MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Российские режиссёры назвали оптимальный бюджет на производство дока

Российские режиссёры назвали оптимальный бюджет на производство дока

фото: MovieStart

Редакция портала MovieStart в рамках специальной рубрики «Русский док: история и современность» опросила 40 российских документалистов и выяснила их отношение к перспективам развития неигрового кино в России. Кинодеятели перечислили наиболее яркие документальные фильмы, обозначили степень готовности перехода в игровое кино и назвали оптимальный бюджет на создание дока. Приводим ключевые тезисы.

В числе опрошенных – лица в возрасте 25-55 лет (женщин – 53 %, мужчин – 47 %). Большая часть респондентов проживает в Москве (70 %), кроме того, на вопросы MovieStart ответили кинематографисты из Краснодара, Ростова-на-Дону, Рязани, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Томска и других городов России, а также из Уральска (Казахстан).

Среди них – продюсеры (в том числе креативные) и режиссеры, а также pr-специалисты и представители киношкол.

Большинство режиссёров (более 50 %), принявших участие в опросе, имеют собственную широкую фильмографию. Вторую группу респондентов представили авторы, снявшие один-три и более трёх кинолент. В опросе принял участие дебютант, который в данный момент готовит свою первую работу.

Около 70 % респондентов снимали док в 2023-2024 гг., а каждый десятый из них находится в процессе кинопроизводства в данный момент. Примечательно, что творческую паузу в вышеуказанный период в силу разных причин сделали порядка 20 % опрошенных.

Большинство авторов (74 %) имеют свою компанию или сами продюсируют собственные проекты, 40 % имеют продюсера, 10 % находятся в его поиске.

MovieStart предложил кинодеятелям «осметить» свои проекты и обозначить наиболее оптимальный бюджет, который позволил бы авторам реализовывать свои творческие замыслы.

Исходя из ответов, редакция условно разделила документальные фильмы на три «ценовые категории». Порядка 53 % опрошенных могут «уложиться» в сумму от пяти до 10 миллионов рублей. Более дорогие проекты, стоимостью от 10 до 50 млн рублей, готовы реализовать 42 % респондентов. Один участник исследования обозначил сумму свыше 50 млн рублей.

Стоимость «бюджетных» работ кинематографисты оценили в три-пять миллионов рублей (31 %). Около 16 % опрошенных готовы взяться за проект стоимостью от одного до трёх миллионов рублей.

Исходя из этих данных, делаем вывод, что авторы могут работать с разными бюджетами – в зависимости от конкретного проекта (масштабность, технические сложности, удалённость локации и т.д.). При этом вероятнее всего, готовность и желание работать с более дорогими проектами выразили опытные кинематографисты.  

Отвечая на вопрос об источниках финансирования, кинодеятели перечислили наиболее востребованные.

Среди них:

  • субсидии Минкультуры России (47 %)
  • Президентский фонд культурных инициатив (40%)
  • частные инвестиции (40%)
  • АНО «Институт развития интернета» (29 %)
  • Другие некоммерческие организации (Фонд поддержки регионального кинематографа, Росмолодежь, «Таврида» и др. – 24 %)
  • Краудфандинг (18 %)
  • Заказ онлайн-платформ (10,5 %)
  • Заказ киностудий (10,5 %)

Примечательно, что 50 % участников опроса указали, что снимают фильмы в том числе на собственные средства. На наш взгляд, данные подчёркивают, что в большинстве случаев процесс кинопроизводства документального кино осуществляется в условиях софинансирования, то есть средства изыскиваются из разных источников.

Обсуждая вопрос продвижения дока в России, большинство авторов подчеркнули, что наиболее действенными и доступными площадками для демонстрации своих работ находят в фестивалях (84 %). К ним добавились онлайн-платформы (60 %), на кинопрокат и телевидение рассчитывает 29 % авторов (в каждой категории).

В дополнение к теме онлайн-платформ, MovieStart выяснил, что большинство респондентов подписаны на одну-две или три-четыре сервиса (50 % и 31 % соответственно). На пять-шесть платформ подписано 10 % опрошенных, а 8 % и вовсе не являются их подписчиками.

На первом месте у авторов стоит «Кинопоиск» (более 18 %), далее идет Premier (6 %), примерно одинаковые позиции занимают Okko, KION, «Иви», чуть меньше респондентов «вспомнили» Wink, а некоторые и вовсе не отдали предпочтения ни одной платформе. Кроме того, участники отметили Nonfiction.film и «Пилигрим». По мнению авторов опроса, невысокий спрос на смотрение дока на платформах связан, во-первых, с небогатой фильмотекой кинолент данной категории (на платформах по-прежнему превалируют игровые фильмы, сериалы и анимационный контент), во-вторых, – со спецификой профессиональной деятельности опрошенных. В своих интервью в рамках рубрики «Русский док: история и современность» спикеры неоднократно подчеркивали проблему ухода авторского кино в отдельный сегмент, который на сегодняшний день мало востребован платформами.  

фото: MovieStart

Основными площадками смотрения дока участники исследования назвали фестивали и спецпоказы, включая ретроспективы документального кино. В рамках профессиональной деятельности смотрят док 34 %, из любви к этому виду кино – 18 % опрошенных.

Самыми популярными фестивалями среди российских документалистов остаются ММКФ, «Флаэртиана», «Докер», Beat Film Fetival, «Послание к человеку». В числе международных – Sundance, Berlinale, TIFF, IDFA, Hot Docs.

Отметим, что 20 % респондентов признались, что плохо разбираются в международных фестивалях документального кино либо давно их не посещали. При этом участники исследования не назвали ни одного фестиваля стран СНГ, Азии или Ближнего Востока, упомянув только киносмотры Европы и США (программу документального кино премии «Оскар»).

В блоке о творческих и профессиональных планах 34 % опрошенных отметили, что имеют в разработке проекты игровых фильмов, 34 % работают в обоих жанрах. Не исключают вероятность работы с игровыми проектами 21 %, только в доке видят себя 18 % респондентов.

В числе наиболее перспективных жанров дока, по мнению участников исследования: мокьюментари, докуфишн, фильм-расследование, фильм-портрет, фильм-наблюдение, комедия и драма, роуд-муви, научпоп, тру-крайм, фильмы о дикой природе, музыкальный док и т.д. – при условии, что в основе сюжета будет лежать захватывающая история, удерживающая внимание зрителя.

«Чем больше в фильме выражены жанровые признаки, тем больше у него шансов стать зрительским. Но и рейтинг жанров в кино более или менее известен: зрители больше всего любят комедии, детективы, триллеры, драмы. То же самое относится и к доку. Тут скорее проблема в том, что режиссеры, снимая документальное и научное кино, о жанрах не так часто задумываются. С другой стороны, соглашусь с профессором Галиной Семёновной Прожико, которая отмечала, что самые интересные произведения всегда лежат на стыке не только жанров, но и видов», – отметила одна из респондентов.

В числе наиболее популярных режиссёров-документалистов у участников исследования – Сергей Мирошниченко, Виктор Косаковский, Вернер Херцог. При этом важно уточнить, что респонденты подчеркнули невозможность и нецелесообразность выделять кого-то конкретного – в условиях многообразия жанров, историй и их повествователей.

В заключение приводим комментарии некоторых участников опроса относительно будущего документального кино в России:

  • «Предположу активное развитие документального кино. Очевидно, что качество документальных фильмов становится выше, сюжеты интереснее, технические возможности тоже меняются в лучшую сторону. Считаю, что кино – лучшая форма восприятия информации, и это можно и нужно использовать в образовательных и развивающих целях».
  • «В большей степени зависит от государственной поддержки – при увеличении бюджетов будет развиваться и документальное кино».
  • «Увеличение доли рынка и контента, новые имена и новые подходы к производству, меньше авторского и больше коммерческого массового кино для широкой публики».
  • «Документальное кино в ближайшие пять лет, как мне кажется, будет двигаться в сторону более широкого охвата через стриминговые платформы, которые дают авторам возможность снимать то, что раньше казалось слишком “узким” для кинотеатров. При этом начнётся настоящая игра с форматом – кто-то будет экспериментировать с VR, чтобы поместить зрителя в эпицентр событий, а кто-то начнёт всё больше замешивать художественные элементы. Ну и, конечно, больше будет острых тем – про климат, политику, права человека – всё то, что бьёт по нервам».
  • «Авторское кино уйдет полностью в пространство кинофестивалей, а онлайн-платформы адаптируют старые телевизионные форматы под современного зрителя».
  • «Одним развитием документального кино не помочь. Надо развивать зрителя, чтобы он мог его смотреть. Он должен тянуться к кино, а не кино должно прогибаться под простые потребности зрителя. Развлекать мы точно не должны».
  • «Размещение на платформах лучших фильмов – в случае, если платформы перестанут копировать телеканалы».
  • «Аудитория документального кино будет расширяться, будет повышаться уровень мастерства режиссеров, зрители начнут различать документальное кино и репортаж».

Участникам опроса было предложено рекомендовать фильмы для зрительской аудитории. Респонденты назвали следующие работы:

  • «Аалто», «Агент-крот», «Агент счастья», «Акварель», «Акт убийства», «Американская фабрика», «Анатолий Крупнов. Он был», «Артем и Ева»;
  • «Байкал. Приключения Умы», «Балетный синдром», «Беглецы», «Безумный Александр», «Белая мама», «Беловы»;
  • «Вас беспокоят из банка», «Война Раи Синициной», «В поисках сахарного человека», «Выживший», «Выход», «Выход через сувенирную лавку»;
  • «Ген высоты», «Генезис 2.0», «Горбачев», «Гунда»;
  • «Давка-82», «Даследчыки», «Дозор»;
  • «Евсеев: Признание ценою в жизнь»;
  • «Жажда крови в силиконовой Долине», «Живой»;
  • «Замки на песке», «Заполярная экскурсия», «Звуковой ландшафт», «Земля больших возможностей», «Земля картелей», «Зрительная полоса»;
  • «История российских тюрем»;
  • «Каянискацци», «Кого люблю», «Король тигров», «Крионика», «Куда бы еще вторгнуться»;
  • «Малые народы большой страны», «Мандарины», «Матанги Мая MIA», «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте», «Можно я не буду умирать?», «Море в огне»;
  • «На 10 минут старше», «На стыке жанров», «Неизвестный Путин»;
  • «Огненный лис», «Они жили долго и счастливо или почему умерли динозавры»;
  • «Полезные советы от Джона Уилсона», «Последний лимузин», «Последний материк», «Последний танец», «Против ветра»;
  • «Рассвет белого генерала», «Рожденные в СССР», «Рок», «Руки прочь от котиков», «Русские хакеры»;
  • «Сахар», «Сердце Байкала», «Соло», «Соль земли», «Социальная дилемма», «Счастливые люди»;
  • «Текст в огне», «Текстура лжи», «Территория привязанности», «Три одинаковых незнакомца»;
  • «Уральское дерби»;
  • «Хей бро»;
  • «Царь горы», «Циркус»;
  • «Человек на проволоке», «Чудомобиль»;
  • «Щенячья школа»;
  • «Юнона и Авось»;
  • «14 вершин»;
  • Black Mambas, Catfish, Free Solo, Kurt Cobain: About a son, Lady Gaga 155, Racing Extinction, The Look of silence, Zoo.
ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять