сих пор тепло общаемся.

В итоге радио дало мне стабильность в жизни и дополнительную профессию. А ещё – большое количество друзей среди радиослушателей по всей стране. И по всему миру, потому что у меня даже в Панаме был опыт работы на радио.

– А если вернуться к кастингу, что можете посоветовать ребятам, которые только начинают свой путь в профессии, ведь среди участников были и профессиональные артисты?

– Много смотреть, читать и пробовать себя. И главное – не бояться много работать. Сложно получить работу без опыта, а потому нужно постоянно искать, где нужны начинающие артисты. Важно не бояться сниматься в студенческих, дипломных картинах. И тут важно не только то, что они потом вырастут и про вас вспомнят, но и то, что у них есть школа, опыт и видение их мастеров. Их этому учили, они знают, как снимать кино, и хотя бы примерно понимают, что хотят получить в результате.

Или опять же из опыта расскажу. В самом начале карьеры я принимал участие в съемках картины «Александра» Александра Сокурова. Полный метр, в Чечне. На площадке – великая оперная дива Галина Павловна Вишневская, жена Мстислава Ростроповича – и мы с нею в одном кадре. Но так как это экспедиция и съёмочные дни не каждый день, Александр Николаевич Сокуров предложил нам пойти к нему помощниками. И мы, ребята-артисты, помимо основного нашего дела таскали кабели, строили декорации, устанавливали партикабли – огромные этажерки, на которые ставятся прожекторы, чтобы можно было снимать ночью, как днем – вносили вручную карандашиком его правки в каждый экземпляр сценария и так далее. И вот когда попадаешь в реальный мир кино и видишь, что это не только почивать на лаврах, но и бесконечно работать в любую погоду, в любом настроении, в любом расположении духа и состоянии, потому что это работа, тогда понимаешь, надо оно тебе или это не твое. 

У меня вообще есть версия, что все, что с нами происходит, это большой кинофильм, а музыка, которая звучит, скажем, из радиоприемников, это саундтреки к нашей с вами киноленте жизни.

– А вы верите, что люди из «Народного кастинга» смогут в дальнейшем стать профессиональными актерами?

 – Верю ли я, что из них могут получиться настоящие артисты? Да. Я знаю многих режиссеров, которые любили работать с непрофессионалами. Возьмем, хотя бы того же Александра Николаевича Сокурова. Есть примеры Киры Георгиевны Муратовой, Андрея Сергеевича Кончаловского. Мне кажется, если поставить себе цель, то можно все. И потом пойти учиться и влиться в профессию. Мы же зачастую и сами не догадываемся, какие у нас есть возможности. И отлично, что «Москино» дали людям шанс себя попробовать. Сегодня есть запрос на новые «незамыленные» лица. 

– В проекте «От идеи до премьеры» все фильмы посвящены нашей столице. Можете назвать свои любимые фильмы о Москве?

– «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Джентльмены удачи» Александра Серого, «Весна» Григория Александрова. Там действие происходит в институте Солнца, и вроде как Москва вскользь показана, но если присмотреться, то там в кадре есть даже храм Вознесения на Большой Никитской, где Александр Пушкин венчался со своей Натальей, так как там тогда был съемочный павильон. Когда я переехал в Москву, то стал разглядывать эти фильмы совершенно иначе, мне всегда очень интересно, где снято, где какая улица. Мне важен этот момент узнавания. Причем интересно как спонтанное узнавание, когда оказываешься в том самом месте, что и герои фильма, например, «Служебный роман», где вседействие происходит в здании на углу Петровки и Кузнецкого моста, а крыша дома Нирнзее на Тверской, это оказывается та самая крыша, где Калугина жаловалась Новосельцеву на жизнь, так и прицельное, когда отправляешься, скажем, на экскурсию по местам съемок той или иной картины. Обычно берутся только великие фильмы. И хочется, чтобы то, что сейчас снимается в Москве, однажды перешло в этот разряд, и чтобы по местам съемок тоже стали водить экскурсии, изучать уже наше время.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять