Владислав Ценев: Актерство никакого отношения к глянцу не имеет
В российский прокат 21 ноября выходит остросюжетная sci-fi драма «Реплика» с Владиславом Ценевым, Никитой Ефремовым и Софией Лебедевой в главных ролях. В интервью MovieStart актер театра и кино Владислав Ценев рассказал о том, чем была примечательна работа над проектом, в чем ценность актерского коуча и кому не стоит идти постигать актерское ремесло.
— Владислав, расскажите о «Реплике». Как вы оказались на проекте?
— Мы снимались с Соней Лебедевой в третьем «Медиаторе», и однажды она спросила, не хотел бы я попробоваться на одну из ролей в полнометражном метре, что она порекомендовала меня режиссеру. Я охотно согласился и познакомился с режиссером «Реплики» Амиром Исаевым. Пробы прошли прекрасно, мне было разрешено импровизировать, вносить свою энергию, свое дыхание. Меня порадовала вовлеченность Амира в проект, сразу было видно, что он знает, чего хочет, а это всегда облегчает взаимодействие, делает его максимально продуктивным.
Кроме того было приятно еще раз поработать с Соней Лебедевой — на «Медиаторе» мы мало взаимодействовали, там она меня быстро «убила» (смеется), а в «Реплике» мы играем мужа и жену. И конечно же, я был рад познакомиться и поработать с замечательным Никитой Ефремовым.
— В чем главный посыл фильма?
— Без любви не обойтись. Это кино про любовь, научный прогресс, семейные отношения и семейные ценности. Но для меня это прежде всего про выбор человека, важность осознания того, что мы пожинаем то, что сеем. Выбор всегда предполагает последствия, цена есть у всего, и об этом всегда нужно помнить.
— Каково ваше отношение к ИИ в искусстве? Как с ИИ взаимодействовать актёрам, режиссёрам, сценаристам, художникам?
— Нейтральное, нужно просто принять, что технический прогресс идет, это не остановить, поэтому глупо противостоять тому же развитию технологий искусственного интеллекту. При этом мне кажется, что живого человека ИИ не заменит. Мы самые разумные существа на планете, мы — сверхкомпьютер, который и создал, собственно, этот ИИ.
— К съёмкам в «Реплике» вы готовились с помощью актерского коуча. Зачем вы прибегли к его услугам?
— Опять же, Соня, познакомила меня с прекрасным человеком, Валерием Караваевым. Это актерский коуч, педагог, у него есть своя лаборатория. Мы начали готовиться к съёмкам под его наставничеством: «вариться» в сценарии, разбирать наших персонажей, режиссер тоже подключился. Это был прекрасный опыт, такое со мной случалось редко, я бы хотел продолжать работать над своими будущими персонажами в аналогичном формате. Работа с коучем открывает новые глубины в понимании своего персонажа. В результате ты выходишь на площадку полностью подготовленный, глобально зная всё про своего героя. Мне это очень пригодилось.
— То есть это ваш первый опыт подготовки к съёмкам, который оказался отличным от предыдущего?
— Да, такое на моей практике, случалось редко. Подобных проектов, когда перед съемками артистам дается время на подготовку и разбор сценария и персонажей, у меня очень мало. Это «Жить жизнь», «Медиатор», «Реплика», а также новый проект, о котором я пока не могу говорить и к которому я готовлюсь сейчас. Вот, пожалуй, и всё, а с коучем я взаимодействовал впервые в рамках работы на «Реплике».
Часто, к сожалению, актеру после его утверждения на роль дается очень мало времени на подготовку — очень быстро начинаются сами съемки. Но когда ты можешь спокойно почитать сценарий, разобрать своего персонажа, в том числе с коллегами, разобрать костюм, грим, это значительно облегчает работу, позволяет артисту сыграть более убедительно, лучше раскрыться.
Кино не театр — у тебя есть дубли, и как ты сыграешь, таким и останешься в памяти зрителей. В театре всё иначе, сегодня ты сыграл так, завтра иначе, там можно пробовать.
«Реплика» тем и замечательна, что, располагая небольшим бюджетом, создатели детально подошли к организации съемочного процесса. Это довольно камерное кино, где нет супергероев, это все-таки человеческая история, которая, уверен, не оставит равнодушными зрителей.
— Какова аудитории «Реплики», на ваш взгляд?
— Наверное, 18+, то есть это люди, способные более или мене погрузиться в историю, понять противоречия, сложившиеся между героями. Это не жанровое кино, это научно-фантастическая драма, хотя от научно-фантастического там только перенос сознания, а в центре сюжета — отношения между героями. Своего зрителя оно найдет точно.
— Вернемся к вопросу о коучинге. Вы продолжаете работать со своим коучем. Зачем?
— Я ушел из «Гоголь центра», когда он закрылся. И сейчас у меня нет работы в театре. Театр — это постоянный тренинг: когда ты служишь в театре, то находишься в тонусе, обойме, на каком-то натянутом, классном нерве, в хорошем смысле этого слова, который не позволяет расслабляться. В кино такого нет — ты занят на проектной работе, не постоянно. И чтобы оставаться в тонусе, я почувствовал потребность в работе с коучем.
Коуч видит твои слабые и сильные стороны. Актер никогда не может себя объективно оценить, даже глядя в плейбек, на экран. Это видят режиссеры, продюсеры, а он просто делает свою работу.
Я всегда знал, что обладаю большим внутренним потенциалом, но не знал детально, как его распределить. Мой коуч правильно распределил эту энергию, после чего я почувствовал колоссальные внутренние перемены, осознал, что раскрываюсь совершенно по-другому. Всё обрело новое качество — ощущения, голос, текст, жесты — всё будто бы встало на свои места.
Помню, как один из моих любимых актеров — Олег Янковский, — как-то в интервью сказал, что актерскому ремеслу нет конца и края, артист всегда работает над собой. Сначала надо себя понять как человека, а уже потом браться за своих героев. Актерское ремесло — это большая ответственность.
— Великие советские артисты — Вицин, Никулин, Моргунов, Миронов и др.- имели ли они коучей? Почему их искусство вечно, а сегодняшнему поколению артиста нужна «прокачка»?
— Может, и не коучи, но наверняка были люди, которые их направляли. Мне интересен западный подход, я несколько лет назад узнал, что даже опытные и большие артисты Голливуда, «А» лист старз, работают с коучами.
— Вы часто ставите в пример зарубежных режиссеров и актеров. Что вас смущает в отечественной индустрии?
— Долгое время я скептически относился к актерам, не имеющим образования. Меня это коробило. Почему я потратил четыре года в этой армейской обстановке, где пашешь 24/7, проходишь столько всего, а тут какой-то условный блогер получает главную роль. Какое-то время я сетовал, но потом понял, что надо поменять к этому отношение, ведь это только мои проблемы, и не надо смотреть на других, надо заниматься собой. Есть классные, убедительные, талантливые артисты без образования.
— Кстати, а почему бы им все-таки не пойти и не поучиться, чтобы раскрыть свои и без того хорошие задатки, как думаете?
— В целом учиться надо, это правда. Дело в том, что когда мы заканчиваем актерское отделение, мы выпускаемся как актеры театра и кино. Но по факту к кино мы имеем опосредованное отношение — в вузе нас учат работать на сцене, а не на съемочной площадке. А театр и кино — это все же разные вещи. Поэтому развиваться надо всегда.
— Как найти правильного агента?
— От агента зависит ровно столько, сколько он получает, как правило, он берет 10-15% от гонорара актера. Остальное зависит только от актера. Если у вас с агентом есть человеческий и творческий контакт, дело в вас. Если вы ходите на пробы, но вас не утверждают, дело в вас. Агента винить в этом смысле не стоит. В индустрии есть хорошие агенты, которые у всех на слуху, к ним попасть — это везение, потому что у актера повышается вероятность быть задействованным в проект. Но помимо этого вы не должны сидеть на месте — продавайте себя, ходите на премьеры, вечеринки — это часть профессии. Ведите активность в соцсетях, делайте классные фотосессии. Вы должны быть в тусовке, потому что никогда не угадаешь, откуда выстрелит. Сидеть на месте точно не стоит. Под лежачий камень вода не течет, даже с классным агентом.
— Вы выросли в Башкортостане, сейчас там активно развивается кино, в особенности анимация. Не было мыслей посотрудничать с местными продакшенами?
— Я знаю классного режиссера из Башкортостана Виталия Дудку, она снял фильм «Юра дворник», сейчас выходит фильм «За слова отвечаю» с Оксаной Акиншиной. Еще знаю Аскара Нигамедзянова, а больше никого не знаю.
— Расскажите о своем отношении к документальному кино. Часто ли вы его смотрели в студенческие годы, в ходе профессиональной деятельности или на досуге?
— Очень интересный жанр, я бы хотел с ним познакомиться поближе, до пока не погружался в док. В студенчестве у меня было много рекомендаций друзей, коллег, но то ли времени не хватало, пока не открыл для себя этот, уверен, удивительный мир. Думаю, что рано или поздно смогу поговорить с вами предметно на эту тему (улыбается).
— В каких случаях молодому творческому человеку лучше не идти в актёрство, на ваш взгляд?
— Когда нам раздали студенческие билеты 1 сентября, мы, первокурсники ГАТИ, поднялись в мастерскую. Мастер нас выстроил полукругом и сказал, мол, ребята, у вас есть еще неделя, чтобы подумать, потому что вы вступаете в жесткую, конкурентную среду. Дня через четыре одна девочка спросила — а мы спать-то вообще будем. Мастер переспросил: Вы о чем? Многие воспринимают актерство как некий глянец и красоту, но это очень жестокая, трудная, кропотливая, порой неблагодарная работа. Если вы хотите красоты, идите в модели, шоумены, куда-то еще. Глянец не имеет никакого отношения к актерской профессии. Это дело всей жизни, которое не терпит халатности. Если тебе не интересно наблюдать за людьми, разбираться в тонкой душевной организации, то это точно не твое.
— С какими странами, на ваш взгляд, вероятнее всего реализовывать копродукционные проекты сегодня?
— Казахстан — там открывается большая платформа с российскими продюсерами. Мы сняли пилот на английском языке. Вообще говоря об отношениях с зарубежными странами, я склонен разрушать этот стеореотип, что российские актеры «там» никому не нужны. Последний пример — участие Юры Борисова, Марка Эйдельштейна в «Аноре». Итог — Пальмовая ветвь на Каннском фестивале. В очередной раз я убедился, что вообще не надо никого слушать, слушать надо только себя, свой внутренний голос. У нас многие актеры работают в Англии, вместе ходят на пробы. Есть агентство «Кастинг Бридж» Юлии Хамитовой. Это просто вопрос желания, работы над собой. Дерзайте, двигайтесь вперед, работайте над собой, и все получится!
Беседовала Алевтина Колдунова