MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Лидия Филиппова: Я бы сравнила документальное кино с джазом

Лидия Филиппова: Я бы сравнила документальное кино с джазом

фото из личного архива Л. Филипповой

Режиссёр из Иркутска, ученица Сергея Мирошниченко и Светланы Музыченко Лидия Филиппова снимает документальный сериал о людях из сферы обслуживания, который представит социальный срез нашей страны на данный момент. В своём интервью MovieStart она рассказала, откуда у зрителей предвзятое отношение к доку, какие сложности испытывают авторы в регионах России и как происходит взаимодействие с героями после съёмок фильма. А ещё пояснила, почему у студентов больше свободы в творчестве.

— Лидия, расскажите о своем новом проекте «Требуется хороший человек в парикмахерскую». Правильно понимаю, что на данный момент снята одна серия?

— «Требуется хороший человек в парикмахерскую» – это первая серия документального сериала с названием «Требуется хороший человек». Это сериал о буднях людей, которые работают в сфере обслуживания. В течение дня через них проходит много людей и разных историй, свидетелями которых они становятся. Часто люди из таких профессий вынуждены быть своеобразными психологами для своих клиентов. По моему мнению, за этим безумно интересно наблюдать.

— Когда и про кого будут следующие?

— Герои следующих серий – это бармен, администратор в гостинице, продавец-консультант в музыкальном магазине и мастер по ремонту телефонов. Все серии планируется снимать в разных городах России. Когда именно начнутся съёмки продолжения, сказать трудно, так как ИРИ (АНО «Институт развития интернета» — ред.) поддержал только первую серию. Но я уверена, когда мы получим финансирование на продолжение, то немедленно приступим за работу дальше. Всей команде этого сериала не терпится продолжить!

— То было только финансирование проекта или ещё продвижение?

— ИРИ поддержал создание проекта. Продвижением мы занимаемся самостоятельно, это на продюсере Ольге Филоновой.

Это не первая работа о буднях представителя определенной профессии.  Вы снимали и про таксиста, и про музыкантов. Как вы выбираете своих героев?

— Каждый раз это происходит по-разному. Фильм про таксиста «Зеркало заднего вида» – это «прародитель» сериала «Требуется хороший человек». Мне всегда была безумно интересна профессия таксиста и этот эффект случайного попутчика. Мне кажется, в этом много метафоры, в этом много кино. На втором курсе учёбы во ВГИКе я попыталась сделать игровой короткий метр про таксиста, но не была этим удовлетворена, мне хотелось документальной истории и подлинной реакции героя. Так и родился этот фильм. Затем многие начали говорить, что хотели бы увидеть такой сериал, тогда я впервые задумалась о таком формате. Надеюсь, это получится воплотить. 

С музыкантами было иначе. Учась во ВГИКе, в мастерской Сергея Валентиновича Мирошниченко и Светланы Леонидовны Музыченко, нам давали задания снимать фильмы разных жанров и направлений. Одно из заданий было музыкальным фильмом – очень интересное и популярное направление в документальном кино. В этот же момент я познакомилась с Дмитрием Якуниным, Александром Юрасовым и Ольгой Филоновой, которые затеяли делать серию фильмов про русский рок. На этом наши интересы сошлись, так как я обожаю русский рок! Среди групп, с которыми у них уже была предварительная договорённость, выступила группа «Аффинаж». Я очень люблю их творчество, а после личного знакомства с ними и съёмок фильма полюбила ещё больше.

Во время учёбы во ВГИКе больше свободы творчества и свободы выбора героя. Несмотря на то что есть мастера, они никогда не давят на студентов и не диктуют, что именно делать, они лишь задают вектор и аккуратно направляют по ходу производства фильма. А вот уже после выпуска свободы становится меньше. Чаще всего ты должен сделать фильм под определённый заказ, с определённой темой и определённым героем.

И лишь редко случаются ситуации, когда тема и идея исходит от тебя. Мне повезло, что с сериалом «Требуется хороший человек» случилось именно так.

Как вы располагаете своих героев к себе?

— Я думаю, что с каждым героем это происходит по разному и чаще всего интуитивно. Я люблю встречаться с героями ещё до съёмок, наедине, чтобы понимать, как они говорят, о чём говорят и насколько они открыты и контактны. Затем уже выстраиваются манера съёмок и вопросы для интервью.

Есть такие люди, которые сразу воспринимают камеру очень легко, есть те, кому нужно привыкать. С некоторыми нужно сначала хорошо сдружиться, чтобы начать съёмки, а другие, наоборот, предпочтут сохранять дистанцию. Я думаю, это нужно чувствовать, понимать и уважать. Лучше мне подстроиться под героя, чтобы ему было максимально комфортно, чем ему под меня.

Часто (особенно пожилые герои) очень привязываются к тебе во время съёмок, и я продолжаю поддерживать с ними контакт в дальнейшем. Я считаю, что это очень важно, ведь съёмки – это крайне интимный процесс, и каждый герой становится частью меня. 

Почему документальное кино?

— До того как я начала учиться во ВГИКе, мне казалось, что документальное кино легче, только потом поняла, что это не так, оно гораздо сложнее. И это то, что привлекает меня в нём.

Игровое кино – это плод твоих идей и фантазий, то, что придумал ты сам и сам же сделал. Там всё зависит только от тебя. В документальном кино много нюансов, здесь сама жизнь вносит свои коррективы. И интересно то, как ты справишься с тем, что не можешь предугадать, как ты сохранишь баланс между своим сценарием и сценарием жизни. Документальное кино – это чёткий план и импровизация одновременно, это джаз. 

В обычной жизни мне очень тяжело смириться с тем, что всё не всегда идёт так, как я запланировала. Документальное кино учит меня действовать по-другому. Это ещё и своеобразная терапия для меня.

Допускаете ли вы вероятность ухода в игровое кино?

— Я бы определённо хотела попробовать снять игровой полный метр, чтобы попробовать другую форму и другой киноязык. В игровом пространстве можно выразить некоторые вещи, которые в доке выразить очень сложно. Но, думаю, полный уход от документального кино для меня невозможен. Я слишком его люблю, что не смогу теперь отказаться.

Иркутская область довольно творческий и кинематографистский регион. Расскажите о его киносообществе. Где находится центр притяжения иркутских кинематографистов?

— По моему мнению, центр притяжения иркутских кинематографистов – это Байкальский фестиваль регионального кино, которым занимаются Юрий Яшников, Юлия Бывшева и Александра Мерзлякова. Они создают большой ежегодный праздник, где собираются все иркутские (и не только!) киношники, показывают, что сняли за год, обсуждают, общаются и создают новые творческие тандемы. Такое общение в сфере кино крайне важно.

Как вы оцениваете возможности регионального кино? Реально ли создание на территории России кинокластеров? Что для этого нужно?

— У регионального кино прекрасные возможности, особенно у документального. Зачем людям смотреть на то, что сто раз уже снимали в Москве, если в регионах куча своих, ещё неизведанных, аутентичных историй?

Мне кажется, что помочь развитию регионального кино должна именно Москва. Потому что сами регионы стараются из-за всех сил. Регионы делают свои ренталы, кинокомпании, фестивали, развивают учебные заведения, а все профессиональные кадры всё равно «высасывает» Москва, потому что там больше работы и возможностей.

К сожалению, я часто наблюдаю, когда на региональных питчингах гранты отдают московским авторам и компаниям, потому что Москва – это что-то знакомое и надёжное, а у местных кинематографистов даже не остаётся шансов проявить себя. 

Плюс региональные гранты зачастую очень маленькие, потому что есть миф, что в регионах снимать кино дешевле. Но это не так, потому в регионах не хватает кадров и инфраструктуры для съёмок большого кино.

Есть мнение, что сообщество документалистов достаточно узкое. Но сейчас появляется всё больше новых авторов. Насколько легко они интегрируются в отрасль?

— Сейчас появляется много документалистов-самоучек, которые как раз считают, что документальное кино – это легко, что можно справиться без образования. Есть, конечно, исключения, встречаются очень талантливые люди, но в основной массе это не так. Такие люди снижают качество документального кино, устраивают показы, а зрители думают, что это и есть вершина документального кино. От этого очень обидно.

По моему мнению, многие работы студентов первых курсов киновузов намного сильнее, чем фильмы людей, которые называют себя профессионалами в документальном кино, не имея при этом кинообразования.

Вы только закончили ВГИК и можете описать портрет современного молодого документалиста. Какой он?

— Мне нравится фраза Герца Франка: «Документалист – это человек мыслящий, чувствующий, сострадающий, с грубым железом – кинокамерой в руках и с живой отзывчивой душой. У него один глаз сухой, другой мокрый».

Мне кажется, это точное определение того, каким должен быть настоящий документалист. Возможно, современные документалисты более холодные, у них оба глаза сухие.

— Насколько активно студенты интересуются доком? Или в приоритете по-прежнему игровое кино?

— Мне повезло один год преподавать в Красноярской Школе Кино по направлению неигрового кино. В начале студенты даже и не понимали, что есть разные виды кино. Конечно, все были нацелены только на игровое кино. Я при любой возможности стараюсь активно пропагандировать док. Кажется, в случае с моими студентами это получилось неплохо. Некоторые из них снимают сейчас документальное кино в качестве дипломных фильмов.

Но если говорить о картине в целом, мне кажется, что большая часть по-прежнему интересуются игровым кино. Я знаю, что даже во ВГИКе многие люди поступают на режиссуру неигрового кино только потому, что не поступили на режиссуру игрового кино. Наверное, это происходит из-за неосведомлённости. Всюду только игровые фильмы и сериалы, даже просто найти и посмотреть документальный фильм очень сложно.

Как часто вы смотрите док?

— К сожалению, док я смотрю намного реже, чем игровое кино, – по той причине, о которой я говорила ранее. Я очень люблю смотреть кино в кинотеатрах, но документального кино там зачастую просто не найдёшь. Чаще всего «местом улова» документальных новинок являются фестивали и онлайн-платформы, но в этом нет регулярности. 

Что смотрели в последнее время?

— Я стараюсь активно смотреть новинки кино, которые доходят до российского проката, и писать свои отзывы на них в соцсетях. Пока что фавориты этого года – «Претенденты», «Падение империи», «Субстанция», «Фрау», «Зона интересов». 

Во время преподавания вместе со студентами я пересматривала много старых (и не очень старых) документальных картин, которые считаю очень значимыми. Несмотря на то что я их уже видела, повторный просмотр раскрывает новые стороны фильма для меня.

Одно из последних больших впечатлений – это отреставрированный фильм ВимаВендерса «Париж, Техас» в повторном прокате. Мне очень нравится, что старые плёночные фильмы сейчас реставрируют и выпускают вновь для просмотра на больших экранах. Это совершенно новый опыт просмотра. Я с удовольствием пересматриваю многие картины в таком формате.

 

Беседовала Алевтина Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять