MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Мария Лемешева: Кадровый голод в российском кино — проблема решаемая

Мария Лемешева: Кадровый голод в российском кино — проблема решаемая

фото из личного архива М. Лемешевой

Начало осени — важный этап не только для школьников: к учебе возвращаются студенты колледжей и вузов, включая тех, кто осваивает азы кинематографических профессий. Поэтому сентябрь — отличный повод поговорить об особенностях российского образования в этой сфере. Редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева прокомментировала развитие кинообразования в России. 

— Мария, проблема нехватки специалистов в отечественной киноиндустрии уже не первый год остро стоит перед отраслью. Почему так произошло? 

— Да, и эта нехватка вполне объяснима. В СССР, с учетом всех республиканских киностудий, снималось в среднем 100-150 фильмов в год. Во второй половине 90-х их количество уменьшилось до 50. В нулевых производство начало восстанавливаться, однако процесс оказался небыстрым, поэтому значительное число кинематографистов вынужденно сменили профессию. Сейчас же запрос на контент настолько велик, что индустрия за ним просто не успевает. И здесь сказывается, во-первых, увеличение зрительского интереса к отечественному кино, во-вторых, уход из наших кинотеатров «большого Голливуда», спровоцировавший репертуарную «дыру» в прокате, и в-третьих, взрывной рост онлайн-смотрения.

— Сегодня активно работающих онлайн-кинотеатров и медиаплатформ более десяти.

— И каждая из них снимает собственный контент, преимущественно сериалы, причем в режиме «более одной премьеры в месяц». Вы представляете объемы? И это мы еще не говорим про ТВ, которое тоже старается не отставать.

Количество выпускаемых в покат фильмов тоже растет.

— Безусловно. В прошлом году завершено производство почти 400 фильмов, и эта цифра будет расти. Ведь, как я уже сказала, нехватку голливудского репертуара, особенно блокбастеров, мы не компенсировали до сих пор.

— С другой стороны, появляются новые киношколы или отделения при вузах, где учат снимать кино.

— Да, сегодня шансов получить профессию в этой сфере гораздо больше, чем двадцать лет назад. К примеру, актерские факультеты. В Москве их всегда было много: две мастерские в ГИТИСе, по одной во ВГИКе, «Щепке», МХТ и «Щуке». В среднем на курс брали по 19 человек: 12 юношей и семь девушек. В итоге конкурс у девушек с учетом четырех отборочных туров был около тысячи человек на место. Причем некоторые профессора старались отбирать студентов с учетом тех ролей, которые тем предстоит сыграть в выпускных спектаклях: мастер заранее знал, что будет ставить, например «Вишневый сад» Чехова, и уже на первых прослушиваниях искал Раневскую, Варю, Шарлотту и т. д.

Сегодня поступить гораздо проще. Конкурс на бюджетные места меньше не стал, но есть возможность учиться на коммерческой основе. Причем как в традиционных вузах «московской пятерки», так и в новых учебных заведениях, например в Институте кино при ВШЭ. Более того, если вам «немного за тридцать», а диплом о высшем образовании уже есть, то к вашим услугам разнообразные актерские курсы, начиная от полноценного дополнительного профессионального образования и заканчивая двухмесячными экспресс-погружениями в профессию. Последние, возможно, не сделают вас звездой, но получить минимальное представление о том, нужно вам актерство или нет, сумеете. И сниматься в массовке и эпизодах — сможете.

А что делать режиссерам и сценаристам?

В режиссерскую или сценарную мастерскую можно поступить на бюджетной основе сразу после школы, например во ВГИК. Академия Никиты Михалкова тоже позволяет бесплатно получить знания в области режиссуры, но это профессиональная переподготовка, так как они принимают только тех, у кого уже есть высшее образование в области кинематографии и театрального искусства. Кстати, там также готовят актеров и продюсеров.

Если диплом о высшем образовании уже есть, можно попробовать поступить и в одну из столичных коммерческих киношкол: здесь в качестве лидеров назову Московскую школу кино (МШК), Московскую школу нового кино (МШНК), Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Высшие курсы при ВГИКе. Все они, разумеется, имеют свою специфику — и в образовательных методиках, и в индивидуальном почерке преподавателей.

ВГИК, например, делает упор на классическое фундаментальное образование и на собственные традиции. В частности, на лекциях и мастер-классах фамилию Тарковского вы будете слышать чаще, чем любую другую. Так что если вы по каким-то причинам с фильмами Тарковского подружиться не сумели, то вам точно не сюда. Хорроры вас здесь снимать тоже никто не научит.

ВКСР идеальны для людей, уже получивших жизненный опыт: студентов моложе тридцати здесь практически не бывает. И лично я не вижу в этом ничего странного: для этих профессий необходим солидный личностный багаж. Образование тут ближе к классическому, но более гибкое, чем во ВГИКе.

Академия Никиты Михалкова отдает предпочтение тем, кто также имеет опыт работы, но дает более глубокие знания и дополнительные практические навыки.

МШК делает упор на жанровое кино и учит своих учеников прежде всего ремеслу, хотя авторские фильмы ее студенты тоже снимают. МШНК, наоборот, концентрируется на индивидуальности учащегося, здесь много говорят о сущности кинематографа, об особенностях зрительского восприятия и т. д. Если же абитуриент живет далеко от столицы, а возможности переехать нет, он может попробовать поступить в Школу кино и телевидения «Индустрия», где обучение проходит в онлайн-формате.

Не могу не сказать о новаторских для нашего кинообразования методиках, которые мы позаимствовали из мирового опыта. Суть их в том, что распределение по специализации (режиссура, сценаристика, продюсирование) происходит только на втором-третьем году, до этого студенты осваивают все три профессии в связке. И это очень эффективный подход, ведь в итоге сценарист, столкнувшись с азами режиссуры, начинает мыслить более кинематографично, а режиссер в состоянии сам переписать сценарий. Такая практика сегодня существует в МШК (бакалавриат) и Институте кино при ВШЭ (бакалавриат и магистратура).

 — Где сегодня готовят специалистов второго состава съемочных групп?

— Их тоже не хватает, но с ними проще: фокус-пуллера или логгера можно подготовить за несколько месяцев. Этим, кстати, начала заниматься Свердловская киностудия, организовав собственную школу кино. Она готовит специалистов для съемок в регионе, чтобы не было необходимости везти людей издалека. Важно, что обучение в Школе бесплатное: финансирование выделяется Министерством культуры РФ.

— Выходит, школ так много, а специалистов все равно не хватает?

— Причин несколько. Первая в том, что далеко не все студенты и выпускники киношкол способны стать частью киноиндустрии. Кто-то из них приходит за «Оскаром» и, поняв, что «Оскара» в его жизни не случится, бросает учебу. Кто-то попросту «зашел не в ту дверь». Кто-то не сумел выдержать конкуренции. Кто-то не ожидал, что в этой сфере нужно пахать: кинопроизводство только со стороны кажется чем-то забавным и легким. Кто-то отказывается принимать правила игры. Например, далеко не всякий начинающий сценарист соглашается несколько раз переписать сценарий с учетом мнения продюсера или режиссера. Кто-то просто не смог запуститься с дебютным фильмом и теперь не знает, что делать дальше.

Причина вторая: качество образования. Оно очень неровное. Я сталкивалась с выпускниками режиссерских отделений, снявших за время обучения лишь пару этюдов и не знающих элементарных вещей, например не умеющих работать ни в одной сценарной программе. И здесь вина не только школ, но и самих студентов: если ты не вкалывал во время учебы, на какое будущее ты рассчитываешь?

Причина третья: киноиндустрия нуждается в людях с опытом. А у вчерашних студентов его нет. Правда, сейчас возможностей его получить больше, чем двадцать лет назад. Тогда выпускник с режиссерским дипломом ВГИКа мог рассчитывать в лучшем случае на позицию «ассистент по актерам», а должность второго режиссера и вовсе считалась чем-то немыслимым. Сегодня, сняв на втором-третьем курсе успешную фестивальную короткометражку, потенциальный дебютант быстро попадает в поле зрения продюсеров — и сразу после выпуска получает шанс снять первое большое кино или заняться производством сериала.

— Кроме того, дебютное кино более активно поддерживается государством.

— В 2022-м было принято решение финансировать дебютные проекты на 100%. И это очень верный шаг, ставший серьезным подспорьем для авторского кино. Правда, закон касается только выпускников, получивших высшее образование, о дополнительном образовании речи не идет. Но в этом случае начинающие режиссеры и их кураторы могут рассчитывать на государственную поддержку через питчинги Минкульта и Фонда кино.

Но в любом случае, как бы активно ни помогало государство, съемка первого фильма — процесс не быстрый и не простой. Байбулат Батуллин, выпускник МШК (мастерская А. Попогребского и П. Бардина), снявший прекрасный дебют «Бери да помни», шел к этому проекту несколько лет. Филипп Юрьев, ученик Алексея Учителя, выпустивший «Китобоя» (фильм стал лауреатом Венецианского фестиваля), потратил на подготовку сценария семь лет. Поэтому молодым режиссерам нужно помогать. Чтобы сократить разрыв между получением диплома и первой премьерой.

Другая особенность кинообразования, которая серьезно влияет на расстановку сил в киноиндустрии, — это отсутствие киношкол в регионах. Почти все киновузы и факультеты кино сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. В подавляющем большинстве регионов одаренные абитуриенты могут рассчитывать в лучшем случае на институты культуры.

— То есть онлайн-образование не решит проблему нехватки кадров в стране?

— Онлайн-образование не панацея. Большинству кинопрофессий необходимо обучаться очно — и под руководством опытного мастера. Да, азы сценаристики можно освоить дистанционно, но режиссура, подразумевающая тесный контакт с актерами и представителями других творческих цехов,— это все-таки набор практических навыков, которые невозможно приобрести на расстоянии. Онлайн-школы могут стать первой ступенью в освоении профессии, но не более. К тому же у выпускников онлайн-школ будут серьезные проблемы с внедрением в индустрию, ведь учеба — это еще и возможность завести нужные контакты, познакомиться с потенциальными соратниками, встретить своего оператора, продюсера. Онлайн-формат таких возможностей не дает.

— Как помочь талантам из глубинки?

— Создавать региональные киношколы. И параллельно выделять гранты на обучение в Москве и Санкт-Петербурге. С их помощью потенциальным студентам из регионов будет легче сделать выбор в пользу переезда, хотя бы временного. Например, благодаря поддержке Фонда Тимченко обучение в Академии Никиты Михалкова проходит на безвозмездной основе.

И, конечно, нужно открывать филиалы, как это делает ВГИК. Его филиалы есть в Иркутске и Ростове-на-Дону. Само собой, в таких случаях возникают вопросы с педагогическим составом, хороших кадров, к слову сказать, и в столичных регионах не очень-то много, но уверена, что это проблема решаемая. И тогда наша киноиндустрия получит свежую подпитку из регионов, где — я знаю точно! — живет огромное количество талантливых людей.

 

 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять