В Петербурге снимают VR-кино про Достоевского
В Санкт-Петербурге проходят съёмки художественного игрового фильма про жизнь, творчество и любовь классика русской литературы Фёдора Достоевского, сообщает студия VRKINO, производитель картины. Действие происходит в старинных особняках, парках, дворах и переулках города. В центре сюжета – история отношений Фёдора Михайловича с молодой стенографисткой Анной Сниткиной и их совместная работа над романом «Игрок». В фильме много страстей и мистики: персонажи сходят со страниц знаменитых романов в наш мир, олицетворяя страхи, мечты и идеи великого писателя.
Примечательно, что фильм снимают на панорамную камеру с обзором в 360 градусов, что позволит зрителю буквально почувствовать себя участником сюжета.
Автор проекта – режиссёр Максим Никонов, идеолог, исследователь и популяризатор панорамных съёмок и виртуальной реальности в кинематографе. За его плечами несколько игровых и документальных VR-фильмов: кинореконструкция двух эпизодов из истории Берлина, мини-сериал про историю отношений Льва Толстого и Ивана Тургенева, фильм-путешествие о восхождении Эльбрус и другие проекты.
Роль Достоевского в фильме исполняет Алексей Бостон, актёр Театра Дождей, театра Малыщицкого и театра им. графини Паниной. Также в фильме задействованы петербургские артисты театра и кино: Анастасия Дергаус, Полина Севастьянихина, Кирилл Долгов, Ксения Назарова, Александр Башкатов.
Создатели фильма своей главной целью видят популяризацию творчества и культурного наследия Федора Достоевского с помощью современных медиатехнологий. Фильм призван раскрыть личность Фёдора Михайловича и показать исторический срез эпохи, но сделать это в современном технологичном формате, адаптированном для смартфонов и социальных сетей.
«Достоевский намертво вшит в культурный код русского человека. Его идеи повлияли на всю мировую культуру, но самое яркое отражение нашли в российских традиционных ценностях. Знакомство с творчеством и личностью Достоевского – важная часть культурной и национальной идентичности. А между тем в школах о Фёдоре Михайловиче рассказывают слишком рано, слишком мало и слишком сухо, благодаря чему вчерашний школьник выносит убеждение, что великий классик – это скучно и сложно. Это заблуждение зачастую сохраняется и во взрослой жизни», – отметил Максим Никонов.
Продюсер Андрей Сальников высоко оценил степень взаимодействия с партнерами.
«Главная ценность проекта – команда. Художники, гримёры, костюмеры каждый день творят что-то невероятное. Отдельная благодарность литературным мемориальным музеям писателя в Петербурге, Омске и Старой Руссе: они консультируют нас, позволяют снимать игровые сцены в интерьерах музеев, а ведь там, в подлинных интерьерах, совершенно особая атмосфера, которой не создать в студии. Такая всесторонняя поддержка означает – наш проект важен и интересен не только нам», – подчеркнул Сальников.
Сценарист Павел Чиж рассказал, какого Достоевского постарается показать в фильме.
«Достоевский – он же не высечен в мраморе и не сошёл со страниц учебников. Он живой человек. Как и каждый из нас, он любил и ненавидел, ленился, уставал, ошибался, раздражался по мелочам, предавался порокам, сомневался в себе. Вот именно такого живого человека и хочется показать», – пояснил автор.
Композитор Святослав Савельев назвал самые сложные моменты в работе над проектом.
«Передо мной стояло две одинаково сложных задачи: технологическая и творческая. С одной стороны, требовалось создать правдоподобную звуковую картину, где источники звука динамически перемещаются в кадре. Нетривиальная задача, если учесть, что кино панорамное и зритель может смотреть в любую сторону в любой момент времени. С другой стороны, нужно передать настроение литературной эпохи и некую метафизичность внутреннего мира персонажей. Поэтому музыкальные темы выстроены на контрасте классических музыкальных инструментов и современного электронного звучания. Такое сочетание помогает вырвать зрителя из выставочного зала с костюмами и декорациями и погрузить в нужную атмосферу, где царят переживания и эмоции», – поделился Савельев.
Помимо Петербурга съёмки пройдут в Омске и Старой Руссе.
Фильм «Достоевский 360» представляет собой мини-сериал, состоящий из пяти серий по 15-20 минут. Картина будет размещена на популярных видеоплатформах, поддерживающих VR-формат. Также фильм будет доступен для просмотра в шлемах и очках виртуальной реальности. Также планируется его трансляция в музеях, лекционных залах, культурных центрах. Премьера анонсирована на июль 2025 года и будет приурочена ко Дню Достоевского.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).