MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Преображая других – преображаешь себя: в преддверии 1 сентября вспоминаем доки о школе и учителях

Преображая других – преображаешь себя: в преддверии 1 сентября вспоминаем доки о школе и учителях

фото: Иван Карпов / Фотобанк Лори

Новый учебный год на пороге. Для кого-то это последние месяцы за школьной партой перед выходом в мир самостоятельной жизни, а для кого-то начало большого и важного пути. Трогательные, грустные, смешные и радостные моменты школьной жизни много раз становились предметом отражения на экране в формате документального и художественного кино. Сегодня мы вспомним лучшие доки отечественного кинематографа, посвященные любимым учителям, ученикам, нашей школе.

Прорывной научно-популярный фильм «Советская школа» был снят в 1986 году на уроках учителей-новаторов – Виктора Шаталова, Евгения Ильина, Юрия Кузнецова, Шалвы Амонашвили. Сорок лет спустя выражение «учитель-новатор» стало частью истории отечественной педагогики. Но в середине 80-х это была одна из самых актуальных общественно значимых тем.

Педагог Виктор Шаталов. Автор: Александр Лыскин/ Источник: РИА Новости

Чему учить? Как учить? Как строить отношения с учениками? Эти вопросы волновали буквально всех родителей, не меньше, чем все иные проблемы «ускорения» и «обновления». Сценарист и режиссер Людмила Лазарева, снимавшая до этого научно-популярные доки «Основной экономический закон социализма» или «Социально-классовая структура развитого социалистического общества», рискнула взяться за тему, которая неизбежно должна была вызывать бурную реакцию – от восторга и поддержки до полного неприятия и отрицания.

Стилистика «Советской школы» достаточно традиционна, нельзя сказать, что свежесть и новизна материала дополняется какими-то сложными кинематографическими приемами. Но этого и не требовалось. Выступления с голубого экрана Виктора Шаталова и Юрия Кузнецова несли настолько мощный эффект «открытия всех дверей» для любого человека, прошедшего классно-урочную систему, что фильм смотрелся как откровение.

С позиций сегодняшнего дня, многие выводы и предложения учителей-новаторов смотрятся утопическими мечтами. Жизнь и судьба страны повернулась так, что реализация школьной реформы со временем стала далеко не самой главной проблемой тогдашней России. Но остались кадры фильма, в которых запечатлены увлеченные наставники, любящие и понимающие своих подопечных, стремящиеся уйти от формализма и пустого заучивания. В этом, полагаю, и есть ценность «Советской школы» – открывшей широкой аудитории новые ориентиры образования, построенные на любви, внимании и взаимном уважении.

«Урок на всю жизнь» – картина, снятая по заказу Министерства науки и образования РФ. Режиссер Данила Чащин пошел по пути, противоположному линии, выбранной Людмилой Лазаревой, которая снимала известных педагогов. В центре внимания документальной киноленты – бывшие ученики, а ныне российские медийные персоны – актер Сергей Безруков, экс-губернатор Борис Титов, мисс «Россия» Яна Добровольская, певица Диана Гурцкая.

Кому-то лента покажется нарочито официальной – с подтекстом – хорошо учись, и тебя ждет успех. Но это формальная оценка, формальный взгляд. Режиссер использует возможность привлечь к съемкам знаковые фигуры для «подсветки» сложного, ответственного и зачастую неблагодарного учительского труда. Заметно, насколько в разговоре о школе и учителях выходят из привычного нам образа топ-персоны. В душе они все равно остаются теми школьниками, которые все еще сохраняют память и любят своих учителей, к которым никак нельзя добавить определение «бывшие учителя».

режиссер Данила Чащин. Автор: Владимир Федоренко/Источник: РИА Новости

Эта лиричность, интимность отношения к наставникам позволила авторскому коллективу, решив поставленную чиновниками задачу, избежать сухого официоза, сделав фильм по-настоящему запоминающимся.

«Документальный формат позволяет показать саму жизнь, как она есть, без прикрас и художественного преувеличения. Именно в документальном кино все по-настоящему: и слезы, и смех, и боль, и радость, все герои – реальные, а не вымышленные персонажи», – определил кредо своего творческого режиссер Данила Чащин.

«Заур и музыка» – документальный фильм Алексея Кобылкова о преподавателе музыки Зауре Демееве. Фильм снят при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Строение дока достаточно простое, повествование линейное, но от этой кажущейся простоты только выигрывает образ главного героя.

На портале Moviestart мы публиковали материал об этом замечательном педагоге, патриоте свое малой Родины и хранителе национальных традиций. В родном селе он открыл мастерскую по изготовлению осетинских национальных музыкальных инструментов и стал обучать детей игре на них.

Для Заура Демеева начатое им дело больше, чем просто увлечение, хобби. Он объясняет свой выбор: «Уверен, что человек меняется в лучшую сторону. В своей жизни я много чем занимался, совершал ошибки, но именно музыка вывела меня на правильный путь. Что касается детей, то очень важно занять их время полезными делами, в числе которых, безусловно, находится музыка». Формулируя подобный подход, Заур выступает прямым продолжателем идей Антона Макаренко.

«Антон Макаренко. Воспитание – легкое дело» – документальный фильм Елены Ласкари. В 1997 году издательство ЮНЕСКО выпустило статьи о ста выдающихся педагогах мира. Из российских и советских мыслителей в этот список вошли Константин Ушинский, Лев Толстой, Лев Выготский, Павел Блонский. Особое место в ряду великих занял Антон Макаренко, новатор и реформатор всей системы воспитания. Фигура, равная таким крупнейшим педагогам, как Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори.

Не буду скрывать, это один из самых моих любимых доков о школе и педагогах. Притягивает уникальность личности человека, который в 31 год ушел из обычной школы и возглавил колонию для подростков, куда помещали тех, на ком «поставили крест»: малолетних воров, проституток, хулиганов.

педагог, писатель Антон Макаренко. Источник: РИА Новости

«Хотел рассчитаться с самим собой», – писал Макаренко в своем письме Максиму Горькому, оценивая свой поступок. Эта фраза объясняет все и ничего не объясняет. Режиссер ленты, рассказывая об основных вехах биографии гениального педагога, стремится найти свой ответ на эту загадку личности.

Автор составляет незримую линию преемственности времен – звучат голоса исследователей педагогического наследия Макаренко, а на экране нам демонстрируют эпизоды из быта подростковых интернатов наших дней в Геленджике и Нижегородской области. Мы видим, как педагогические приемы, придуманные в 20-х годах, воплощены в сегодняшних практиках. Главное – это коллектив, ты должен ощущать себя как в семье, но и вести соответствующим образом. Ребенка нужно заинтересовать, сформировать пространство доверия, точно так же, как и в большой семье. Не случайно, что перевоспитавшиеся хулиганы называли Макаренко не иначе, как наш «Батя».

Ответ на вопросы, заданные в начале фильма, мы находим в самом конце 37-й минутной ленты. Он прост: преображая других, преображаешь себя. Именно поэтому воспитание – легкое дело. Таким было жизненное кредо Антона Макаренко.

 

Текст: Алевтина Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять