В память о жертвах фашизма: вспоминаем доки о войне
Ежегодно во второе воскресенье сентября в России и других странах мира проводятся общественные акции в память о миллионах людей, погибших в годы Второй мировой войны. В этот день вспоминают не только павших на полях сражений, отдавших жизни, защищая Родину, но и мирных граждан, пострадавших от нацистской агрессии.
Напомним, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу: 85 лет назад мир вступил в новую реальность, отзвуки которой доходят и до нашего времени. Многочисленные документальные хроники, созданные кинематографистами стран-победительниц, сохранили трагические образы эпохального события ХХ столетия. В этом ряду выделяются несколько работ мастеров документального кино СССР, США и Великобритании, о которых мы хотим рассказать нашим читателям.
«Разгром немецких войск под Москвой» – первая советская картина, награжденная в 1943 году премией «Оскар» как лучший документальный фильм. Режиссерами ленты стали Илья Копалин (ученик Дзиги Вертова) и Леонид Варламов, получившие за свою работу Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства за 1941 год.
Уникальность этой работы состоит в том, что заказ на съемку был получен еще до непосредственного начала наступательной операции, в самом конце ноября 1941 года. Установка исходила непосредственно от И.В. Сталина, что в разы повышало ответственность рабочей группы. Сроки ставились максимально сжатые, а численный состав кинобригады едва превышал 30 человек. Можно представить, какая невероятная нагрузка выпала на участников проекта.
Операторы, среди которых был знаменитый Роман Кармен, входили в освобожденные города вместе с передовыми частями советских войск. Часть материала снимали с воздуха, фиксируя отступающие колонны немецкой армии. Монтировали ленту в буквальном смысле «с колес». Важным элементом хроники стали образы советских граждан, встречающих Красную армию в городах, освобожденных от захватчиков. Эти моменты были ключевым эмоциональным элементом работы кинематографистов, учитывая личную установку Сталина – снизить пропагандистскую составляющую в сторону большей искренности материала. Неслучайно, что главным элементом музыкального ряда картины стала «Пятая симфония» Чайковского.
По настоянию Сталина, «излишне агитационный, крикливый» дикторский текст был сокращён, стал более сдержанным. После внесения различных поправок генералиссимус вместе с членами ГКО одобрил фильм, который вышел на экраны 18 февраля 1942 года. Учитывая условия, в которых проходили съемки и сжатые сроки монтажа, нужно признать, что со стороны отечественных кинематографистов это был настоящий подвиг.
Спустя восемь месяцев адаптированный вариант картины «Разгром немецких войск под Москвой» выходит в американский прокат под названием «Москва наносит ответный удар» (Moscow strikes back). Демонстрация ленты в странах-союзницах обеспечила мощный пропагандистский эффект. «Такие русские никогда не сдадутся», – отметил один из западных обозревателей.
«Сталинград» – советский документальный фильм о Сталинградской битве режиссёра Леонида Варламова. Спустя год после успеха своего первого документального фильма о великой войне Варламов снимает ленту о коренном переломе в боевых действиях на Восточном фронте Второй мировой. Режиссер и группа операторов были награждены в 1943 году Сталинской премией первой степени в области литературы и искусства.
Схема работы над проектом, равно как и принципы отбора материала, художественные приемы, использованные киногруппой, в значительной степени следовали опыту картины «Разгром немецких войск под Москвой». И снова нельзя не отметить героическую работу бригады операторов, которые переправлялись с войсками на лодках через Волгу, занимали позиции на крышах разрушенных зданий, снимали под обстрелом бойцов-героев на передовой.
Оператор Михаил Посельский вспоминал историю встречи с представителем ставки Верховного командования Георгием Жуковым. Фронтовая киногруппа получила задание снять маршала. «Это еще что такое?» – спросил Жуков, когда увидел у себя на командном пункте операторов. «Мы, фронтовые операторы – бодро рапортовал Женька Мухин. – Прибыли сюда выполнить распоряжение нашего режиссера Варламова. Хотим для фильма о Сталинградской битве снять вас на командном пункте».
«Так вот, – сказал Жуков, – главный режиссер тут я, и делать съемки надлежит не здесь, а вон там… – командующий указал рукой в сторону «балки смерти», где уже вторые сутки решалась судьба Сталинграда. – Сейчас им в помощь мы подбросили гвардейцев танкистов. Отправляйтесь туда и там снимайте героев битвы».
Единственным спорным моментом ленты стал чрезмерно пафосный дикторский текст, но это никоим образом не влияет на ее современную оценку как одного из самых выдающихся произведений советского документального кино.
Среди документальных лент, созданных за годы войны в США, особняком стоит фильм «Враг наносит ответный удар». Это десятиминутная лента, вышедшая на экраны в начале марта 1945 года, незадолго до начала решительного наступления союзников в Германии.
Документальный фильм был создан по заказу американского военного ведомства и рассказывал о событиях немецкого наступления в конце 1944 года в Арденнах. Это была последняя попытка вермахта перехватить инициативу на Западном фронте, которая не привела к успеху, но создала серьезные проблемы для американских войск в Европе.
Казалось бы, к чему такой непростой сюжет в условиях стратегического преимущества СССР и союзников? Но министерские чиновники справедливо посчитали, что Арденны – хороший пропагандистский пример для солдат и американского общества – война еще не закончена, противник сохраняет силы, необходимо быть готовыми к новым испытаниям для достижения победы.
Пропагандистский эффект усиливался кадрами «резни в Мальмеди». Недалеко от бельгийского города солдаты Ваффен-СС 17 декабря 1944 года без суда и следствия убили восемьдесят четыре военнопленных армии США. Демонстрация этих кадров прочно закрепила в сознании большинства американцев образ солдат СС как военных преступников, не соблюдающих элементарные правила ведения войны.
Еще один шокирующий кадр – трупы французских детей, которых хоронят в общей могиле. Заметим, что некоторые кадры из фильма были вмонтированы из материалов, изъятых у пленного немецкого кинооператора.
Британское правительство в годы войны уделяло огромное внимание созданию пропагандистских документальных лент. Одним из главных операторов этих проектов стала компания Crown Film Unit, созданная в структуре Министерства информации. Её задачей было создание фильмов для проката в Великобритании и за рубежом. В основном это были короткие информационные и документальные фильмы. Среди ведущих режиссеров студии были Хэмфри Дженнингс, Пэт Джексон, музыкальное сопровождение картин обеспечивал известный дирижер Мьюир Мэтисо.
Именно музыкальное, звуковое оформление стало одной из причин успеха картины Listen to Britain – пропагандистского короткометражного фильма 1942 года, снятого Хамфри Дженнингсом и Стюартом МакАллистером. Фильм был номинирован на первую премию «Оскар» за лучший документальный фильм в 1943 году.
Кинолента была очень тепло принята зрителями, несмотря на то что его структура сильно отличалась от архитектуры традиционного пропагандистского кино. «Фишкой» стала нелинейная структура и «игра» режиссера со звуковыми эффектами. «Королевские шотландцы» разговаривают в пабе, пары танцуют, дети играют, рабочие монтируют двигатель истребителя, сигнал воздушной тревоги – все эти разрозненные элементы повседневной жизни складываются в общую картину – страна воюет, но все идет своим чередом.
При этом автор практически избегает прямых комментариев в отношении событий, показанных на экране, что также выделяет эту ленту в особый ряд кинопроизведений эпохи.
Мы выделили только четыре документальных ленты, созданные в период великой войны, но необходимо отметить, что события 1939-1945 гг. дали мощный импульс развитию документального кино, став важной вехой в истории мирового кинематографа.
Текст: Алевтина Колдунова