Доки стран-основательниц БРИКС: народы, фабрики и искусство
В Москве 27-28 августа проходит Международный муниципальный форум стран БРИКС. Этим мероприятием в нашей столице стартует цикл диалоговых площадок под эгидой авторитетной международной организации. Повестки встреч включают не только обсуждение проблем экономики и социального управления, но и широкий спектр культурных вопросов. Накануне форума мы предлагаем познакомиться с документальными фильмами, «презентациями» образов стран-основательниц БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая).
Бразилия. Одним из самых ярких доков последних лет не только в национальном, но и международном масштабе стал фильм «Территория», снятый режиссером Алексом Притцем. Эта работа стала результатом творческих усилий большой международной команды, в состав которой вошел один из самых ярких режиссеров и продюсеров современности Даррен Аронофски.
В картине рассказывается о конфликте между индейским племенем уру-эу-вау-вау и бразильскими скотоводами, стремящимися получить в пользование часть земель коренного народа в районе тропических лесов. Народ уру-эу-вау-вау вступил в контакт с внешним миром только в 1981 году, и этот фактор сыграл негативную роль в жизни племени, численность которого за эти годы существенного сократилась.
Главные герои дока – юный глава племени Битате, экологическая активистка Найдинья Бандейра и скотовод Сержио, который четко обозначает суть конфликта, задавая риторический вопрос – «почему им должно быть позволено остаться? Они не обрабатывают землю, они просто живут на ней».
Каждая из сторон отстаивает свою версию правды, режиссер не старается намеренно встать на чью-то сторону, разделяя экранное время между индейцами и их оппонентами примерно поровну. Но сама подача материала четко показывает, какой из сторон симпатизирует съемочная группа. Поэтому некоторые критики сочли ленту «пропагандистской». Но если это и пропаганда, то только в смысле отстаивания справедливости, прав коренных народов на сохранение собственной культуры, традиций и самобытности.
Впрочем, конфликт, как мы видим на экране, резко изменил подходы уру-эу-вау-вау к выбору методов защиты своей земли. Режиссер демонстрирует, как племя работает над установкой беспилотных летательных аппаратов и камер для документирования незаконных поселенцев на их земле. Цивилизация не входит, а врывается в неведомый прежде мир.
На фестивале «Сандэнс»-2022 «Территория» выиграла приз зрительских симпатий и специальный приз жюри за документальное мастерство.
Китай. «Плыви, пока море не станет синим». Документальный фильм 2020 года Цзя Чжанкэ о трех писателях, посещающих литературный фестиваль в городе Шаньси. В центре повествования – важнейшие фигуры современной китайской литературы: Цзя Пинва, Юй Хуа и Лян Хун. Премьера дока состоялась на Берлинском кинофестивале, а в России и Китае фильм показали год спустя (российский показ на «Ночи кино» в Москве).
Фильм получился длинным, сложным для восприятия, снятым в несколько замедленной, тягучей манере. Долгие разговоры в кадре не только об истории и литературе, но и о жизни большого региона, где родился режиссер. В этом отношении работа получилась глубоко личной, интимной, что и объясняет выбранную манеру подачи материала.
Цзя Чжанкэ некоторые критики называют одной из самых значимых фигур современного мирового кино, и это вовсе не преувеличение. Каждая его работа несет мощный социальный и философский посыл, направленный на критику последствий глобализации, утрату национальных корней. В этом отношении «Плыви, пока море не станет синим» нельзя назвать наиболее радикальным творческим высказыванием. Но мастерством режиссера, его умением так просто и естественно подавать на экране самые сложные и противоречивые смыслы нельзя не восхищаться.
Западные и некоторые китайские критики сдержанно оценили фильм, не относя его к лучшим работам автора, но, с моей точки зрения, для знакомства с лучшими образцами китайского документального кино «Плыви, пока море не станет синим» это идеальный выбор.
Индия. Еще один международный проект, теперь уже индийского режиссёра Рахула Джайна «Машины». Мы привыкли видеть на экране танцующую Индию, яркие краски, песни, многообразие традиций и культурных кодов. Посмотрим на страну в ее ином измерении – фабричной жизни рабочих-мигрантов на большой текстильной фабрике в Гуджарате.
Работа очень эмоциональная в плане подачи материала, даже удивительно, что это был первый полнометражный док Рахула Джайна. Огромную роль в успехе картины сыграла блестящая операторская работа Родриго Вильянуэва, который получил за этот фильм специальный приз жюри World Cinema Documentary в 2017 году. Некоторые кадры кажутся постановочными, но это не так – мастерство мексиканского оператора настолько завораживает, что поневоле думаешь – так можно только сыграть, в жизни такого не бывает.
В одном из интервью Джайн пояснил выбор названия ленты, его признание указывает на причину выбора темы и места для съемки: «Я думаю, что “Машины” – довольно подходящее название еще и потому, что именно машины вернули меня на эту фабрику. Из моего детского опыта, мой разум всегда думал о машинах, а не о людях. Когда я вернулся снова, я увидел людей. На этот раз они взяли на себя роль машин».
Мигранты, работающие за 100 долларов в месяц, это прежде всего люди, но жизненные обстоятельства превращают их в придаток механизмов. Если одна из функций кинематографа – побуждать людей к сочувствию, то «Машины» – идеальный док для того, чтобы встать на час с небольшим рядом с теми людьми, которые нелегким трудом зарабатывают себе на жизнь.
Россия. «Карман России». Мне, выросшей в Нижегородской области, трудно обойти вниманием док Леонида Парфенова. Понимаю, что каждый автор с удовольствием отдал бы честь представлять страну в данном обзоре фильму о своей малой Родине, но эта работа не только дань истории, людям, культуре, традициям «кармана России», а нечто большее – удивительный образ города, ставшего одним из ключевых центров истории и современности нашей страны.
Безусловно, формальным поводом для появления картины стало 800-летие города и 125-летие с момента проведения Всероссийской художественно-промышленной выставки, но авторский, личный взгляд режиссера доминирует над традиционным «плакатным» подходом к созданию картины под официальную дату.
Уникальный стиль автора (журналистское повествование с широким использованием художественных реконструкций, компьютерной графики, анимации), выработанный за многолетнюю историю работы на телевидении, виден в каждом кадре. Ничего лишнего, ни одной паузы, отсутствие кадров, не несущих смысловой нагрузки. Плотное, насыщенное кино, наглядно демонстрирующее особые черты региональной и общероссийской идентичности.
В условиях расширения объединения БРИКС очевиден и курс на укрепление и развитие отношений между странами-участницами во всё большем количестве направлений экономической жизнедеятельности. В этой связи необходимо погружаться в быт народов проживающих на территории данных государств, изучение их культурного кода, насущных проблем. Кино является одним из наиболее подходящих для этого инструментов, а кинематографистский язык – универсальным языком коммуникации.
Текст: Алевтина Колдунова