Как снимать мокьюментари – режиссёр Анастасия Воронина
Институт кино и телевидения (ГИТР), отмечающий в этом году 30-летие, отраслевой портал Moviestart.ru и компания по фестивальному продвижению CINEPROMO представляют онлайн-премьеры фильмов-победителей прошлых лет Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания».
Первый спикер – Анастасия Воронина, автор сценария и режиссёр короткометражного фильма «Контактёры». Она раскрыла секреты подготовительного этапа и кастинга для псевдодока, рассказала о рождении несуществующих ритуалов, трудностях в съёмке и монтаже проектов жанра мокьюментари, а также поделилась мыслями о первых шагах в кинопроизводстве и о понятии правды на экране.
Смотреть «Контактёры»:
О себе
Я режиссер, сценарист, оптимист и большой фанат современной самобытной российской городской культуры. Иногда, когда я пишу сценарии, чувствую себя социальным антропологом или социологом. Мне нравится наблюдать за людьми, их чудачествами, трагедиями, взлетами и падениями, а потом сублимировать и создавать не исследование, но фильм.
Как снять свой первый фильм
Наверно, правильный ответ – найти деньги, команду, локации, хорошо подготовиться. Но для меня, главное – нащупать в себе смысл воплощаемой истории. Только ответив себе на вопрос, зачем это надо, можно поставить задачу команде и запустить «киномашину».
А также
Важно понимать, почему каждый элемент картины важен и почему его нельзя выкинуть. Из этого понимания и рождается работа с цехами, обсуждение деталей и нюансов с командой, а также ответ на любимый вопрос зрителя: «В чем смысл фильма?». Конечно, нужно и понимание нюансов проекта: есть ли сложные локации, грим, какова целевая аудитория.
О «Контактерах»
Глобально, конечно, это комедия. Я считаю, что это еще и мокьюментари, несмотря на то что у фильма нет задачи убедить зрителя, что все происходящее – правда, как делают некоторые подобные проекты.
Основным референсом для меня стал сериал «Идущие к черту» Бориса Соболева, а также множество псевдонаучных программ на нашем ТВ. Меня вдохновляли именно телевизионные передачи. Так что мы копировали нужную стилистику: старались максимально перенять и манеру Ведущего, и визуальное повествование. Я нежно люблю «What we do in the shadows» («Реальные упыри»), но они немного про другое. Там все-таки полноценный псевдодок, а у нас яркий акцент на культуре российского ТВ.
О кастинге
В фильме только один неактер – мужик с сигаретой на парковке, с которым разговаривал Алёша. Остальные, конечно, актеры. Они, как заведено, прислали визитки, я выслала задачу для самопроб. С Никитой – исполнителем главной роли – контакт получился мгновенный. Он в последний день кастинга прислал пробы, в которых рассказывал про опыт общения с инопланетянами. Я увидела его горящие глаза, страшные и смешные одновременно. Тогда поняла – работаем. А Евгения Венедиктова – Ведущего – пригласил сняться у нас мой мастер Илья Шерстобитов.
О продюсере
Проект «случился» очень быстро, времени на поиски продюсера фактически не было. Поэтому генеральным продюсером в нашей крошечной команде была я. Но мне удалось найти в студенческих группах «киношников» инициативную девушку Юлию, которая стала нашим линейным продюсером и директором в одном лице.
О правде и вымысле в фильме «Контактёры»
Сценарий писала я, поэтому все ритуалы – моего авторства. Я просто села и подумала – какую максимально реалистичную, но в то же время нелепую вещь может делать герой? Пусть разговаривает с радиоприёмником. Я в принципе люблю придумывать весёлые глупости, обряды к ним тоже относятся.
«Доля правды» понятие широкое. О какой правде мы говорим? Есть доля правды в словах актеров, потому что все реплики – импровизация по задаче. Так что говорят они максимально реалистично. Есть доля правды в сюжете. Я взяла за основу выпуск подкаста «Внутри секты» про контактёров и ченнелеров. Но есть ли доля правды в том, что люди общаются с высшим разумом, космическими силами? Пусть каждый решает сам.
О бюджете
Фильм снимался на собственные средства и на сборы с небольшой краудфандинг-компании. Нам удалось хорошо сэкономить на локациях: что-то предоставили знакомые, что-то мы снимали бесплатно у некоммерческих организаций.
О жанре мокьюментари
Самая трудная задача в мокьюментари, на мой взгляд, – соблюдение правдоподобного поведения актеров. Потому что основная их задача – играть не играя.
Вторая важная задача – правильное визуальное повествование. Нужно, чтобы не было слишком «киношно» (чуть хуже стабилизация, использование накамерного света и т.д.). По сути, мы просто имитировали репортажную съемку. Но у нас и была такая задача. Не исключаю, что для другого мокьюментари нужно имитировать дорогой и стильный док. Тогда, конечно, не получится, как у нас, обойтись накамерным светом.
И монтаж. Для меня это была самая трудная задача, потому что на съемках работа оператора тоже, по сути, была чистой импровизацией. На монтаже я хотела сохранить ощущение хаотичности, усиливаемое необычностью происходящего. Но и сделать изображение «смотрибельным». Черновую версию фильма было смотреть тяжело из-за обилия джампкатов. Но мы постарались найти баланс.
Международный открытый молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания» учрежден Институтом кино и телевидения (ГИТР) в 2003 году, проводится при патронаже Международной академии телевидения и радио (IATR).
В фестивале могут принять участие только работы, произведенные в 2023-2024 гг. Участник фестиваля имеет право представить в каждой номинации любое количество работ. Возрастной ценз фильмов – 16+. Хронометраж работ – до 30 минут.
Для того чтобы выслать свои работу на рассмотрение, заполните, пожалуйста, онлайн-заявку: https://gitr.ru/zayavka-telemaniya
Дедлайн: до 1 октября 2024