Авторы сериала «Шинная борьба»: Спортивный док второго шанса не дает
Первый в России документальный сериал на тему автоспорта с элементами реалити «RDS GP: Шинная борьба» попал в конкурсную программу международного кинофестиваля авторского кино MosFestFilm. Один из эпизодов третьего сезона можно увидеть 22 сентября, в заключительный день смотра, в кинозале ресурсного центра НКО Комитета общественных связей города Москвы «Вешняки».
Авторы трёх сезонов, представители студии 29 Production & Agency, в интервью MovieStart рассказали, как им удалось попасть на соревнования Российской Дрифт Серии, о применении метода fly-on-the-wall, тесном взаимодействии с организаторами, пилотами, механиками и командами и специфике съёмки динамичных моментов. Также они поделились своим подходом к работе с «живым» сценарием и созданием драматургии эпизодов на постпродакшене. А ещё порекомендовали другие спортивные доки для просмотра.
В интервью участвовали: Александр Кузьмичев – шоураннер, продюсер и режиссер проекта; Никита Щербаков – звукорежиссер; Вячеслав Котов – оператор-постановщик; Андрей Смирнов – видеооператор; Константин Чистяков – композитор, и Евгений Бронников – режиссер монтажа.
— Расскажите об идее создания сериала «Шинная борьба».
Александр Кузьмичев: Идея создать документальный сериал о Главном чемпионате страны по дрифту родилась благодаря совместной работе Сергея Кабаргина, участника RDS GP и создателя Flanker F, директора Российской Дрифт Серии Дмитрия Добровольского, и меня – основателя креативного агентства 29 Production & Agency.
В 2021 году Российская Дрифт Серия (RDS) привлекла к участию в соревнованиях больше иностранных пилотов, что стало важным событием для российского автоспорта. Такой наплыв международных участников значительно повысил уровень конкуренции и интереса к чемпионату. Мы поняли, что это уникальный момент, который нельзя упустить, и решили создать проект, который покажет всю закулисную драму, происходящую на трассе и за ее пределами. Мы хотели создать нечто большее, чем просто спортивный репортаж. Наша цель заключалась в том, чтобы рассказать историю о людях, чья жизнь неразрывно связана с дрифтом. Этот вид спорта полон риска, эмоций, неожиданностей и ярких событий. Мы стремились передать все аспекты этой культуры, показать, что дрифт – это не просто гонки, а целый мир, в котором спорт и личные драмы переплетаются воедино.
— Какие вызовы встретились на пути создания проекта?
А.К.: Один из главных вызовов заключался в том, что мы отказались от написанного заранее сценария, чтобы сохранить подлинность происходящего. Это означало, что нам пришлось учиться на ходу адаптироваться к изменениям и неожиданностям, которые возникали в процессе съемок. Мы не могли предсказать, как будут развиваться события, поэтому вся наша команда должна была быть готова к любым поворотам событий и всегда держать руку на пульсе. Это потребовало от нас максимальной гибкости и готовности использовать каждую трудность как возможность для создания чего-то уникального.
Еще одной сложностью было взаимодействие с гонщиками и командами в те моменты, когда они находились в стрессовых ситуациях. Например, после поражений или технических проблем многие из них не хотели видеть камеры, давать интервью, и это было совершенно естественно. Наша задача состояла в том, чтобы показать эти моменты так, чтобы зритель почувствовал настоящие эмоции участников, их боль и разочарование, но при этом не нарушить их личное пространство.
— Как формировался сюжет?
А.К.: Чтобы из множества потенциальных сюжетов выбрать основной, мы опирались на несколько простых принципов: выделяли сильнейших пилотов и тех, кто изо всех сил пытался изменить свое положение, обращали внимание на харизматичных персонажей. Важно помнить, что иногда пилот может не показывать выдающихся спортивных результатов, но за счёт своей харизмы, знаний и подхода к делу становится центральной фигурой.
Для поиска сюжетной линии полезно исследовать турнирное положение пилота: камбэки всегда хороши, но первый подиум – это всегда событие. Иногда в основу повествования может лечь яркая авария, нестандартное поведение пилота. Главное – не пытаться во что бы то ни стало снимать заранее намеченный план, а быть готовым к изменениям. Спортивная драма может разыграться в лагере команды, которую мы планировали снимать только на следующий день.
— Почему «Шинная борьба» – сериал, а не фильм?
А.К.: С точки зрения творчества, формат сериала позволил мне как режиссёру рассказать не только одну основную сюжетную линию, которая связывает все эпизоды воедино, но и раскрыть несколько второстепенных историй, которые играют не менее важную роль. Это дало возможность охватить большее количество героев, чем можно было бы сделать в рамках одного фильма. В сериале «RDS GP: Шинная борьба» можно было асимметрично подходить к персонажам: кому-то уделять больше внимания в одних эпизодах, а кому-то в других. Благодаря этому в суммарном хронометраже удалось уделить внимание всем выбранным пилотам и командам. В фильме такого рода был бы риск превратить повествование в «каталог» с поверхностными рассказами о каждом.
С маркетинговой точки зрения, выпуск сериала более выгоден в долгосрочной перспективе. Сериал помогает удерживать аудиторию. Новый эпизод возвращает зрителя на платформу rdstv.ru, что не только поддерживает его интерес к сериалу, но и даёт возможность напомнить о других продуктах и услугах. Аудитория, ожидая новый эпизод, подписывается на социальные сети, следит за анонсами и потребляет дополнительный контент. Каждый выпуск активно анонсируется как в соцсетях, так и комментаторами соревнований, что также помогает удерживать интерес зрителей.
— В чем специфика создания спортивного дока?
А.К.: Специфика создания спортивного документального сериала заключается в необходимости постоянно адаптироваться к динамике событий, которые невозможно заранее спланировать. В отличие от художественных проектов, спорт непредсказуем, и исход соревнований может резко изменить сюжет. Это требует гибкости и готовности команды импровизировать в любой момент.
Важную роль играет и близость к участникам событий. Для создания достоверного и эмоционального контента нужно выстроить доверительные отношения с героями – спортсмены раскрываются перед камерой только в комфортной для них обстановке. Команда должна быть частью спортивного сообщества, понимать его внутренние процессы, чтобы передать атмосферу и эмоции.
Также необходимо учитывать плотный график соревнований. Времени на съёмки зачастую катастрофически мало, и важно эффективно использовать короткие перерывы между заездами. Дополнительные сложности создают внешние факторы – погодные условия, ограниченное освещение и строгие спортивные регламенты.
Ко всему этому добавляются большие физические и психологические нагрузки: частые командировки, работа на износ в условиях минимального сна, интенсивное взаимодействие с людьми. В результате команда должна быть не только профессиональной, но и эмоционально устойчивой.
— Каковы особенности записи звуков автомобилей и работы со звуком в сериале?
Никита Щербаков: Сериал «Шинная борьба» подразумевал под собой комплексный подход по всем базовым направлениям: запись машин, диалогов, фоли, атмосфер.
Зачастую повествование строится на диалогах. У нас работало три съёмочных юнита с камерами, звуковые потребности которых нужно было закрывать. Это документалистика, поэтому все события и процессы происходят независимо от тебя и твоих желаний. Что смог запечатлеть, с тем и будешь работать, – второй шанс никто не даст. В этом есть свой шарм, который мне очень близок: ты испытываешь неподдельные эмоции, потому что проживаешь все события в первом ряду, вместе с главными героями.
События непредсказуемы, реакции и эмоции героев тоже – это бесценно. Приходилось разрываться между несколькими камерами, в моменте молниеносно принимать решение: с кем работать, ведь интересные обсуждения и ситуации могут развиваться параллельно в разных местах. Я подстраховал себя, дооснастив камеры своих коллег индивидуальными звукозаписывающими устройствами, чтобы если меня не окажется рядом в нужный момент, они могли базово закрывать сцены по звуку самостоятельно. В этот же момент комментаторы делают большую работу, помогая зрителю переживать и правильно понимать происходящее на треке. Их голос – очень полезный инструмент для нас, поэтому я записывал трансляцию из комментаторской студии. Судьи вершат немалую долю сюжета, ведь от их анализа, выводов и решений зависит судьба наших героев. Они сидят на вышке над гоночной конфигурацией и пристально следят за заездами. Их обсуждения и реакции нередко являются бесценными и полезными для повествования. Именно поэтому судейская вышка оснащена нашими микрофонами и камерами.
Весь этот комплект дает нам три одновременных звуковых перспективы на происходящее в моменте. Можно по-разному рассказать одно и то же из паддока, боксов, питлейна, комментаторской и судейской.
Что касается съёмок машин, здесь есть два основных вектора: запись с точек, когда ты с микрофонами в руках набираешь библиотеку из различных проездов машин, и многоканальная запись, когда ты закрепляешь микрофоны на самой машине и катаешься вместе с пилотом, одновременно записывая все необходимые звуковые источники. Такая работа не представляется возможной во время боевых заездов, поэтому проводится на разминках и тренировках.
Каждый город и автодром, на котором проводятся этапы, имеет свои звуковые особенности и атмосферы. Зритель нашего сериала, который не смог посетить этап вживую, имеет возможность почувствовать себя ближе к происходящему, погруженным в атмосферу автодрома, как в визуальную, так и звуковую. Согласитесь, это гораздо интереснее, чем смотреть видео только под музыку. Зрители, которые знакомы с этими автодромами и посещали этапы, могут поностальгировать, услышать знакомые звуки, вновь в красках пережить лучшие моменты.
Отдельная работа осуществляется с синхронными шумами или так называемыми фоли. Охота за ними заключается в блуждании по паддоку, питлейну и боксам в поисках интересных источников звука, которые помогут дополнить атмосферу «вкусными» деталями и озвучить происходящие работы в кадре: гайковерты, домкраты, компрессоры, тележки, сирены, двери автомобилей и так далее. На что хватит фантазии. В любом случае – это уникальные звуки, до боли знакомые всем участникам процесса, которые вы вряд ли найдете в библиотеках. Чем больше и шире ваша база звуков с площадки, тем интереснее и проще вам будет на постпродакшене.
— Какие были сложные моменты в саунд-дизайне?
Н.Щ.: Так как у нас автоспортивный сериал, львиную долю хронометража в нем занимают спортивные сцены. Монтаж автомобильных сцен – один из самых сложных этапов в звуковом дизайне. Это невероятно долгая и кропотливая работа. Нужно слушать записи много раз, искать фазы, которые наилучшим образом отработают под кадр, и в то же время будут звучать реалистично и в какой-то степени документально.
Наш сериал смотрят не только простые зрители, далекие от управления спортивным авто, но и профессионалы своего дела. Ни один звукорежиссер не захочет оказаться в такой ситуации, когда звук машины будет не советовать двигателю машины в кадре, или физике процесса на экране. Практически у всех пилотов уникальные машины с особенностью настроек и звучания, стилем пилотажа, работы педалями и ручником. Нужно иметь большой опыт и насмотренность, чтобы не просто грамотно решать звуковое оформление, но и делать это быстро, хорошо ориентироваться в своих записях за три года съемок.
Бывают редкие ситуации, когда в сериале мы показываем битву в дождливую погоду. Это отдельный разговор. Звук, записанный в сухую погоду, никогда не встанет на мокрый заезд: меняются скорость, темп, работа газом, звук резины, инерция. Более того, бывают абсолютно уникальные ситуации, когда у пилота начинает отказывать мотор, и заезд проходит на пяти цилиндрах из шести. Это кардинально меняет звук мотора. Над подобными сценами приходится работать гораздо дольше. Такая ситуация у нас была в первом сезоне в заезде Андрея Астапова и Джека Шанахана. В третьем сезоне – на квалификации Евгения Лосева.
— Как вам удавалось создавать художественные кадры в условиях документальной съемки?
Вячеслав Котов: Создание художественных кадров в документальной съемке – это всегда вызов, особенно когда речь идет о спорте, где все развивается стремительно и непредсказуемо. Мы понимали, что наша задача не просто зафиксировать события, но и передать всю их драматургию и динамику с помощью визуальных средств. Поэтому мы иногда выделяли дни на постановочные съемки, чтобы создать кадры, которые будут отличаться художественностью и визуальной выразительностью.
Мы активно использовали технические средства, такие как Russian Arm и Motion Control, чтобы создавать эффектные и кинематографичные кадры. Эти устройства позволяли нам следить за машинами с любой точки и под любым углом, создавая захватывающие сцены, которые усиливали драматический эффект. Мы также экспериментировали с кинокамерами и светом, чтобы достичь максимальной выразительности изображений. Например, мы использовали slow-motion съемку, чтобы подчеркнуть важные моменты и сделать их еще более впечатляющими.
Однако не все сцены можно было заранее спланировать. Были моменты, когда нам приходилось импровизировать и быстро принимать решения на ходу. Например, когда на трассе случались аварии или неожиданные события, мы должны были мгновенно реагировать и организовать съемку так, чтобы ничего не упустить. В таких ситуациях важна была слаженная работа всей команды и умение оперативно принимать решения.
— Как «поймать» момент в бешеной динамике автоспорта?
Андрей Смирнов: Съемка эксклюзивных кадров – это особенное ощущение, которое невозможно сравнить ни с чем другим. Это всегда происходит неожиданно, и ты никогда не знаешь, когда именно поймаешь тот самый момент. Иногда ты уже снимаешь, и вдруг происходит что-то важное, что может стать центральным событием всей серии. А иногда приходится мчаться со всех ног, чтобы успеть заснять момент, который пройдет через секунду. Это требует большого профессионализма и интуиции, чтобы уметь распознавать и не упускать их.
— Как создавалось музыкальное сопровождение для «Шинной борьбы»?
Константин Чистяков: От сезона к сезону стилистика и ключевые инструментальные моменты музыки, скорее, эволюционировали, чем кардинально менялись. Однако подход к созданию саундтрека изменился от первого к третьему сезону. В первом сезоне, из-за временных ограничений, я разработал музыкальный конструктор, который шутливо назвал Drift eJay, по аналогии с программой из 90-х, где музыку собирали из готовых мелодических и ритмических петлей. Этот конструктор позволил монтажеру самостоятельно компоновать музыку для сериала.
Во втором сезоне мы перешли к гибридному способу: использовали лучшие элементы конструктора и одновременно писали музыку под конкретные сцены. Третий сезон вобрал в себя лучшие находки первых двух сезонов и новый материал. Для меня дрифт – это своего рода танец, поэтому писать музыку прямо под движения машины оказалось очень органичным процессом. Я давно использую звуки, напоминающие рев турбин, чтобы музыка гармонично дополняла агрессивный звук моторов, не теряясь в нем. Вдохновение я черпал из звуков автомобилей, агрессивных электронных жанров, автомобильных симуляторов 90-х, а также уличной музыки и фонка.
— Какие музыкальные элементы особенно подчеркивают драматизм и эмоциональную напряженность сериала?
К.Ч.: Особое значение имеют 808 драм-машина, которая отсылает к дрифт-фонку, и звук 808 ковбелл, напоминающий отсчет перед гонкой. Также важны резкие, звенящие басы, перекликающиеся со звуками двигателей, и зацикленные модулярные секвенции, создающие напряженное ожидание рывка.
— Расскажите о своем подходе к монтажу материала для сериала «Шинная борьба».
Евгений Бронников: Каждая серия начиналась с тщательного изучения синопсиса и обсуждения структуры с Александром Кузьмичевым. У нас не было зафиксированного сценария, и это дало нам огромную свободу для творчества. Мы могли строить историю так, как считали нужным, исходя из реальных событий и эмоций, которые нам удалось запечатлеть.
Для создания захватывающей истории важно было не только правильно выбрать кадры, но и умело выстроить их в логическую и эмоциональную цепочку. Мы изучали все отснятые материалы, включая интервью с менеджерами и пилотами, заезды и события вокруг них. Мы стремились создать такой монтаж, который бы максимально передавал драматургию и динамику происходящего. Важно было сделать так, чтобы каждая серия держала зрителя в напряжении от начала и до конца. Для этого мы использовали различные приемы, такие как динамичные переходы, акцентирование на ключевых моментах и создание контраста между спокойными и напряженными сценами. Но наш любимый прием – это саспенс.
Зрители должны были почувствовать всю энергию и напряжение, которые присутствуют в мире дрифта. Мы стремились сделать историю по-настоящему захватывающей. В итоге нам удалось создать не просто документальный сериал, а настоящую хронику жизни и борьбы людей, для которых дрифт – это не просто спорт, а смысл жизни.
Еще важно отметить, что работа над третьим сезоном сильно отличалась от работы над первыми двумя. И все дело в усложненной структуре, когда серия строится не вокруг одного этапа, как это было раньше, а вокруг одной-двух тем, которые могут захватывать два-три, а то и четыре этапа. То есть в рамках одной серии мы перемещаемся в будущее или прошлое, от этапа к этапу, и все для того, чтобы рассказать интересную историю.
Третий сезон хотя и получился самым сложным по структуре, но в какой-то мере его было проще делать, потому что у нас уже был огромный опыт, приобретенный на первых сезонах. Нам легче давались драматические моменты и нагнетание саспенса на монтаже, и проще работалось на интервью с менеджерами в студии, где Саше удавалось добиваться от них нужных реакций и слов. Поэтому третий сезон получился самым интересным с зрительской точки зрения.
А.К.: Производство документального автоспортивного сериала «RDS GP: Шинная борьба» оказалось сложным, но невероятно увлекательным процессом для всей нашей команды. Сериал предлагает зрителям уникальный взгляд на мир дрифта, наполненный адреналином, драмой и непредсказуемыми поворотами событий. Три сезона сериала эксклюзивно доступны на платформе RDS TV.
— Какие спортивные доки вы бы порекомендовали к просмотру начинающим авторам?
А.К.: Brawn: The Impossible Formula 1 Story – яркий пример того, как в 2023 году можно интерсно и захватывающе рассказать о событиях «Формулы-1» 2009 года. Formula 1: Drive to Survive. – этот сериал стал важным стратегическим инструментом для расширения аудитории и популяризации «Формулы-1» в США. Он породил волну новых документальных фильмов о спорте, которые заполонили стриминговые платформы. Drive to Survive также предлагает невиданные ранее кадры и личные истории пилотов, делая их ближе и понятнее зрителю. С момента начала в 2019 году вышло шесть сезонов, и сериал стал трендсеттером в своем жанре. Sunderland ‘Til I Die – этот сериал о футбое позволяет понять, что такое бессценарный жанр документального кино. Авторам пришлось при создании сериала на 360 градусов изменить изначальный сценарий. Он демонстрирует реалии спорта без заранее написанных сценариев и постановок, где исход событий непредсказуем. Создатели могут менять запланированный сценарий по несколько раз в течение съемок, но в конечном итоге документальный сериал получается не менее увлекательным, а зачастую даже более интересным. Sunderland ‘Til I Die показывает, как неожиданности и драматичные повороты могут сделать документальный сериал увлекательным и полным эмоций. Это погружение в мир футбола, где каждая победа и поражение переживаются вместе с командой и фанатами, раскрывая истинную страсть и преданность спорту. The Last Dance – этот сериал, выпущенный в 2020 году, показывает, что спортивные документальные фильмы могут быть массовыми, зрелищными и безумно интересными. The Last Dance демонстрирует, как спорт может стать частью поп-культуры, захватив внимание широкой аудитории и став одной из самых обсуждаемых тем года.