Режиссер Инга Шепелёва поделилась, как работала с непрофессиональными актерами в «Белом пароходе»
В основном конкурсе Фестиваля актуального российского кино «Маяк», который пройдет 5-10 октября в Геленджике, будет представлена картина якутского режиссёра Инги Шепелёвой «Белый пароход». Это история любви якутской учительницы-хормейстера и приезжего директора музыкальной школы, назначенного по распределению из Москвы. Противостояние двух культур, битва идентичностей перерастает в историю мистического сближения.
Главная героиня, Элла Соколова, не профессиональная актриса, а реальная учительница, которая работает в школе, где и проходили съёмки фильма. По мнению Шепелёвой, главное в работе с непрофессиональными актёрами – не пытаться делать из них кого-то, кем они не являются.
«В целом, северный человек существует немного в ином модусе эмоций – больше держит в себе, меньше жестикулирует, говорит и двигается медленнее – я взяла эту природную особенность существования и построила вокруг нее условность фильма. И уже потом, когда приглашала профессиональных актёров, вводила их в эту условность. То есть, по сути, я работала наоборот, ведь профессиональным актёрам намного проще выстроиться в уже существующую схему, нежели непрофессионалам, – играть роль, которая противоречит их природе», – пояснила режиссёр.
Инга Шепелёва работала с актёрами в режиме сотворчества. Вместе с Эллой Соколовой они обменивались профессиональным опытом – героиня фильма 20 лет преподаёт в музыкальном колледже, у неё схожий с персонажем профессиональный бэкграунд, Инга многое взяла от Эллы для роли Марты, и наоборот – иногда делала некоторые совершенно несвойственные ей вещи для роли.
«Моя героиня – полная противоположность меня. В жизни я эмоциональная, улыбчивая. Есть частичка от Марты, но это совсем другая я. Вообще в якутской мифологии женщина-шаманка сильнее любого шамана. Мы же язычники, верим в духов, верховные божества, поэтому для меня близка эта тема. В каждом человеке есть своя шаманская сила», – уверена Соколова.
Инга Шепелёва рассказала историю проекта. Почти 15 лет назад она написала одноимённую повесть, затем появился сценарий короткого метра, который получил поддержку на Якутском питчинге дебютантов в 2020 году. После этого история трансформировалась в сценарий полнометражной киноленты, которая скоро выйдет на экраны.
«Менялись герои, менялся ландшафт, диалоги, перспективы, смыслы, но оставалось неизменным одно – гордая учительница, чей хор из года в год поёт одну и ту же песню, и приезжий директор школы, встающий у неё на пути. В этом смысле я сама чувствовала себя своей героиней – я несла свою историю, повторяя её из года в год, и наблюдала, как она меняется, обрастая новыми смыслами, как меняюсь и расту я вместе с ней. Появилось яркое противостояние, появилась мистика – и сюжет фильма из простой и немного наивной драмы перерос в историю о взаимодействии разных культур и опытов, о борьбе идентичностей, о поиске путей сближения, связи с землёй и духами предков, о выборе, который встаёт рано или поздно перед каждым из нас – остаться собой, даже если это противоречит чьим-то представлениям о нормальности, или броситься навстречу новому, измениться», – отмечает режиссёр.
«Белый пароход» – это первый в России фильм с компенсированным углеродным следом. Эко-супервайзеры из Sister Mary рассчитывали углеродный след, произведённый во время съёмок, а также формировали экопривычки на съёмочной площадке: использовалась многоразовая посуда, сортировался мусор. Во время подготовки к съёмкам экосупервайзеры вместе с художниками искали более экологичные материалы.
«Для нашей страны подход к организации производства кино по принципам устойчивого развития – совершенно новая и неизведанная территория. Первым шагом по сокращению углеродного следа проекта стало сотрудничество с местной съёмочной командой. Своей основной задачей мы видели не просто съёмки конкретно этого фильма, но и подготовку инфраструктуры для создания экологичного кино в Якутии. В рамках нашей экспедиции мы наладили связи между якутскими кинопроизводителями, экологами и предпринимателями. С января 2022 года команда экосупервайзеров лично участвовала в обсуждениях сценария и производства фильма, попутно консультируя каждый цех съёмочной команды по вопросам закупок. Мы переняли все доступные инициативы зарубежных гайдов по организации устойчивого кинопроизводства и успешно воплотили их в жизнь с учётом российских реалий», – рассказала продюсер Янна Буряк.
Помимо Буряк продюсерами «Белого парохода» выступил главный редактор портала о кино «Кино-Театр.РУ» Жан Просянов.
«Для меня этот проект – что-то невероятное. Инга написала потрясающий сценарий – тонкий, захватывающий, не отпускающий меня до сих пор. Это очень чуткое кино, и я надеюсь, что нам удастся передать эту чуткость. Эти цвета, эта энергетика – они действительно пробиваются через экран и договаривают за героев их монологи. Надеюсь, что этот фильм оценят и критик, и обычный зритель», – подчеркнул Просянов.
Сопродюсерами являются Степан Бурнашёв («Ыт», «Чёрный снег») и Дмитрий Давыдов («Ыт», «Пугало», «Костёр на ветру»). Производством кинокартины занимаются MIMESIS, Студия творческих инициатив «Открытие», «Сайдам Барыл» и Limitless.